Создание ситуации успеха на уроке как основа развития детской психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:53, реферат

Краткое описание

В психологии под понятием «ситуация успеха» понимают такую психологическую ситуацию, в результате которой действия, совершаемые человеком, приводят к чувству удовлетворения за свои достижения, гордости за свой труд, самоуважению. Подобная обстановка невозможна
без мотивации достижения успеха, которая вызывает у
человека желание действовать, утвердить себя, получить
высокую оценку результатов своего труда.

Файлы: 1 файл

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПСИХИКИ

 

В психологии под понятием «ситуация успеха» понимают такую  психологическую ситуацию, в результате которой действия, совершаемые человеком, приводят к чувству удовлетворения за свои достижения, гордости за свой труд, самоуважению. Подобная обстановка невозможна 
без мотивации достижения успеха, которая вызывает у 
человека желание действовать, утвердить себя, получить 
высокую оценку результатов своего труда.

Ситуация успеха не возникает  там, где допускается сравнение одного ребенка с другим, сопоставление одной группы с другой: развитие личности протекает неравномерно, дискретно, и какие-то дети при таком сравнении всегда будут проигрывать, отставать, якобы, от развития других детей, а значит, будут лишены замечательного ощущения своей силы и личностного успеха, и в конце концов  потеряют интерес к учебе.

К. Д. Ушинский давно обратил внимание педагогов на недопустимость такого педагогического хода: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет, а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли»1.

Психологи утверждают, что  «ситуация успеха», «мотивация достижения успеха» и «поведение, направленное на достижение успеха» — не одно и то же.

Одним из путей  для создания ситуации успеха для  детей с ЗПР является дифференцированный  подход в обучении. На уроках  учителями создаются условия для максимально возможного развития способностей ребенка, формирования внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.

В процессе учебной деятельности видно каждого ребенка, как субъекта обучения, формируется личностный стиль взаимоотношений, создается положительный эмоциональный фон. В классах дети чувствуют себя уверенно и защищено, что стало возможным при сформированности у учащихся постоянного ощущения успеха. Если ребенка лишить  веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

 

Выделяются четыре фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха:

    1. стремление к успеху,
    2. надежда на успех,
    3. субъективно оценённая вероятность достижения успеха,
    4. субъективные эталоны оценки достижений.

Стремление  к успеху в какой-либо деятельности 
можно выразить фразой «Я очень хочу это сделать». Противоположный вариант настроя: проявляется на уроке в молчаливом и бездумном сидении школьника ( Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте»).

Современная педагогика утверждает, что пока учитель не возбудил в  детях желание узнать новое по данной проблеме, не надо их этому учить, это бесполезно.

Надежда на успех выражается тезисом «Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе». Противоположный вариант позиции — «Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь, у меня это всё равно не получится».

Профессионально работающий педагог знает, что наличие веры в успех у каждого обучающегося и умение продемонстрировать классу эту уверенность способствуют более лёгкому включению школьников в познавательную деятельность.

Вероятность достижения успеха — это состояние, которое на бытовом языке выражается так: «Всё зависит от меня, я — источник, ситуация меняется, если я на неё влияю». Противоположная позиция: «Я – пешка, от меня ничего не зависит, кто-то определяет ситуацию, но не я».

Субъективные (индивидуальные) эталоны оценки 
достижений вырабатываются в процессе непосредственной  работы учителя с учеником и реализуют принцип «Сегодня ты стал лучше, чем вчера».

 Однако следует помнить, что  ситуация успеха субъективна  и индивидуальна. Ее переживает  как группа слабой успеваемости, так и группа высокой продуктивной  деятельности.

Как создается ситуация успеха для отдельного ученика, приступающего к работе, и для группы, собирающейся исполнить задание в качестве единого субъекта этого задания - совокупного субъекта?

Выделяют следующие  условия создания ситуации успеха:

1.Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всех минут учебных занятий, но особенно в первые минуты интеллектуальной работы. Слагаемые атмосферы доброжелательности – улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, великодушие по отношению к любому, кто совершил оплошность, допустил ошибку, в том числе, и к учителю, но и к тому незнакомцу, который ворвался в комнату, перепутав нумерацию аудиторий.

2.Снятие страха. Педагог говорит что-то вроде:  «Ничего страшного, если не получится… всегда можно исправить… а если не получится, мы будем знать, как не надо делать…». Такого рода вербальное сопровождение снимает психологическую зажатость, позволяет субъекту мобилизовать все силы и способности.

3.Подкрепляющее авансирование приемом «персональной исключительности»: педагог отмечает те особенности группы либо отдельного ученика, которые позволяют ему выражать веру в достижение успеха. Например: « Именно у тебя получится, ты ведь такой…» или «Только вас я могу просить, потому что вы такие…». Основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, красивый голос, хорошая память.

4.Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм. Педагог, зная это, обязательно подготовит мотивировку, аргументируя надобность действий.

5.Скрытая инструкция, посылаемая субъекту для инициирования мысленного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения. Говорится примерно следующее: «Тут главное, как ты помнишь…» или «Начать, наверное, лучше всего с…». Инструкция непременно должна носить скрытый характер, чтобы не задавить воображение, своеобразие ребенка, не навязать ему свой путь решения проблемы.

6.Педагогическая поддержка в процесс работы путем коротких реплик либо мимической реакцией на предварительные результаты.

7.Оценивание работы, но не так, как практиковалось во вчерашней школе: речь идет об оценке, а не об отметке, не о балле, выставляемом в журнал.

Педагогический эффект ситуации успеха всегда поражает педагогов. Затем они привыкают к последствиям. Некоторые расширяют понятие ситуации успеха, преобразуя ее в ситуацию итогового успеха. Например, в конце года напоминают детям, какими они были и какими стали, или просматривают весь изученный учебник, отмечают большую область освоенных знаний. Иногда сохраняют сочинения детей, анкеты, им предложенные ранее, рисунки, контрольные работы, чтобы дети иными глазами посмотрели на ход своей жизни и своего неуклонного развития как на общую ситуацию успеха.

Овладев искусством создания ситуации успеха, педагог может включать в систему урочной совместной деятельности и ситуацию неуспеха в роли педагогического фактора развития личности школьника.

Современный урок открывает  перед педагогом широкую возможность  создания ситуации успеха, проживания ребенком  счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть успешным и счастливым. В.А.Сухомлинский писал: «Вдумчивый воспитатель никогда не допустит, чтобы ребенок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его порадовать, вызвать восхищение или же, наоборот, пробудить протест, возмущение».


Информация о работе Создание ситуации успеха на уроке как основа развития детской психики