Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:35, контрольная работа
Понятие «деятельность» рассматривается различными науками: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой. Деятельность подразумевает активность. В психологии под деятельностью понимают активно взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.
1.Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды.
«Дизайн»
1.Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт искусств
Кафедра дизайна интерьера
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Введение в профессионально-
педагогическую специальность»
Проверил
к.э. н, доцент
Выполнил
Студентка гр. ЗДС-111
Екатеринбург 2011
«Педагогика»
1.Профессионально-
«Дизайн»
1.Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна.
Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности
Понятие «деятельность» рассматривается различными науками: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой. Деятельность подразумевает активность. В психологии под деятельностью понимают активно взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопительных человеческих знаний, опыта, культуры и создания условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определённых социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных образовательных учреждениях. Цель любой профессиональной деятельности выступает производство общественно ценного продукта. Педагогическая деятельность направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся. Профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-
Основной целью профессионально-педагогической деятельности выступает обучение профессии и профессиональное развитие обучаемых. В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельностисвязана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. В ходе профессионально-педагогической деятельности функционируют два типа отношений: субъективно-объективные, обусловленные отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия, и субъективно-субъективные, возникающие между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия. Особенностью педагогической деятельности является то, что вектор «мотив-цель» в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся одинаково. Но для каждого участника он индивидуален, т.е. мотивы участников совместной деятельности различны. Мотивы, в данном случае, выступают в качестве тех личностных основании, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, мотивы же различны и индивидуальны. Реализация цели педагогического взаимодействия касается применения средств и способов взаимодействия с учащимися, опираясь на имеющиеся знания, педагог теоретически соотносит средства и предполагаемый результат своего действия. Педагогические действия преподавателя выступают в форме познавательной задачи. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решение практически никогда не лежит на поверхности. Отбирая способы решения педагогических задач, преподаватель должен ориентироваться на индивидуальные свойства и черты отдельного ученика, учитывать особенности межличностных отношении в коллективе, оснащенность и время протекания педагогического процесса, следует включать как прямые, так и косвенные способы педагогического воздействия. Выбор и применение средств и способов педагогического действия во многом зависит от личности учителя и его профессионализма.
Функции профессионально-педагогической деятельности
Под функцией профессионально-педагогической деятельности понимается однородная по содержанию группа устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для данной категории профессионально-педагогических работников. На основе изучения педагогической деятельности педагогов профессиональной школы Э.Ф.Зеер выделяет две группы функций: целевые и операционные. К целевым он относит функции, которые направлены на достижения главной профессиональной цели – обучение профессии и становление личности специалиста. Традиционно к ним относят обучающую, воспитывающую и развивающую функцию, мотивирующая функция относится также к целевым.
К системе операционных функций относят конструкторскую, организаторскую, коммуникативную, диагностическую и производственно-
Обучающая функция является одной из ведущих в деятельности педагога. Её смысл состоит в формировании у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков. Причём наблюдается различие в обучающей функции у мастера и преподавателя: деятельность преподавателя общеобразовательного цикла направлена в основном на формирование профессионально-
Воспитательная функция педагогических работников заключается в социально-профессиональном воспитании учащихся (социально-политическое, нравственное, трудовое, эстетическая и физическое совершенствование). Но главное в воспитательной работе мастера и преподавателя – это формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивости положительных мотивов труда, склонности и интересы к профессиональной деятельности.
Развивающая функция состоит в психическом развитии учащихся: их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Перед педагогом стоит сложная задача не только психического развития, но и его коррекция, т.к. среди учащихся профессиональной школы немало педагогически запущенных подростков. Наряду с этим встаёт проблема формирования профессионально важных свойств и качеств.
Производственно-
Организаторская функция реализуется в ходе профессионального-
Диагностическая функция очень важна в деятельности педагога профессиональной школы. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, диагностику нужно проводить в короткие сроки; во-вторых, в профессиональной школе большинство подростков с отклонениями в психике и поведении; в-третьих, у многих учащихся не сформированы познавательные потребности и способы учебных действий, т.к. они пришли в училище получать профессию, а не учиться.
Виды профессионально – педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить ещё и методическую работу.
Преподавание – это вид деятельности, который направленный на управление познавательной деятельностью. Преподаванием занимаются преимущественно преподаватель теоретического обучения, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Преподавание осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет обычно жёсткие временные ограничения, строго определённую цель и варианты способов её достижения. Логику преподавания можно жёстко запрограммировать. Мастер производственного обучения решает задачу вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнить различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предположить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.
Хороший мастер производственного обучения не только передаёт свои знания учащимся, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом заключается суть профессионального становления молодёжи. Только мастер, знающий и любящий своё дело, может прививать учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.
Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически её перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа поражает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.
Производственно-
Что такое «дизайн». Основные понятия. Истоки возникновения.
Дизайн является феноменом художественной культуры ХХ века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как ни какой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы не происходило в обществе – новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью – всё находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций.
Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.
Понятие «дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Благодаря поискам дизайнеров мы можем сегодня заглянуть в будущее, причём представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.
Понятие дизайн.
Свою историю слово «Дизайн» берёт от итальянского «disegno» - понятие, которым в эпоху Резонанса обозначили проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в ХVI в. В Англии появляется понятие «disegno», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также – проектировать и конструировать. В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой, производственной, социально-культурной.
Зарождался дизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования наук. Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучная, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленное на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной « зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.
Центральной проблемой дизайна является создание культурно - и антропо сообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна - это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, культурологи, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.
Условие возникновение дизайна.
Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIX в., связывая его появление с промышленной революцией – повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей всё больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство её эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веянием моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбиравшегося в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, конкурентоспособную продукцию.
Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как поровой котёл, двигатель внутреннего сгорания, электромотором, воздухоплавление создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.
XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал «беспроволочный телеграф» - радио. Люди придумали способ делать тонные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию – кино.
Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом, на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности, и стала формироваться новая профессия – дизайнер.
Информация о работе Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности