Стимулирование речевой активности детей посредством организации речевой развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:26, контрольная работа

Краткое описание

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования работа по речевому развитию детей в детском саду направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; через практическое овладение дошкольниками нормами речи.

Оглавление

Введение 3
1. Стимулирование речевой активности детей посредством организации речевой развивающей среды в ДОУ 4
2. Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей 8
Заключение 10
Литература 11

Файлы: 1 файл

Организация речевой развивающей среды в ДОУ.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольное образование призвано обеспечивать разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Среди названных направлений особое внимание педагогов и родителей уделяется работе по речевому развитию детей дошкольного возраста. Это не случайно, поскольку в дошкольной педагогике и психологии отмечается не только тесная взаимосвязь умственного и речевого развития детей, но и сензитивность периода дошкольного возраста к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи.

Согласно Федеральным  государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования работа по речевому развитию детей в детском саду направлена на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; через практическое овладение дошкольниками нормами речи.

Современные изменения  в системе дошкольного образования в первую очередь вызвали необходимость замены привычной для нас трехблочной модели образовательного процесса, что влечет за собой проблему оптимизации процесса обучения детей дошкольного возраста, в том числе и проблему оптимизации процесса их речевого развития.

Одним из оптимальных  путей решения названной проблемы сегодня признана организация речевой  развивающей среды в каждой группе детского сада. Организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

  1. Стимулирование речевой активности детей посредством организации речевой развивающей среды в ДОУ

 

Развитием речи в группах дошкольных образовательных учреждений занимаются и логопед, и воспитатель, в том числе на занятиях – как общеобразовательных фронтальных, так и специальных логопедических. Несмотря на их несомненную пользу, нельзя не отметить и недостатки: практически работают только активные дети, удельный вес собственной речи ребенка невелик – большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и других детей. Следовательно, необходимо способствовать тому, чтобы все дошкольники имели возможность развивать речь вне занятий, стимулировать собственную речевую активность детей, организуя в дошкольном образовательном учреждении развивающую речевую среду.

Среда должна быть источником детского развития. Все, что  воздействует на ребенка из окружающего  мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

Развивающая среда  это не отработка знаний ребенка, а внутреннее стимулирование его  развития. Ведь все, что попадает в  поле зрения ребенка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Все современные  системы образования стремятся  к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижером, развивающим разум ребенка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Предметно-игровая  среда должна отвечать следующим  параметрам:

  • проблемная насыщенность;
  • создание оптимальных условий для речевого личностного развития детей;
  • многофункциональность и вариативность модели среды: открытость к изменению, преобразованию среды детьми, в соответствии с рабочей лексической темой;
  • неординарность, приближение к домашней обстановке;
  • стимулирование и провоцирование речевой активности, диалога в освоении речевой лексической темы;
  • психологическая комфортность: создание обстановки, которая расковывает и подводит к мотивации успешности.

Среда, окружающая детей в группе должна обеспечивать:

  • чувство психологической защищенности;
  • средства полноценного развития, то есть должна быть обеспечена радость существования;
  • решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности «ребенок – педагог»;
  • сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Развивающая речевая среда оформляется согласно тематическому планированию по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда и направлен на индивидуальное развитие каждого ребенка, максимальное раскрытие его индивидуальных возможностей. Игры и пособия должны быть интересны и привлекательны, чтобы дети захотели самостоятельно продолжать деятельность, начатую совместно с педагогом.

Один из вариантов оформления: экологический букварь. Он разделяется  на четыре сезона: осень, зима, весна, лето. А в каждом сезоне меняется лексическая  тема.

Например, осенний период – «Осень в волшебном лесу» (темы: фрукты, овощи, перелетные птицы, откуда хлеб пришел и др.); зимний период – «Зима в волшебном лесу» (темы: зимующие птицы, зимние месяцы, зимние развлечения и др.).

Можно создать в речевом уголке персонажа (цыпленок, котенок), который будет предлагать детям различные темы, игры, загадки, вопросы и создавать соответствующее оформление темы.

В развивающей речевой среде должно присутствовать зеркало. С его помощью можно проводить индивидуальные занятия по автоматизации поставленных учителем-логопедом  звуков. Тут же можно поместить дыхательные тренажеры, соответствующие лексической теме: «транспорт» - самолеты, «зима» - снежинки, «осень» - листочки, капельки дождя.

Вокруг зеркала  можно расположить пиктограммы  для проведения психогимнастики. Это  наборы фруктов, снежинок, листочков, посуды, а также сапожки, машины со схематичными изображениями эмоций. С их помощью  дети учатся выражать свои чувства  и переживания.

На магнитной доске можно прикрепить для рассматривания и составления рассказов предметные и сюжетные картинки, соответствующие лексической теме. Можно сделать для них специальные кармашки, чтобы дети могли ими свободно пользоваться. Также хорошо сделать альбомы с демонстративными картинками по темам.

Еще в развивающей речевой среде находятся:

план-схемы для  составления описательных рассказов;

  • условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей (наборы карточек с разнообразными изображениями);
  • дидактические игры на развитие тактильных ощущений, на познание и закрепление свойств окружающих предметов, зрительного и слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений;
  • аудио- и видеозаписи;
  • уголок художественной литературой с подбором книг по теме;
  • картотеки артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений и стихотворений для заучивания с детьми;
  • медиатека презентаций и компьютерных игр по лексическим темам;
  • игровые модули для сюжетно-ролевых игр;
  • игрушки – маркеры;
  • наборы для театрализованной деятельности (настольный театр, элементы театральных костюмов).

Очень важна  работа с родителями, вовлечение их в педагогический процесс, их участие  в выставках, консультациях, открытых занятиях, активное выполнение домашних заданий, подготовленных учителем-логопедом.

И только тогда, когда развивающая речевая среда будет специально оформлена, когда она будет развиваться системно во всех видах деятельности и при участии всех специалистов ДОУ и родителей, только тогда вовлеченные в интересную для себя деятельность активизируются и дети, а, следовательно, будет лучше и качественнее результат их речевого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Рекомендации педагогам по созданию речевой среды для обогащения словаря детей

 

Для организации речевой развивающей среды, которая в значительной степени позволит обогатить словарь детей, необходимо:

- продолжать помогать детям общаться с незнакомыми взрослыми и сверстниками по средствам поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари);

- подсказывать  детям образцы обращения с  взрослыми, зашедшими в группу (скажи «проходите, пожалуйста»,  предложите «хотите посмотреть, что у нас в группе», ребята  спросите Нину Николаевну, понравились  ли вам наши рисунки»);  

- в быту в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать, налаживать контакты друг с другом (посоветуй Кате посадить куклу на другой стульчик, предложи Саше сделать ворота шире);

- в целях развития инициативной речи для обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, набор предметов;

- рассказывать детям об этих предметах, а так же об интересных событиях, например, о повадках, хитростях домашних животных.

Помимо всего  этого в группе рекомендуется  иметь соответствующее оборудование и пособия для ознакомления с окружающим и развития речи:

1. Альбом «Говори правильно» (автор О.И.Соловьева).

2. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста.

3. Звучащее слово (автор Г.А.Тумакова).

4. Детям о профессиях (автор Л.С.Барсукова).

5. Наша армия  родная (составители Л.Д.Митюшина, В.И.Шередега).

6. Мы играем (автор Е.Г.Батурина).

7. Правила дорожного движения (авторы Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко).

8. Картины для расширения представлений и развития речи детей второго и третьего года жизни (авторы В.А. Езикеева, Е.И.Радина).

9. Предметные картины (раздаточный материал): игрушки, посуда, одежда, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья.

10. Сюжетные  картинки (раздаточный материал): простой  сюжет с одним действующим  лицом (девочка поливает цветы,  мальчик катается на велосипеде).

11. Иллюстрации о труде взрослых.

12. Открытки по произведениям детской художественной литературы.

13. Аудиозаписи  (произведения детской художественной  литературы в исполнении мастеров  искусств).

14. Дидактическая кукла с комплектом одежды на все сезоны, обуви, белья, головных уборов, мебели, постельных принадлежностей, посуды.

15. Настольный плоскостной театр.  

16. Театр петрушек.

17. Кукольный пальчиковый театр.

18. Теневой театр.

19. Фланелеграф  60 на 90 см.

20. Подставка для демонстрации иллюстрированного материала.

22. Экран.

23.Видеопроектор.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Речевая развивающая среда создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей, обеспечивает разные виды детской активности, не только речевую, но и умственную, физическую, игровую, т.е. становится основой для самостоятельной речевой деятельности каждого ребенка.

Организация речевой  развивающей среды в ДОУ повышает эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения не только к окружающему миру предметов, людей, природы, но и к системе родного языка, формируя тем самым у них элементарное осознание явлений родного языка и речи.

Таким образом, одним  из эффективных путей решения  проблемы оптимизации процесса речевого развития детей дошкольного возраста в современных условиях признана организация речевой развивающей среды в каждой возрастной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  2. Гербова В.В.  «Развитие речи в детском саду» - программа и методические рекомендации. М.: «Мозаика – Синтез», 2005.

 


Информация о работе Стимулирование речевой активности детей посредством организации речевой развивающей среды в ДОУ