Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «деятельность» рассматривается различными науками: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой. Деятельность подразумевает активность. В психологии под деятельностью понимают активно взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности.

Оглавление

1.Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды.
«Дизайн»
1.Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра дизайна интерьера

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Введение в профессионально-

педагогическую специальность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил

к.э. н, доцент                                                                                           А.А.Чикин

 

Выполнил

Студентка гр. ЗДС-111                                                                 Волчёнкова К.П.     

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

                                        1.Задание контрольной работы.

                                                            Вариант 1

 

«Педагогика»

1.Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, функции и виды.

  «Дизайн»

1.Дизайн как составной элемент культуры. Различные подходы к определению истории дизайна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности

Понятие «деятельность» рассматривается различными науками: философией, психологией, историей, культурологией, педагогикой.   Деятельность подразумевает активность. В психологии под деятельностью понимают активно взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопительных человеческих знаний, опыта, культуры и создания условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определённых социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных образовательных учреждениях. Цель любой профессиональной деятельности выступает производство общественно ценного продукта. Педагогическая деятельность направлена на обучение, воспитание и развитие учащихся. Профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены её различные признаки. В связи с этим выделяют духовную и практическую, репродуктивную и творческую, индивидуальную и коллективную, профессиональную деятельность. В психологии деятельность понимают как многоуровневую систему, компонентом которой является цель, мотивы, действия и результат (А.Н. Леонтьев). Центральное место в анализе деятельности занимают мотивы и цель. Цель – осознанный желаемый результат. Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как отражение социально-культурного развития в обществе с учётом духовных и природных возможностей личности и запросов общества в квалифицированных специальностях. В ней заключены интересы  и потребности различных социальных и этнических групп и общества в целом, с одной стороны, и потребности, интересы и стремления отдельной личности- с другой.

Основной целью профессионально-педагогической деятельности выступает обучение профессии и профессиональное развитие обучаемых. В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельностисвязана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. В ходе профессионально-педагогической деятельности функционируют два типа отношений: субъективно-объективные, обусловленные отношениями педагога к средству, предмету педагогического воздействия, и субъективно-субъективные, возникающие между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия. Особенностью педагогической деятельности является то, что вектор «мотив-цель» в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся одинаково. Но для каждого участника он индивидуален, т.е. мотивы участников совместной деятельности различны. Мотивы, в данном случае, выступают в качестве тех личностных основании, которые придают педагогической деятельности индивидуальный характер. Таким образом, цели совместной педагогической деятельности совпадают, мотивы же различны и индивидуальны. Реализация цели педагогического взаимодействия касается применения средств и способов взаимодействия с учащимися, опираясь на имеющиеся знания, педагог теоретически соотносит средства и предполагаемый результат своего действия. Педагогические действия преподавателя выступают в форме познавательной задачи. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решение практически никогда не лежит на поверхности. Отбирая способы решения педагогических задач, преподаватель должен ориентироваться на индивидуальные свойства и черты отдельного ученика, учитывать особенности межличностных отношении в коллективе, оснащенность и время протекания педагогического процесса, следует включать как прямые, так и косвенные способы педагогического воздействия. Выбор и применение средств и способов педагогического действия во многом зависит от личности учителя и его профессионализма.

           Функции профессионально-педагогической деятельности

Под функцией профессионально-педагогической деятельности понимается однородная по содержанию группа устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для данной категории профессионально-педагогических работников. На основе изучения педагогической деятельности педагогов профессиональной школы Э.Ф.Зеер выделяет две группы функций: целевые и операционные. К целевым он относит функции, которые направлены на достижения главной профессиональной цели – обучение профессии и становление личности специалиста. Традиционно к ним относят обучающую, воспитывающую и развивающую функцию, мотивирующая функция относится также к целевым.

К системе операционных функций относят конструкторскую, организаторскую, коммуникативную, диагностическую и производственно-технологическую.  Первые черты характерны для педагога любого учебного заведения, последняя – лишь для педагога профессионального обучения.

Обучающая функция является одной из ведущих в деятельности педагога. Её смысл состоит в формировании у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков. Причём наблюдается различие в обучающей функции у мастера и преподавателя: деятельность преподавателя общеобразовательного цикла направлена в основном на формирование профессионально-технологических знаний и умений; обучающая функция мастера производственного обучения заключается в формировании у учащихся профессиональных умений и навыков.

Воспитательная функция педагогических работников заключается в социально-профессиональном воспитании учащихся (социально-политическое, нравственное, трудовое, эстетическая и физическое совершенствование). Но главное в воспитательной работе мастера и преподавателя – это формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивости положительных мотивов труда, склонности и интересы к профессиональной деятельности.

Развивающая функция состоит в психическом развитии учащихся: их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Перед педагогом стоит сложная задача не только психического развития, но и его коррекция, т.к. среди учащихся профессиональной школы немало педагогически запущенных подростков. Наряду с этим встаёт проблема формирования профессионально важных свойств и качеств.

Производственно-технологическая функция в работе мастера производственного обучения сводится к выполнению таких работ, как несложный ремонт, накладка и настройка производственно-технических средств, разработка технической и технологической документации, руководство техническим творчеством учащихся, выполнение производственных работ. Производственно-технологическая функция преподавателя заключается в накладе учебно-демонстрационного оборудования, выполнении расчётно-аналитических работ, рационализаторстве, демонстрации рабочих приёмов и операций в процессе теоретического обучения.

Организаторская функция реализуется в ходе профессионального-образовательного процесса и воспитательной работы. Она осуществляется при проведении уроков, организации познавательной деятельности учащихся, управлении коллективом группы во внеурочное время, организации режима труда и отдыха учащихся, общественно-полезного труда, руководстве научно-техническим творчеством учащихся.

Диагностическая функция очень важна в деятельности педагога профессиональной школы. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, диагностику нужно проводить в короткие сроки; во-вторых, в профессиональной школе большинство подростков с отклонениями в психике и поведении; в-третьих, у многих учащихся не сформированы познавательные потребности и способы учебных действий, т.к. они пришли в училище получать профессию, а не учиться.

      Виды профессионально – педагогической деятельности

Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа,  в профессиональной школе целесообразным было бы выделить ещё и методическую работу.

Преподавание это вид деятельности, который направленный на управление познавательной деятельностью. Преподаванием занимаются преимущественно преподаватель теоретического обучения, как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Преподавание осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет обычно жёсткие временные ограничения, строго определённую цель и варианты способов её достижения. Логику преподавания можно жёстко запрограммировать. Мастер производственного обучения решает задачу вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнить различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда.

Воспитательная работа – это  педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предположить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.

Хороший мастер производственного обучения не только передаёт свои знания учащимся, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом заключается суть профессионального становления молодёжи. Только мастер, знающий и любящий своё дело, может прививать учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.

Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически её перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа поражает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.

Производственно-технологическая деятельность. Мастер производственного обучения занимается разработкой технической и технологической документации, выполнением производственных работ.  Выполнение этой деятельности занимает у педагога профессиональной школы достаточно заметное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и мастерских, знакомстве с научно-технической информацией, участии в научно-технических обществах, руководстве техническим творчеством.

             Что такое «дизайн». Основные понятия. Истоки возникновения.             

Дизайн является феноменом художественной культуры ХХ века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно представить какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как ни какой другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействия с современной техникой. Чтобы не происходило в обществе – новые музыкальные увлечения, интерес к старым рецептам выпечки домашнего хлеба, повышенное внимание к здоровью – всё находит отражение в дизайне, который в свою очередь способствует дальнейшему развитию новых тенденций.

Дизайн отличает ориентация на передовые технологии и материалы, самые современные технические достижения и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообразные вкусы людей.

Понятие «дизайн» сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. Произведения дизайна не только созвучны своему времени, но и, как правило, на полшага впереди современности. Благодаря поискам дизайнеров мы можем сегодня заглянуть в будущее, причём представленное не в фантазиях художников-футуристов, а в реально существующих промышленных образцах. Крупные компании, скрупулезно изучая динамику потребительского спроса, прогнозируют будущее, работают на него, создавая перспективные модели уже для покупателей завтрашнего дня с их разнообразными запросами и изысканным вкусом.                                         

                                     Понятие дизайн.

Свою историю слово «Дизайн» берёт от итальянского «disegno» - понятие, которым в эпоху Резонанса обозначили проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в ХVI в. В Англии появляется понятие «disegno», которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также – проектировать и конструировать. В более узком, профессиональном понимании дизайн означает проектно-художественную деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими  и эстетическими качествами, деятельность по организации комфортной для человека предметной среды – жилой, производственной, социально-культурной.

Зарождался дизайн на пересечении нескольких  видов деятельности: художественно-проектных программ, массовой промышленности, инженерного проектирования наук. Сегодня дизайн – это комплексная междисциплинарная проектно-художественная деятельность, интегрирующая естественнонаучная, технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленное на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной « зоне контакта» его с человеком во всех без исключения сферах жизнедеятельности.

Центральной проблемой дизайна является создание культурно - и антропо сообразного предметного мира, эстетически оцениваемого как гармоничный, целостный. Отсюда особая важность для дизайна -  это использование наряду с инженерно-техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин – философии, культурологи, социологии, психологии, семиотики и др. Все эти знания интегрируются в  акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.                      

                        Условие возникновение дизайна.

Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIX в., связывая его появление с промышленной революцией – повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей всё больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство её эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веянием моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбиравшегося в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, конкурентоспособную продукцию.

Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как поровой котёл, двигатель внутреннего сгорания, электромотором, воздухоплавление создали не только новые области в машиностроении, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому; век, начавшийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. За телеграфом последовал телефон, затем заработал «беспроволочный телеграф» - радио. Люди придумали способ делать тонные изображения с натуры, обходясь без художника, записывать и сохранять на века человеческий голос, сделали первые попытки взлететь на аппарате, тяжелее воздуха, изобрели движущуюся фотографию – кино.

Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом, на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности, и стала формироваться новая профессия – дизайнер.

 

 

 

 

 

Информация о работе Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности