Становление творческих способностей учащихся в процессе проектно – исследовательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 08:41, доклад

Краткое описание

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества

Файлы: 1 файл

Становление творческих способностей учащихся в процессе проектно – исследовательской деятельности.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Становление творческих способностей учащихся в процессе проектно – исследовательской деятельности

Наше время – это время  перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные  решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приёмов, которые сформируют у школьника навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Современное образование должно стать средством развития оригинальности мышления и способности к творчеству, т.е. тех качеств, которые ярче проявляются в проектно – исследовательской деятельности школьника.

Проектно – исследовательская  деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

Многочисленными изысканиями в  области психологии и педагогики доказано, что именно проектная и исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Моя задача, как учителя – помочь ученикам развить интерес к преоктно-исследовательской деятельности, способствующей развитию их творческих способностей,  освоению таких способов действий, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Эти качества личности формируются при выполнении учебных проектов.

Становление проектных умений, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать и классифицировать лучше начинать с младшего школьного возраста. В этот период мы ещё не можем говорить о самостоятельной проектно - исследовательской деятельности, так как ученики младших классов находятся только на начальном этапе овладения всеми деятельностными компонентами. Но потенциал учащихся младших классов высок, да и накопленные детьми знания и умения следует закреплять и применять – им нужен естественный выход, детям необходимо дать почувствовать значимость их знаний и умений на практике.

Основоположниками «Метода проектов» являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил обучение «путём делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно мыслить.

В качестве методологии психолого-педагогического  сопровождения проектно-исследовательской деятельности младших школьников я взяла основы, предложенные А. М. Каменским, Н. Ю. Пахомовой и А. И. Савенковым, предлагающим  начинать обучение учащихся проектно-исследовательской деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, которые позволяют детям овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

На таких занятиях дети овладевают специальными знаниями. Приведу примеры некоторых таких занятий.

1). Развитие умений  видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон)

Задание « Тема одна – сюжетов  много».

Учащимся предлагалось придумать  как можно больше сюжетов на одну и ту же тему (например, тема «Космос», «Город», «Животные нашего леса»… можно нарисовать спутники, планеты, животных, родителей ведущих детей в садик или спешащих на работу и т.д.).

Задание « Составь рассказ, используя  данную концовку»

… «Так я и не написал сочинение».

… «Лежавший на диване кот не обратил на это никакого внимания».

2) Развитие умений  выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: предположим, допустим, что если, может быть, наверное, возможно).

Задание «Давайте вместе подумаем»

Для чего нужны растения?

Гипотезы (предложенные детьми)

  1. Может быть, чтобы доставить радость.
  2. Наверное, для того, чтобы люди изготавливали из растений продукты питания.
  3. Предположим, что для животных растения это и дом и пища.

Задания типа «Найди возможную причину»

Двигатель машины внезапно перестал работать.

Молоко прокисло.

3) Развитие умений задавать вопросы

Задание для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? И восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)

Задание « Найди загадочное слова»

Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в школе?», «Этот предмет красного цвета?», «Используется ли этот предмет для игры?», «Это не растение?». Ученик, загадавший слово, отвечает «да», «нет».

Используя тренировочные занятия, я предлагаю учащимся «пробные» самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов.

Задание «Подбор литературы по заданной теме»:

Рассмотри выставку книг. На каждой книге  ты видишь номер. Выбери и запиши номера тех книг, которые рассказывают:

  • о лекарственных растениях
  • о героях былин
  • об исследователях и учёных

Задание «Ориентировка с словаре, справочной литературе»:

* Возьми детскую энциклопедию и запиши, на каких страницах находится информация о том, почему Петра 1 прозвали Великим?

* Найди по оглавлению рассказ Н. Носова «Бенгальские огни». Запиши, на какой странице заканчивается этот рассказ.

* Какое слово стоит в словаре В. Даля после слова мастерица.

После таких занятий учащимся предлагаются пробные самостоятельные исследования в форме написания рефератов. Например, творческая работа «Лекарственные растения Пермского края». По данной теме прилагался комплект книг, план и порядок работы. В ходе работы класс разбился на группы, причём формированием групп занимались сами ребята, учитывая симпатию и дружеское расположение. Ребята выбрали растение для исследования, нашли и познакомились с литературой, использовали Интернет – ресурсы и атлас-определитель лекарственных растений. Информационные материалы защищались на уроке окружающего мира. В ходе урока дети сами выдвинули проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для них: каждый человек желает быть здоровым, но его организм подвержен различным заболеваниям. Ими были поставлена цель – узнать свойства воздействия лекарственных растений на организм человека. Ребята выдвинули гипотезу о том, что человек может победить болезнь не только с помощью лекарств, но и используя лекарственные растения. Далее каждая группа, применяя мини – презентации, рассказала о лекарственных растениях Пермского края в форме материала на тему «Советы бабушки Знахарки». В данных материалах ребята приводили примеры рецептов, где компоненты - лекарственные растения. Обобщив свои наблюдения, ребята разработали правила сбора лекарственных растений, установили, что является лекарственным сырьём, подвели итоги исследовательской работы и сделали вывод: человек может сохранить своё здоровье с помощью применения лекарственных растений. Всю собранную информацию мы вместе с ребятами оформили в электронном виде, так появился журнал «Мурзилка и ребята 3Г».

Таким образом, на всех этапах выполнения исследовательского проекта важно иметь ввиду, что главный из ожидаемых нами результатов – это приобретение и развитие ребёнком новых проектно-исследовательских умений и навыков, таких как:

- мыслительные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

- презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

- коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

- поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

- информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

- проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Подводя итог, отмечу, что в настоящее время в условиях деятельностного подхода к школьному образованию становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений. Именно метод проектно-исследовательской деятельности содержит в себе огромный развивающий потенциал и нацелен на формирование творческой личности младшего школьника.

Литература:

1. Организация проектной деятельности в школе / С. Г .Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009 – 189с.

2. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности /Н. Л. Головизинина  – Дополнительное образование – 2002 №8 с. 6 - 11

3. Учебное исследование в начальной школе / А. И. Савенков – Начальная школа 2000 - №12 с. 101-108

4. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. / А. И. Савенков – Директор школы, 2004, №1, с. 46-50

5. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учитилей и студентов вузов. / Н. Ю. Пахомова – М.:АРКТИ, 2005. – 112с

6. Метод проектов – технология  компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство» Учебная литература», Издательский дом « Федоров», 2006. – 176с.

 


Информация о работе Становление творческих способностей учащихся в процессе проектно – исследовательской деятельности