Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа
Специальная общеобразовательная школа-интернат (или школа) для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), являясь одним из звеньев общей системы народного образования, определяет социальное и правовое положение лиц с умственной отсталостью в обществе, узаконивает для них равные гражданские права на получение образования. Вспомогательная школа как государственное учреждение начала функционировать с 1918 г.
Становление вспомогательной школы и ее задачи
Специальная общеобразовательная школа-интернат (или школа) для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), являясь одним из звеньев общей системы народного образования, определяет социальное и правовое положение лиц с умственной отсталостью в обществе, узаконивает для них равные гражданские права на получение образования. Вспомогательная школа как государственное учреждение начала функционировать с 1918 г. Основным направлением специального обучения становится забота о воспитании и обучении аномальных детей с тем, чтобы они могли полноценно жить и трудиться.
Процесс развития вспомогательной школы связан с совершенствованием общего образования в стране. Она прошла те же важнейшие этапы развития; изменения, происходившие в школьной педагогике, откликавшейся на требования времени, так же касались и ее.
В 1926 г. устанавливается пятилетий срок обучения во вспомогательной школе. В 1928 г. утверждается первое «Положение о вспомогательной школе и вспомогательных группах для умственно отсталых детей». Вспомогательная школа окончательно оформляется в особый тип специального учреждения. Коррекция, компенсация дефекта выдвигается в качестве основной специальной задачи вспомогательной школы.
В 1931 г. вспомогательная школа
становится фабрично-заводской семилеткой
(ФЗУ). Однако в основу обучения был
положен учебный план массовой школы.
Такое направление в развитии
вспомогательной школы
В 1936 г. вспомогательная школа преобразовалась в семилетнюю с особым учебным планом и программой. Определяются общие и специфические задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей. Предусматриваются мероприятия по улучшению трудовой подготовки учащихся и их физического воспитания. По всем учебным предметам начинают издаваться специальные учебники, разрабатываются программы профессионально-трудового обучения.
Во время войны (с 1942/43 учебного года) в учебных планах и программах вспомогательной школы нашли отражение требования военной обстановки. На 2 ч. в неделю увеличивается время, отводимое на профессионально-трудовое обучение, сверх учебного плана вводятся основы сельского хозяйства. В III и IV классе вводится военно-физкультурная подготовка, в VII классе — элементы начальной военной подготовки.
С 1969 г. вспомогательная школа
С 1970 г. проводится более четкая ориентировка
на коррекционно-развивающее
С 1986/87 учебного года была изменена структура
вспомогательной школы. Внесенные
изменения связаны с
Они существуют при вспомогательных
школах, имеющих необходимую
Производственные классы открываются
на основании решения органов
народного образования, в ведении
которых находятся
В настоящее время
Таким образом, специальной задачей
вспомогательной школы является
коррекция недостатков
Большое значение во вспомогательной
школе имеет подготовка умственно
отсталых школьников к самостоятельной
жизни. Она осуществляется в младших
классах в процессе ознакомления
с предметами и явлениями окружающей
действительности во время экскурсий
и предметных уроков, в старших
классах — на специальных занятиях
по социально-бытовой
Обучение во вспомогательной школе осуществляется по специальному учебному плану, оригинальным программам и учебникам. Разрабатываются специфические методы и приемы обучения умственно отсталых детей. В отличие от всех типов школ вспомогательная школа не дает учащимся цензового образования.
Основным типом учреждения для умственно отсталых школьников является школа-интернат, а в больших городах — школа с продленным днем или группами продленного дня.
Организационной формой обучения умственно
отсталых детей является урок. Внеклассные
мероприятия осуществляются в группах-классах.
Специальные коррекционные
Трудовое обучение во вспомогательной
школе имеет профессиональную направленность.
Задача трудовой подготовки решается
путем воспитания у учащихся общей
готовности к труду и сообщения
им системы технико-
Трудовое обучение осуществляется
по различным видам профессий. Виды
трудового обучения в каждой конкретной
школе определяются местными органами
народного образования с учетом
учебно-трудовых возможностей учащихся,
условий производственного
Для занятий по труду IV-VIII, IX и X классы делятся на 2 группы (мальчиков и девочек).
Комплектование учебных групп для профессионально-трудовой подготовки проводится на основании изучения индивидуально-трудовых возможностей учащихся в 1-3 классах и по медицинским показаниям.
Уроки трудового обучения в 1-П1 классах проводятся в специально оборудованных классах, в IV-VIII, IX классах — в школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием. В мастерских соблюдаются необходимые условия техники безопасности и производственной санитарии.
В производственных мастерских во внеурочное
время организуется производительный
труд учащихся. Объекты работ
Для учащихся старших классов проводится производственная практика на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве, где они трудятся в обычных рабочих коллективах.
По окончании школы выпускники получают документы установленного образца. В документе об окончании восьмиили девятилетней специальной общеобразовательной школы-интерната (школы) для умственно отсталых детей (вспомогательной школы) указывается вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду.
По окончании IX или X производственного
класса учащиеся сдают квалификационные
экзамены по специальности на базовом
предприятии, где проводилась
Вспомогательные школы имеют учебные
кабинеты, библиотеку, учебные мастерские,
физкультурный и актовый залы,
подсобные хозяйства для
Учебно-воспитательный процесс во
вспомогательной школе
Руководят вспомогательной школой
директор, заместитель или заместители
директора по учебной (учебно-воспитательной)
работе. Руководители, учителя и
воспитатели вспомогательной
Вспомогательные школы имеют штат
медицинских работников, необходимый
для проведения лечебно-профилактической
и санитарно-гигиенической
Школа несет ответственность перед
обществом и государством за реализацию
прав личности умственно отсталого
ребенка на образование и трудовую
подготовку, за создание максимально
благоприятных условий для
С целью улучшения учебно-
Вспомогательная школа-интернат (школа)
нуждается в улучшении учебно-
Только 15-20% из числа подростков 16-18 лет, оканчивающих вспомогательную школу, по своим возможностям могут повысить профессиональную подготовку в системе ПТУ. Остальные, как правило, вливаются в трудовые коллективы и начинают самостоятельную жизнь, зачастую не будучи к ней готовыми. Вчерашние школьники с большим трудом адаптируются в окружающей среде и быту. Особенно тяжело этот процесс проходит у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы решить эту важную социальную задачу, необходимо в течение 3-5 лет после выпуска обеспечивать подросткам социальную опеку: следует гарантировать законодательным путем трудоустройство, достойный уровень быта, отдельным выпускникам предоставить возможность повышения не только профессиональной (в ПТУ), но и общеобразовательной подготовки.
Информация о работе Становление вспомогательной школы и ее задачи