Сравнительная характеристика системы профессионального образования России и Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:39, реферат

Краткое описание

Актуальность: В последние годы в отечественной научной литературе признано, что образование является не только одним из факторов социально-экономического прогресса и должно обеспечивать адекватный мировому уровню обшей и профессиональной культуры общества, воспроизводство и развитие его кадрового потенциала, но и формирование у обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Обычно образование многими авторами представляется и исследуется в виде социальной системы, под которой понимается упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Реферат по педагогике

«Сравнительная  характеристика системы  профессионального  образования России и Великобритании» 

Введение. 

     Стремительные социально-экономические изменения, которые происходят в современном  мире в целом, и проблемы, которые  необходимо будет решать человеку XXI века, предполагают поиск нетрадиционных путей совершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каждой отдельной личности. К таковым факторам относится система образования в целом и профессионального образования, в частности. Профессиональное образование является одним из фундаментальных прав личности, закрепленных «Всеобщей декларацией прав человека».

     Отечественная система профессионального образования  переживает сегодня серьезные перемены. Они обусловлены меняющейся социокультурной  ситуацией, ориентацией на общечеловеческие идеалы, реформированием  всей системы образования, которую характеризует смена парадигм и образовательных технологий. Закономерно вытекающим из этого является пересмотр места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, идеи оптимизации его структуры и управления, формирования личностно ориентированного педагогического процесса, его содержания, форм, методов и технологий.

     Актуальность: В последние годы в отечественной научной литературе признано, что образование является не только одним из факторов социально-экономического прогресса и должно обеспечивать адекватный мировому уровню обшей и профессиональной культуры общества, воспроизводство и развитие его кадрового потенциала, но и формирование у обучающегося соответствующей современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Обычно образование многими авторами представляется и исследуется в виде социальной системы, под которой понимается упорядоченность в определенном отношении взаимодействующих индивидов, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам.

     Проблема  исследования: состоит в том, что на современном этапе развития общества в образовательных учреждениях происходят изменения, которые невозможны без совершенствования и обновления процесса обучения.

     Сегодня перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения  рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности. Профессиональное образование предлагает условия обучения, которые предоставляют личности свободу в выборе образовательных направлений в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями; учитывает потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов; способствует развитию новых оригинальных образовательных программ и методик.

     Профессиональное  образование  — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессиональных училищах, а также  путём обучения на производстве.

     Начальное и среднее профессиональное образование  является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в современной России.

      Ускорение темпов развития экономики (в частности  — промышленности, строительства, высокотехнологичных  отраслей) уже сейчас вызывает определённый кадровый дефицит. Работодатели ощущают  нехватку квалифицированных рабочих.

     Нивелирование кадрового дефицита — одна из задач  современной модернизации системы  начального и среднего профессионального  образования в России. Среди основных направлений данной модернизации можно  выделить:

  • усовершенствование материальной базы,
  • создание ресурсных центров,
  • привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс,
  • формирование системы «социального заказа».

   Начальное профессиональное образование (НПО) —  начальный уровень профессионального  образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). Приём осуществляется на базе 9-ти и 11-ти классов.

   ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10.07.1992 N 3266-1 Статья 22. Начальное профессиональное образование (в ред. Федерального закона от 18.07.2005 N 92-ФЗ)

1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

Характеристика  системы профессионального  образования России. 

     Важнейшим условием для успешного экономического развития страны является высококвалифицированная рабочая сила. Для молодежи, а иногда и людей среднего поколения, меняющих сферу своей деятельности, профессиональное образование становится стартом для продолжительной трудовой жизни.

     Целью профессионального образования  является создание условий для удовлетворения образовательных потребностей личности, обучения необходимых обществу и  государству специалистов различных  квалификаций и квалифицированных  рабочих массовых профессий. Профессиональное образование осуществляется на основе общего среднего или базового образования. В течение многих десятилетий в стране функционируют и в соответствии с законом «Об образовании» приобрели четкий статус следующие уровни профессионального образования: начальное профессиональное; среднее профессиональное (ранее – среднее специальное); высшее профессиональное; послевузовское профессиональное образование.

Система начального профессионального  образования 

Начальное профессиональное образование – это основание всей пирамиды подготовки кадров.

     Система начального профессионального образования  – это социальный институт, который имеет свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально культурологическую предысторию, свою логику развития.[3-с.2]

     Основной  целью данной системы является подготовка работников квалифицированного труда  по всем основным направлениям общественно  – полезной деятельности на базе неполного или основного общего образования.

     Главная задача учреждений НПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального образования, достижения специальности. Также учреждения НПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.[11] 
 
 

     Система начального профессионального образования  призвана:

-    удовлетворить потребности личности  в профессиональных образовательных  учреждениях;

-    обеспечить потребности экономики  в квалифицированных кадрах.

[3-с.2]

Современные учреждения НПО

К современным  учреждениям начального профессионального  образования относятся:

·        профессиональные училища;

·        профессиональные лицеи;

·        технические школы.

Профессиональные  училища:

осуществляют  реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.

Профессиональные  училища являются основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наибольшая массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

     Профессиональный  лицей:

центр непрерывного профессионального образования, осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования,  обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

     Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение профессионального образования:

осуществляют  программу переподготовки, а также  подготовки рабочих и специалистов по ускоренной форме обучения.[11]

     Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи и другие средние специальные  учебные заведения, а иногда – первая ступень обучения в вузах) имеет целью подготовку специалистов среднего звена (техники, механики, фельдшеры, воспитатели и т.п.). Высшее профессиональное образование осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах), где готовятся специалисты соответствующего уровня (бакалавр, дипломированный специалист, магистр). В этих учреждениях, а также в научных учреждениях могут быть созданы аспирантура, ординатура, адъюнктура, докторантура, реализующие послевузовское профессиональное образование.

     Отличительная характеристика профессионального  образования в сравнении с  общим образованием – большое  разнообразие профессий и специальностей, форм подготовки работников, достаточно коротком сроке жизни учебно-программной документации, так как содержание профессионального обучения непосредственно связано с быстро меняющимся в результате научно-технического прогресса содержанием труда. Причем имеет место следующая закономерность: для младших ступеней профессионального образования эти изменения происходят чаще, чем для старших (например, для рабочих, имеющих дело непосредственно с техникой и технологией, содержание труда меняется быстрее, чем для инженера, имеющего дело с научно-техническими основами и методами проектирования техники и технологии).

     Таким образом, основной характеристикой  системы профессионального образования  сегодня является формирование доступной, открытой и непрерывно развивающейся системы обучения, призванной обеспечить высокий уровень квалификации граждан, позволяющей максимально удовлетворять потребности экономики и социально-культурной сферы в квалифицированных кадрах, непрерывно совершенствовать их профессиональное мастерство, продолжить образование на более высоком уровне.

Характеристика  системы профессионального  образования Великобритании. 

     Образование в Великобритании по праву считается  самым престижным в мире. Великобритания – страна с многовековыми традициями и безупречным имиджем просвещенного  и развитого государства, славится на весь мир не только своими высшими  учебными заведениями, но и колледжами, школами, языковыми курсами, программами дополнительного образования и переподготовки специалистов.

     Образовательная система Великобритании по праву  считается одной из самых эффективных  и продуманных во всем мире. Многовековые традиции в обучении детей и студентов сочетаются с использованием современных образовательных технологий, а высокий уровень преподавания - с развитием у учеников независимости мышления и самостоятельности в принятии решений.

     Надежность  и качество английского образования, его соответствие растущим требованиям мирового сообщества и огромный выбор образовательных программ сделали образования в Великобритании столь популярным в большинстве стран, в том числе, и в России.

     Кроме того, Великобритания – родина классического  английского языка. Сегодня каждый знает, что английский язык является государственным в 105 странах. Более того, он официально признан языком межгосударственного общения во всем мире. В России знание английского сегодня является необходимым для трудоустройства в большинство крупных частных компаний и во многие государственные организации. Поэтому Великобританию рассматривают как идеальную языковую школу для детей, молодежи и взрослых. В последние годы в России популярность образовательных программ, связанных с изучением английского языка (каникулы в Англии, образовательный туризм, разнообразные языковые школы, курсы и детские лагеря и т.п.) неизменно растет.

     Великобритания  считается одной из самых безопасных стран в Европе. Политическая стабильность, отсутствие бурных проявлений этнической нетерпимости и расизма, открытость и лояльность иммиграционной политики создали «туманному альбиону» репутацию страны, куда не страшно отправить детей даже на длительный срок. Кроме того, правительство страны четко организовала систему поддержки иностранных студентов и контроля за их пребыванием на английской территории. Как правило, все возникающие у студентов и школьников проблемы решаются незамедлительно и качественно. По количеству иностранных студентов Великобритания занимает одно из первых мест в мире, несмотря на то, что высшее образование в Великобритании является сравнительно дорогостоящим. Сегодня иностранцы составляют от 15 до 25 процентов от общего числа учащихся в Великобритании. Как прогнозирует Министерство образования Великобритании, к 2020 году число иностранных студентов в стране увеличится в три раза. Одним из решающих факторов при выборе места учебы является то, что в Великобритании высокий жизненный уровень, низкая преступность и абсолютная веротерпимость. Высшие учебные заведения Великобритании дают качественное, престижное образование. В стране огромный выбор высших учебных заведений, программы обучения в которых ориентированны на учащихся различного возраста и различным уровнем владения языком.

Информация о работе Сравнительная характеристика системы профессионального образования России и Великобритании