Сущность и содерание воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 27.77 Кб (Скачать)

Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в  единой личности. Ядром личности, детерминирующим  все ее частные проявления, служит мотивацио нно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.

2. Парадигмы воспитания.

Можно описать воспитание как «процесс систематического и  целенаправленного воздействия  на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к  производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с  образованием и обучением»6. Несмотря на дальнейшее идеологическое продолжение, с таким определением сложно спорить. Поэтому попытаемся его понять.

Следует сразу отделить два различных понятия – воспитание как процесс и воспитание как  результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил  такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но в воспитании решающее значение имеет не достигаемая цель, а способ ее достижения.

Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически  до самой смерти. Хотя сила этого  воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса  и так далее. Педагогика как наука  о воспитании на текущий момент имеет  в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс7 – педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную. Каждая из них находит свое применение в определенных условиях. Далее предпринята попытка выделить смысл воспитания при применении каждой парадигмы. При этом под смыслом понимается тот результат, который реально достигается в результате применения парадигмы, а не планируемый результат, который хотелось бы видеть.

Что же собственно является результатом воспитания? Так как  в процессе воспитания происходит формирование определенных отношений индивида с  окружающим его обществом, допустимо  будет сказать, что результатом  воспитания является личность. Под  личностью здесь понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного  человека. Смысл воспитания, таким  образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

2.1. Педагогическая  парадигма 

Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы  воспитать человека с использованием внешней системы принуждения, кнутом и пряником. При этом считается, что  воспитуемый не может осознать смысла воспитания, оценить его необходимость  в процессе воспитания, поэтому единственным способом достижения поставленной задачи является принуждение.

Конечно, маленький  ребенок, личность которого находится  в процессе становления, действительно  не способен самостоятельно отделять агнцов от козлищ. Но внутреннее противоречие педагогической парадигмы с точки зрения автора заключается в том, что, воспитывая принуждением, мы говорим о свободе творчества. Нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы.

Преимущества педагогической парадигмы являются продолжениями  ее недостатков. Нет необходимости  глубоко учитывать индивидуальные особенности воспитуемых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленный соответствующими нормативными документами. Педагогом в таких условиях может  стать любой человек, способный  тем или иным способом утвердить  превосходство своей точки зрения.

Смысл такого воспитания может быть разным – от формирования узких специалистов, неспособных  к творческому мышлению, до поддержки  существующего общественного устройства. Но в любом случае это имеет  мало общего с формированием действительно  полноценной творческой личности. Хотя с другой стороны, каково на самом  деле соотношение между творческими  и нетворческими областями деятельности, можно легко представить…

2.2. Андрологическая парадигма

Согласно андрологической парадигме, воспитуемый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и достигает их. Преподавателю в такой схеме отводится роль помощника, который должен поддержать, подтолкнуть человека на этом пути. Теория этой парадигмы не сформирована, тут (впрочем, как и в педагогике в целом) преобладает феноменологический подход.

Сама концепция  радует тем, что ставить воспитателя  и воспитуемого в более или  менее равное положение. Но тут возникает  другое противоречие. Для того, чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимум сформировать ему пространство выбора цели. А для того, чтобы совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать. Но представить это можно только уже либо в процессе, либо после окончания процесса воспитания. Следует заметить, что данная парадигма применяется в основном в высшем образовании, так что под воспитанием в данном случае понимается получение образования.

Требования к преподавателю  в этом случае возрастают. Необходим  учет индивидуальных особенностей студентов, понимание того, что каждый из них  будет использовать (или не использовать) преподаваемые знания и умения по-своему. Далеко не каждый специалист способен быть педагогом в данном качестве. Конечно, если не сводить процесс  получения образования к чтению перед аудиторией избранных разделов собственной монографии… 

2.3. Акмеологическая парадигма

Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следует предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности, реализации потенциальных возможностей, помощь взобраться на собственную вершину (acme – вершина).

Такой подход имеет  ярко выраженную творческую направленность, находит применение в гуманитарных сферах, различных художественных и  других школах и студиях. В отношении  к человеку проявляется максимальная индивидуальность. От преподавателя  в данном случае требуется быть Личностью  с большой буквы. Необходимо иметь  не только специальную, но и психологическую  подготовку, хорошее знание людей. Это  дано далеко не каждому, поэтому акмеологическая парадигма скорее всего никогда не будет реализована в высшем образовании просто потому, что, строго говоря, этому невозможно научить.

2.4. Коммуникативная  парадигма 

Концепция коммуникативной  парадигмы предусматривает общение  и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения  происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей. В научной сфере это реализуется  разнообразными симпозиумами, конференциями, семинарами и так далее. Коммуникативная  парадигма также лежит в основе различных групповых психологических  тренингов (например, Life Spring). В данном случае роль преподавателя выполняет председатель или ведущий конференции, руководитель тренинга и так далее. Кроме знания предметной области, от такого человека требуется коммуникабельность, разумный конформизм, гибкость и корректность в общении. Для достижения цели необходимо, чтобы участники такого процесса (который также можно рассматривать как воспитательный) были заинтересованы в нем.

2.5. Современная высшая  школа 

Из рассмотрения парадигм современного воспитания легко  заметить, что они (в идеале) ложатся  на вполне определенные периоды жизни  человека:

Период жизни Парадигма 

Детский сад, школа, ПТУ Педагогическая

Высшие учебные  заведения Андрологическая

Профессиональная  деятельность Коммуникативная 

(Акмеологическая парадигма стоит несколько особняком, так как ориентирована прежде всего на гуманитарных творческих личностей. Поскольку в этой сфере автор не считает себя компетентным, далее рассматриваться она не будет).

Казалось бы, такая  схема должна позволить получить именно тот результат процесса воспитания, который бы строил и личность, и  общество. При постепенном повышении  уровня развития самого человека происходит переход от простых форм его воспитания к более сложным. На практике же воспитатели и преподаватели, один раз увидев в воспитуемом своеобразную точку приложения педагогической силы, в силу инертности человеческого мышления не могут переключиться на другие формы работы. Таким образом, искажается первоначальный смысл воспитания.

3. задачи воспитания.

Одна из центральных  задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего  человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой  гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших  школьников носителями общественных ценностей  и идеалов выступают отдельные  люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными  носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также  быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши  в систему взаимосвязанных генетически  преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая  задача воспитания растущих людей - это  формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных  предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать  события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных  явлений. Эта радость познания, радость  собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

Заключение.

Человек, в отличие  от животных, не обладает при рождении никакими способностями. Все способности  человеком усваиваются в процессе его воспитания. И то, что усвоит человек, в огромной степени зависит  от тех людей, от тех личностей, которые  окружают его в первые годы жизни, в так называемый сенситивный период.

Пропагандируемый  гуманистический подход к воспитанию человека состоит в том, что человек  есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия. Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое) должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Любое взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок). При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность самостоятельно.

Информация о работе Сущность и содерание воспитания