Стиль педагогического общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 08:28, доклад

Краткое описание

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Файлы: 1 файл

стиль педагогического общения.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

  Что же  такое стиль педагогического  общения, в чем его своеобразие,  как

он формируется?

  Для продуктивной  коммуникативной деятельности педагог  должен знать,  что общение  пронизывает всю  систему   педагогического  воздействия,  каждый  его микроэлемент.

  Специфика педагогического общения обусловлена различными   социально- ролевыми   и   функциональными   позициями   его   субъектов.   В   процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно  осуществляет   свои социально-ролевые и функциональные  обязанности  по  руководству  процессом обучения и воспитания. Стиль  общения  и  руководства  в  существенной  мере определяет  эффективность  обучения  и  воспитания,  а   также   особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

  На уроке  педагогу необходимо овладеть  коммуникативной  структурой  всего педагогического процесса, быть максимально  чутким  к   малейшим  изменениям, постоянно   соотносить  избранные  методы   педагогического   воздействия   с особенностями общения на данном этапе. Все это  требует  от  учителя  умения одновременно решать две проблемы:

   1.  конструировать  особенности  своего  поведения  (свою  педагогическую

      индивидуальность), своих отношений  с учащимися, т. е. стиль общения;

   2. конструировать  выразительные  средства  коммуникативного  воздействия.

      Второй  компонент  постоянно   меняется   под   влиянием   возникающих

      педагогических  и  соответственно  коммуникативных  задач.  В   выборе

      системы  выразительных  средств  коммуникации   важную   роль   играет

      сложившийся тип взаимоотношений  педагога с учащимися.

  Можно выделить  следующие характеристики общения  в процессе педагогической деятельности:

  - общая сложившаяся система общения педагога  и учащихся  (определенный стиль общения);

  - система общения,  характерная для конкретного этапа педагогической

      деятельности;

  - ситуативная система общения,  возникающая при решении конкретной

      педагогической и коммуникативной  задачи.

  Под стилем  общения мы понимаем  индивидуально-типологические  особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.  В стиле общения находят выражение:

    . особенности  коммуникативных возможностей учителя;

    . сложившийся  характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

    . творческая  индивидуальность педагога;

    . особенности  ученического коллектива.  Причем  необходимо  подчеркнуть,  что   стиль  общения  педагога  с  детьми  –  категория   социально   и  нравственно  насыщенная.  Она воплощает в себе  социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

  Первое экспериментальное  исследование стилей  общения  было  проведено  в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.

  В наши  дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных. 

1. Авторитарный

  При авторитарном  стиле характерная  тенденция   на  жесткое  управление  и

всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно  чаще своих коллег  прибегает  к  приказному  тону,  делает   резкие   замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов  группы  и неаргументированное  восхваление  других.  Авторитарный   преподаватель   не только определяет общие цели  работы,  но  и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать,  и т.  д. Характерно,  что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не  знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного  этапа  и что ждет впереди. Исследования показали,  что такое поведение руководителя  объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность

2. Попустительский

  Главной  особенностью попустительского  стиля  руководства  по  сути  дела

является самоустранение руководителя из  учебно-производственного  процесса, снятие  с себя  ответственности за  происходящее.  Попустительский   стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных.  Результаты  его апробации — наименьший объем выполненной работы  и  ее  наихудшее  качество.

Важно отметить, что ученики  не  бывают  удовлетворены  работой  в  подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности,  а работа  скорее напоминает безответственную  игру.  При  попустительском  стиле  руководства учитель  стремится  как  можно  меньше   вмешиваться   в   жизнедеятельность учащихся,  практически  устраняется  от   руководства   ими,   ограничиваясь формальным    выполнением    обязанностей    и    указаний    администрации. Непоследовательный стиль характерен  тем,  что учитель в зависимости от внешних   обстоятельств   или    собственного    эмоционального    состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3. Демократический

    Что   касается  демократического  стиля,  то  здесь  в  первую   очередь

оцениваются  факты,  а  не   личность.   При   этом   главной   особенностью

демократического  стиля  оказывается  то,  что  группа  принимает   активное

участие в обсуждении всего хода  предстоящей  работы  и  ее  организации.  В результате  у  учеников  развивается  уверенность  в   себе,   стимулируется

самоуправление. Параллельно увеличению инициативы  возрастают  общительность и доверительность  в личных взаимоотношениях.  Если  при  авторитарном  стиле между членами группы царила вражда, особенно  заметная  на  фоне  покорности руководителю  и  даже  заискивания  перед  ним,   то   при   демократическом управлении учащиеся  не  только  проявляют  интерес  к  работе,  обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но  сближаются  между  собой  в  личностном

отношении.  При  демократическом  стиле  руководства  учитель  опирается  на коллектив,   стимулирует   самостоятельность   учащихся.    В    организации деятельности коллектива учитель  старается  занять  позицию  «первого  среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим  замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы.  Ученики  обсуждают  проблемы коллективной жизни и делают  выбор,  но  окончательное  решение  формулирует

учитель.

4. Общение на  основе увлеченности совместной  творческой деятельностью.

   В основе  этого стиля – единство высокого  профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность  совместным  с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной  деятельности  учителя,  но  в большей  степени  его  отношения  к  педагогической  деятельности  в  целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство  “гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...”

Этот  стиль общения можно рассматривать  как  предпосылку  успешной  совместной  учебно- воспитательной   деятельности.   Увлеченность   общим   делом   –   источник дружественности   и    одновременно    дружественность,    помноженная    на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный  поиск.

5. Общение-дистанция

  Этот стиль  общения используют как опытные   педагоги,  так  и  начинающие. Суть его заключается  в  том,  что  в  системе  взаимоотношений  педагога  и учащихся в качестве ограничителя  выступает  дистанция.  Но  и  здесь  нужно соблюдать  меру.  Гипертрофирование  дистанции  ведет  к  формализации  всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и  не

способствует  созданию  истинно  творческой  атмосферы.   Дистанция   должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она  необходима.  Но она должна вытекать из общей логики  отношений  ученика  и  педагога,  а  не диктоваться учителем как основа  взаимоотношений.  Дистанция  выступает  как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что  начинающие  учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же  утвердить  себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как  средство самоутверждения  в  ученической,  да  и  в  педагогической   среде.   Но   в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет  к

педагогическим  неудачам. 

Авторитет  должен   завоевываться   не   через   механическое   установление

дистанции,  а  через  взаимопонимание,  в  процессе  совместной   творческой

деятельности. И  здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения,  так и ситуативный подход к человеку.

  Общение-дистанция  в известной степени является  переходным этапом к  такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

6. Общение –  устрашение

  Этот  стиль   общения,  к  которому  также  иногда  обращаются  начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение  на основе   увлеченности   совместной   деятельностью.   Ведь   такое   общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко  идет  по  линии  наименьшего сопротивления,  избирая  общение-устрашение  или  дистанцию  в  крайнем   ее  проявлении.

В  творческом  отношении  общение-устрашение   вообще   бесперспективно.   В сущности  своей  оно  не  только  не  создает   коммуникативной   атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность,  но,  наоборот,  регламентирует  ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на  то,  чего  делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на  которой  зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стиль педагогического общения