Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:10, реферат
Цель данной работы – исследовать судебно-психологическую экспертизу в РФ с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
Введение 3
1. Нормативно-правовые акты регламентирующие производство экспертизы в РФ 4
2. Вопросы которые могут быть поставлены перед экспертом 6
3. Суть судебно-психологической экспертизы 8
Cписок литературы 14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ».
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
Кафедра Уголовного права
дисциплина Судебная экспертиза
Реферат
на тему: «СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА».
Санкт-Петербург
2011
Содержание
Введение 3
1. Нормативно-правовые акты регламентирующие производство экспертизы в РФ 4
2. Вопросы которые могут быть поставлены перед экспертом 6
3. Суть судебно-психологической экспертизы 8
Cписок литературы 14
Введение
Изучение судебной практики
показывает, что в результате своевременного
и обоснованного применения специальных
психологических познаний и методов научной
психологии, позволяющих объективно устанавливать
причины и внутренние механизмы конкретных
поступков людей, вовлеченных в сферу
уголовного судопроизводства, существенно
расширяются возможности доказывания
многих фактов, необходимых для правильного
разрешения уголовных дел. Основная форма
использования психологических познаний
в современном уголовном процессе – это
судебно- психологическая экспертиза.
Она способна оказывать значительную
помощь в решении вопросов о виновности
лиц, совершивших общественно опасные
деяния, квалификации преступлений, индивидуализации
ответственности.
Объектом исследования данной работы является судебно- психологическая экспертиза. Предмет исследования – основные аспекты проведения судебно-психологической экспертизы . Работа состоит из введения, теоретической части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 14 страницах, для написания использовано 10 научных источников.
1. Нормативно-правовые акты регламентирующие производство экспертизы в РФ.
Под судебной экспертизой понимается экспертиза, проводимая в порядке, установленном Уголовно-процессуальным Кодексом РФ (УПК РФ). По смыслу процессуального закона никакие иные нормативно-правовые акты не могут регламентировать проведение судебной экспертизы. Более того, суд, прокурор, следователь, орган дознания не вправе применять любой закон, противоречащий УПК РФ. Судебная экспертиза производится специально уполномоченным лицом, - экспертом. Эксперт должен обладать специальными знаниями и быть назначенным в порядке, установленном УПК РФ (ст. 57 УПК РФ). Согласно положениям Федерального закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», судебная экспертиза представляет собой процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В настоящее время правовую основу организации и деятельности государственных судебно-экспертных учреждений составляют помимо названного Федерального закона Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и нормативные правовые акты Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства здравоохранения РФ и др. Понятие доказательств регламентируются в УПК Ст. 74, ГПК ст.55, АПК ст.64. Допустимые (недопустимые) доказательства – УПК ст.17, ст.75, ст.80, ст. 88; ГПК ст. 59, ст. 60, ст. 67; АПК ст.67, ст. 68, ст. 71, ст. 162. Заключение эксперта – УПК ст. 80, ст. 204, ст. 206; ГПК ст.86; АПК ст. 86; ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» ст. 25. Комиссионная экспертиза – УПК ст.200; ГПК ст.83; АПК ст.84. Комплексная экспертиза - УПК ст.201; ГПК ст.82; АПК ст.85. Порядок производства экспертизы - УПК ст.283; ГПК ст.84; АПК ст. 83. Права и обязанности эксперта - УПК ст. 57; ГПК ст. 85; АПК ст. 55. Ответственность эксперта - УПК ст. 57; ГПК ст.80; АПК ст. 55; УК ст. 307, ст. 310. Вызов эксперта в суд - УПК ст.205, ст. 282; ГПК ст. 187; АПК ст.74, ст.86, ст. 157. Отвод эксперта - УПК ст. 62, ст. 70; ГПК ст.16,ст. 21; АПК ст.8,ст. 23, ст. 24, ст.25, ст. 26. Назначение повторной (дополнительной) экспертизы - УПК ст.207; ГПК ст.87; АПК ст. 87.
2. Вопросы которые могут быть поставлены перед экспертом.
Основные вопросы, на которые
приходится отвечать психологу в большинстве
судебных дел, можно разделить на три категории:
а) вопросы диагностического
характера, касающиеся личностной динамики,
наличия психоза или органической психопатологии,
доказательств симуляции;
б) вопросы, требующие
перехода от уровня диагностики к вынесению
экспертных заключений, касающихся специфических
правовых вопросов, правоспособности
отвечать перед судом, связи психол. расстройства
с аварией, соблюдения интересов ребенка;
в) вопросы, касающиеся
решений по делу - необходимости направления
на лечение и прогноза его результатов,
возможности опасного поведения в будущем
и т. д. Для ответа на такие вопросы судебному
психологу недостаточно лишь традиционных
диагностических умений, ему также необходимо
владение специальными оценочными процедурами
и знание рассматриваемого судебного
дела. Кроме того, ему придется столкнуться
с важными проблемами, касающимися конфиденциальности,
которые будут изменяться от ситуации
к ситуации. Прежде чем приступать к оценке,
психолог должен также проработать с адвокатами
круг вопросов, которые перед ним ставятся,
и помочь им понять, что психол. оценка
может дать и чего она дать не может. Адвокат
должен тж понимать, что психолог получает
свой гонорар только за оценку и что он
не несет обязательств свидетельствовать
в интересах клиента. Будут предоставляться
такие свидетельские показания или нет,
зависит от результатов проведенной оценки. Психологу также необходимо
ознакомиться с «судебной историей» (forensic
history), которая является более обширной,
чем обычная биография, и зачастую включает
такую информацию, как клинические записи,
полицейские отчеты и свидетельские показания.
На эти источники информации впоследствии
надлежит ссылаться при составлении заключения
по результатам оценки.
3. Суть судебно-психологической экспертизы.
Судебно-психологическая
экспертиза является самостоятельным
видом судебной экспертизы, состоящим
в использовании специальных (профессиональных)
психологических познаний для установления
реальных обстоятельств, входящих в
процесс доказывания. Она имеет свой предмет,
собственные объекты и методы экспертного
исследования. В предмет судебно-психологической
экспертизы входит обширный круг обстоятельств,
характеризующих субъективную сторону
совершенного деяния, наличие и пределы
осознания и руководства (управляемости)
своим поведением в уголовно релевантных
ситуациях, а также состояния и свойства
личности, значимые для индивидуализации
ответственности и наказания. Объектами
судебно-психологической экспертизы служат
источники информации о психической деятельности
человека - результаты экспериментально-
Методика судебно-
1. Сбор материалов, необходимых
для проведения экспертизы - следователь
(суд), предвидя возможность
2. Сбор информации о
личности испытуемого - в ходе
изучения личности собираются
сведения о том, как он рос,
развивался, какие имеются неблагоприятные
наследственные факторы, каким
образом и в чем конкретно
проявлялись особенности его
нервной системы, психики,
3. В процессе расследования
собираются сведения об
4. Сбор информации о
ситуации, имеющей значение для
всестороннего изучения