Становление вспомогательной школы и ее задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:54, контрольная работа

Краткое описание

Специальная общеобразовательная школа-интернат (или школа) для умственно отсталых детей (вспомогательная школа), являясь одним из звеньев общей системы народного образования, определяет социальное и правовое положение лиц с умственной отсталостью в обществе, узаконивает для них равные гражданские права на получение образования. Вспомогательная школа как государственное учреждение начала функционировать с 1918 г.

Файлы: 1 файл

Становление вспомогательной школы и ее задачи.docx

— 20.56 Кб (Скачать)

Становление вспомогательной  школы и ее задачи

Специальная общеобразовательная  школа-интернат (или школа) для умственно  отсталых детей (вспомогательная школа), являясь одним из звеньев общей  системы народного образования, определяет социальное и правовое положение  лиц с умственной отсталостью  в обществе, узаконивает для них  равные гражданские права на получение  образования. Вспомогательная школа  как государственное учреждение начала функционировать с 1918 г. Основным направлением специального обучения становится забота о воспитании и обучении аномальных детей с тем, чтобы они могли  полноценно жить и трудиться.

Процесс развития вспомогательной  школы связан с совершенствованием общего образования в стране. Она  прошла те же важнейшие этапы развития; изменения, происходившие в школьной педагогике, откликавшейся на требования времени, так же касались и ее.

В 1926 г. устанавливается пятилетий  срок обучения во вспомогательной школе. В 1928 г. утверждается первое «Положение о вспомогательной школе и  вспомогательных группах для  умственно отсталых детей». Вспомогательная  школа окончательно оформляется  в особый тип специального учреждения. Коррекция, компенсация дефекта  выдвигается в качестве основной специальной задачи вспомогательной  школы.

В 1931 г. вспомогательная школа  становится фабрично-заводской семилеткой (ФЗУ). Однако в основу обучения был  положен учебный план массовой школы. Такое направление в развитии вспомогательной школы подверглось  критике за потерю специфики, игнорирование  своеобразных особенностей вспомогательной  школы (И. И. Данюшевский, Н. А. Коновалов, М. Ф. Гнездилов).

В 1936 г. вспомогательная школа  преобразовалась в семилетнюю с особым учебным планом и программой. Определяются общие и специфические задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей. Предусматриваются мероприятия по улучшению трудовой подготовки учащихся и их физического воспитания. По всем учебным предметам начинают издаваться специальные учебники, разрабатываются программы профессионально-трудового обучения.

Во время войны (с 1942/43 учебного года) в учебных планах и программах вспомогательной школы нашли  отражение требования военной обстановки. На 2 ч. в неделю увеличивается время, отводимое на профессионально-трудовое обучение, сверх учебного плана вводятся основы сельского хозяйства. В III и IV классе вводится военно-физкультурная  подготовка, в VII классе — элементы начальной военной подготовки.

С 1969 г. вспомогательная школа становится восьмилетней. Учебный план включает общеобразовательные предметы, труд, в частности сельскохозяйственный, логопедические занятия. Предусматривается  расширение пропедевтической работы в  младших классах. В старших вводится производственная практика. В целях  совершенствования трудового обучения умственно Отсталых школьников и  их социальной адаптации с 1969 г. открываются  девятые классы с повышенной профессионально-трудовой подготовкой,

С 1970 г. проводится более четкая ориентировка на коррекционно-развивающее обучение. В систему родного языка вводится новый раздел «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений  окружающей действительности», увеличивается  количество часов на проведение логопедической работы в учащимися. Расширяется сеть школ с девятыми классами. С целью совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы введен новый предмет «Социально-бытовая ориентировка» как специальный вид коррекционных занятий, имеющих большое практическое значение.

С 1986/87 учебного года была изменена структура  вспомогательной школы. Внесенные  изменения связаны с увеличением  срока обучения на 1 год при сохранившемся, в основном, объеме содержания учебного материала. Таким образом, сократилась  недельная учебная нагрузка по всем классам, были введены новые виды коррекционных занятий (ритмика и ЛФК). Школа сохранила право иметь восьмилетний срок обучения. Однако большинство вспомогательных школ перешло на десятилетний срок обучения. Вызвано это было тем, что многие умственно отсталые учащиеся, оканчивая школы и 15-16 лет, ни физически, ни нравственно не были готовы вступить в самостоятельную жизнь. Возникали большие сложности с их социальной адаптацией. Ежедневная шестичасовая работа оказывалась непосильной многим выпускникам по состоянию их здоровья. Классы девятые или десятые (в зависимости от срока обучения — восьмилетнего или девятилетнего) с повышенной профессиональной подготовкой стали называться производственными.

Они существуют при вспомогательных  школах, имеющих необходимую материальную базу профессионально-трудовой подготовки и производственной практики на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Производственные классы открываются  на основании решения органов  народного образования, в ведении  которых находятся вспомогательные  школы. В эти классы зачисляются  выпускники восьмых или девятых  классов, возможности которых позволяют  овладеть избранными профессиями.

В настоящее время вспомогательная  школа имеет младшие (I-IV) и старшие (V-VIII,IX) классы. Обучение в младших  классах носит большую пропедевтическую направленность.

Таким образом, специальной задачей  вспомогательной школы является коррекция недостатков психофизического развития и познавательной деятельности школьников. Исправление недостатков  развития достигается, в основном, педагогическими  средствами в процессе обучения. Исправление  речевых нарушений и моторики осуществляется на коррекционных занятиях — логопедических, ритмики, ЛФК.

Большое значение во вспомогательной  школе имеет подготовка умственно  отсталых школьников к самостоятельной  жизни. Она осуществляется в младших  классах в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности во время экскурсий  и предметных уроков, в старших  классах — на специальных занятиях по социально-бытовой ориентировке, а также в общей системе  учебно-воспитательной работы.

Обучение во вспомогательной школе  осуществляется по специальному учебному плану, оригинальным программам и учебникам. Разрабатываются специфические  методы и приемы обучения умственно  отсталых детей. В отличие от всех типов школ вспомогательная школа  не дает учащимся цензового образования.

Основным типом учреждения для  умственно отсталых школьников является школа-интернат, а в больших городах  — школа с продленным днем или  группами продленного дня.

Организационной формой обучения умственно  отсталых детей является урок. Внеклассные  мероприятия осуществляются в группах-классах. Специальные коррекционные занятия  по ЛФК и логопедические проводятся индивидуально или по группам.

Трудовое обучение во вспомогательной  школе имеет профессиональную направленность. Задача трудовой подготовки решается путем воспитания у учащихся общей  готовности к труду и сообщения  им системы технико-технологических  знаний, умений и навыков по определенной профессии. У школьников формируется  устойчивое положительное отношение  к изучаемой профессии.

Трудовое обучение осуществляется по различным видам профессий. Виды трудового обучения в каждой конкретной школе определяются местными органами народного образования с учетом учебно-трудовых возможностей учащихся, условий производственного окружения  школы, возможности проведения производственной практики, а также возможности трудоустройства выпускников по месту жительства.

Для занятий по труду IV-VIII, IX и X классы делятся на 2 группы (мальчиков и  девочек).

Комплектование учебных групп  для профессионально-трудовой подготовки проводится на основании изучения индивидуально-трудовых возможностей учащихся в 1-3 классах  и по медицинским показаниям.

Уроки трудового обучения в 1-П1 классах  проводятся в специально оборудованных  классах, в IV-VIII, IX классах — в  школьных мастерских, оснащенных станками и оборудованием. В мастерских соблюдаются  необходимые условия техники  безопасности и производственной санитарии.

В производственных мастерских во внеурочное время организуется производительный труд учащихся. Объекты работ производительного  труда в V-VIII, IX классах должны соответствовать  профессии, изучаемой школьниками  данной группы.

Для учащихся старших классов проводится производственная практика на заводах  и фабриках, в сельском хозяйстве, где они трудятся в обычных  рабочих коллективах.

По окончании школы выпускники получают документы установленного образца. В документе об окончании  восьмиили девятилетней специальной общеобразовательной школы-интерната (школы) для умственно отсталых детей (вспомогательной школы) указывается вид профессионально-трудовой подготовки и итоговая оценка успеваемости по труду.

По окончании IX или X производственного  класса учащиеся сдают квалификационные экзамены по специальности на базовом  предприятии, где проводилась производственная практика, комиссии базового предприятия  в соответствии с действующим  законодательством, Учащимся, успешно  сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда), а школа выдает справку об окончании IX или X производственного класса.

Вспомогательные школы имеют учебные  кабинеты, библиотеку, учебные мастерские, физкультурный и актовый залы, подсобные хозяйства для трудовой подготовки учащихся, логопедический кабинет для коррекции речи, кабинет  врача.

Учебно-воспитательный процесс во вспомогательной школе осуществляют учителя, ведущие общеобразовательные  предметы, специалисты по трудовому  обучению, физическому воспитанию, логопед, воспитатели.

Руководят вспомогательной школой директор, заместитель или заместители  директора по учебной (учебно-воспитательной) работе. Руководители, учителя и  воспитатели вспомогательной школы  назначаются из числа лиц, имеющих  специальное дефектологическое  или высшее образование, но прошедшие  специальную дефектологическую  подготовку. Права и обязанности  руководителей вспомогательной  школы определяются Положением о  средней общеобразовательной школе  и Положением о специальной общеобразовательной  школе-интернате (школе) для умственно  отсталых детей (вспомогательной школе).

Вспомогательные школы имеют штат медицинских работников, необходимый  для проведения лечебно-профилактической и санитарно-гигиенической работы (врач-психиатр или педиатр и медицинские  сестры). В своей работе врачи  руководствуются соответствующими документами, утверждаемыми органами здравоохранения и просвещения.

Школа несет ответственность перед  обществом и государством за реализацию прав личности умственно отсталого  ребенка на образование и трудовую подготовку, за создание максимально  благоприятных условий для решения  таких задач, как организация  образовательного (учебно-воспитательного) процесса, определение содержания, методов обучения и воспитания в  соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития, обеспечение трудовой подготовки школьников и коррекции их развития в целях социальной адаптации и реабилитации. В перспективе предполагается развитие не только традиционных, но и новых форм обучения умственно отсталых детей. Прежде всего это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время они обучаются в школах-интернатах смешанного типа, для них создаются специальные школы-интернаты, организуются детские дома семейного типа. Существует система детских домов с обучением детей в обычных экстернатных школах с группой продленного дня или без нее. Это позволяет преодолеть изоляцию, характерную для жизни детей в интернатах. Контакты с детьми, имеющими родителей, знакомство и общение с благополучными семьями открывают возможности более эффективной социальной адаптации и реабилитации детей-сирот.

С целью улучшения учебно-воспитательной работы в школах-интернатах (школах) предполагается уменьшение наполняемости  классов и воспитательных групп, деление класса на 2 группы на занятиях по социально-бытовой ориентировке, открытие подготовительных классов.

Вспомогательная школа-интернат (школа) нуждается в улучшении учебно-материальной базы. Ежегодно 85-95% выпускников вспомогательных  школ идет в народное хозяйство, остальные  в лечебно-трудовые мастерские или  на инвалидность. Можно сказать, что  задача обучения умственно отсталых детей во вспомогательных школах является важной как в социальном, так и в экономическом планах. Вспомогательная школа, обеспечивая умственно отсталым право на обучение, воспитание и трудовую подготовку, соответствующую их возможностям, должна подготовить трудовые кадры для разных отраслей народного хозяйства. Без необходимой материальной базы, обеспечивающей современный уровень трудовой подготовки, вспомогательная школа не может травиться с этой задачей. Вопросы учебно-материального обеспечения вспомогательной школы должны централизованно решаться органами народного образования и органами власти.

Только 15-20% из числа подростков 16-18 лет, оканчивающих вспомогательную  школу, по своим возможностям могут  повысить профессиональную подготовку в системе ПТУ. Остальные, как  правило, вливаются в трудовые коллективы и начинают самостоятельную жизнь, зачастую не будучи к ней готовыми. Вчерашние школьники с большим трудом адаптируются в окружающей среде и быту. Особенно тяжело этот процесс проходит у сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы решить эту важную социальную задачу, необходимо в течение 3-5 лет после выпуска обеспечивать подросткам социальную опеку: следует гарантировать законодательным путем трудоустройство, достойный уровень быта, отдельным выпускникам предоставить возможность повышения не только профессиональной (в ПТУ), но и общеобразовательной подготовки.


Информация о работе Становление вспомогательной школы и ее задачи