Сущность понятия «одаренность»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 00:29, реферат

Краткое описание

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 309.85 Кб (Скачать)

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

 Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

 По критерию «широта проявлений  в различных видах деятельности»  можно выделить:

 

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.). В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальные способности к музыке, живописи и другим видам искусства формируются под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. Еще одним примером специальных способностей является социальная одаренность — одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе). Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих, психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.

 По критерию «особенности  возрастного развития» можно  дифференцировать:

- раннюю одаренность;

- позднюю одаренность.

 Решающими показателями здесь  выступают темп психического  развития ребенка, а также те  возрастные этапы, на которых  одаренность проявляется в явном  виде. Необходимо учитывать, что  ускоренное психическое развитие  и соответственно раннее обнаружение  дарований (феномен «возрастной  одаренности») далеко не всегда  связаны с высокими достижениями  в более старшем возрасте. В  свою очередь, отсутствие ярких  проявлений одаренности в детском  возрасте не означает отрицательного  вывода относительно перспектив  дальнейшего психического развития  личности.6

 

 

 

              ИКТ в работе с одарёнными детьми

К современным ИТ приобщаются все больше и больше детей и подростков. Однако мотивы такого приобщения по большей части не вызывают восторга ни у педагогов, ни у родителей. Так, довольно широко распространено мнение, что большинство форм активности детей в Интернете не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Действительно, чему радоваться, если школьник, а то и дошкольник, отбросив книги и учебники, позабыв о недавних увлечениях, пренебрегая полезной физической активностью, часами играет в компьютерные игры, ведет пустую болтовню в чате?

Радоваться, может, и нечему, однако следует принять во внимание, что проведенные исследования не вполне подтверждают эту грустную картину. Полученные отечественными и зарубежными специалистами данные свидетельствуют, что интерес к ИТ вовсе не отвлекает детей и подростков от чтения шедевров мировой литературы, походов в театры и выставочные залы, дружеского общения. Да и вообще детским увлечением Интернетом и другими элементами ИТ вполне можно воспользоваться для пробуждения у детей познавательных интересов, расширения сферы этих интересов. Как показывает опыт, подобный подход сулит определенные преимущества и перспективы. Однако реализация его требует «продвинутых» педагогических технологий: специального учебно-методического и дидактического обеспечения, создания соответствующих организационных условий, а также подготовки кадров, которые смогут выполнять всю эту нелегкую работу. Да и собственно технические аспекты — подготовка компьютеров, организация широкополосного подключения к Интернету и т.д. — окажутся составной частью педагогических технологий.5

Цель совместной научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся школы – повышение ИКТ - компетентности, изучение достижений педагогической науки, ее апробация в инновационной деятельности, адаптация в социуме, использование ИКТ в творческом саморазвитии личности. Научно-исследовательская деятельность–это инструмент взаимодействия учителя и ученика. В традиционных обучающих программах развитие креативности и коммуникативных способностей не является приоритетным. Оно лишь позволяет приобретать необходимые знания, умения и навыки. При обучении одаренных учащихся необходимы принципиально новые подходы, компьютерные обучающие и развивающие программы, методы и формы работы с применением ИКТ.

Одним из направлений работы с одаренными детьми - кружковая работа по русскому языку и литературе с использованием возможностей ИКТ. Новые учебно-методические комплекты передовых российских авторов, конкурсы, театральных постановок, - все это повышает мотивацию учащихся, активизирует их познавательную деятельность.

Мудрое использование информационных технологий может стать ценным компонентом, как в учебном процессе, так и в воспитательной работе. Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных и талантливых детей;
  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание базы данных;
  • составление плана работы на год;
  • разработка индивидуального маршрутного листа на каждого талантливого учащегося;
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей;
  • разработка  творческих заданий для использования их  на уроках, внеклассных и индивидуальных занятиях: (олимпиады, конкурсы, проекты,  исследовательская работа);
  • контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников (тематический контроль знаний в рамках учебной и внеклассной  деятельности; контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня);
  • разработка системы поощрений одаренных детей (публикация в СМИ, на сайте школы; премия;).

При работе с одаренными учащимися педагоги, как правило, используют массу дополнительного материала. Это пособия по литературе, различные пособия для подготовки к сдаче экзаменов ЕГЭ и международного уровней. Они помогают сформировать все виды компетенций, необходимых для  успешного развития личности. В настоящее время активно используются  ИКТ технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.

Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна. Это:

Олимпиады онлайн.





участие в телекоммуникационных проектах (групповых и индивидуальных);

  1. участие в онлайн конференциях и других мероприятиях с целью
  2. социализации и сопоставления своего опыта с опытом других участников;

Подготовка к ЕГЭ





участие в онлайн тестах и олимпиадах, что позволяет учащемуся проверить свои достижения без лишних затрат и ставит учащихся с различной степенью материальной обеспеченности в равное положение с учащимися из крупных городов;

  1. разработка и оформление учебных и исследовательских проектов для участия в конференциях различного уровня;

внеурочная деятельность, где учащиеся могут развивать свои способности и углублять знания,. Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.

 

Таким образом, современные компьютерные технологии вносят весомый вклад в развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.                                   

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997.
  2. Даровский А. М. Сто советов по развитию одарённых детей. Родителям, учителям, воспитателям – М.: Роспедагогика, 1997
  3. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др. - М.: ИЧП «Изд-во «Магистр»», 1998.
  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Информационные технологии для одаренных - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=87 
  6. Труфанова Н. А. Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребенка- http://cimpo.irkutsk.ru/deyatelnost/pedagogi/informaciya_po_gms/psihologiya/psihologicheskoe_sop/detskaya_odarennost_/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Штерн Вильям Льюис (William Lewis Stern) (1871-1938) — немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности. Создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ Альфреда Бине.

2 Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. — СПб.: Союз, 1997.

3 Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др. - М.: ИЧП «Изд-во «Магистр»», 1998.

4 Даровский А. М. Сто советов по развитию одарённых детей. Родителям, учителям, воспитателям – М.: Роспедагогика, 1997

 

 


Информация о работе Сущность понятия «одаренность»