Современная проблема трудового воспитания.
Исторический обзор проблемы.
К. Д. Ушинский писал, что воспитание должно зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
С первых лет советской власти дошкольное воспитание становилось всеобщим, общественным, решался вопрос и о трудовом воспитании детей. Уже на I съезде по дошкольному воспитанию определились единые со школой задачи трудового воспитания, сформулированы требования к нему. Труд должен быть посильным, иметь понятную ребенку цель и доставлять ему удовольствие, выполняться хорошо и по возможности красиво. Перед воспитателем ставились две задачи: научить детей трудиться с радостью и приучать их работать коллективно.
В 1919 на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учреждении» выявилось два направления:
1) Дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке белья, приготовлению пищи, выращиванию овощей, что может привести к отказу от технического персонала;
2) Труд следует вводить как воспитательный момент, а поэтому он должен быть посильным, его не должно быть много.
Педагог С.С.Моложавый писал: «Трудовой процесс максимально активный, жизненно-приспособительный. В основе трудовой деятельности лежат установка на получение жизненно-используемого результата путем преобразования среды и материала при посредстве орудий… стимулы, вызывающие трудовой процесс, это не предметы или явления, это жизненные потребности…»
«Чтобы вызвать производственный процесс, налицо должна быть определенная потребность, недостаток чего-нибудь, что необходимо для поддержания существования и повышения жизнедеятельности организма…» ( Игра и труд в дошкольном возрасте. – М., 1929 – с. 39-40).
II съезд (1921) поставил перед дошкольными работниками задачу воспитания коллективизма. Следовало так организовывать труд детей, чтобы каждый ребенок чувствовал, что он выполняет частицу общего дела. Труду уделялось все большее внимание.
III съезд (1924) потребовал пересмотра содержания работы детских садов в связи с программами единой трудовой школы; было принято решение строить работу детских садов, исходя из того, что ребенок – «продукт социальной среды». Три составляющие социальной среды – труд, природа, общество- были положены в основу содержания работы дошкольных учреждений. Предпочтение отдавалось общественному и производственному труду, подчеркивалась важность совместной деятельности детей и взрослых. Труд стал соотноситься не с игрой, а с задачами производства.
Н.К. Крупская не поддерживала такого подхода к дошкольному трудовому воспитанию, она выступала за содержание труда, понятного детям, близкого им, но обязательно в коллективной форме.
На IV съезде (1929) дошкольных работников впервые был поставлен вопрос о методах трудового воспитания детей.
В 1935 году вышла в свет книга Р.И. Жуковской «Игры и трудовые занятия в детском саду», в ней показаны ведущая функция игры и подчинение ей трудовых навыков: трудовая деятельность детей, по мнению автора, должна быть направлена на обогащение игры.
В послевоенные годы (1946-1960) тема труда отошла на второй план. Дошкольные работники считали важным ознакомить ребят с трудом взрослых, но собственный труд детей не был объектом внимания педагогов. Однако в 1953году были проведены исследования З.Н. Борисовой – о роли дежурства в детском саду и В.Г. Нечаевой – о трудовой деятельности в дошкольном возрасте. В результате в 1962 году было определено содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста, начиная с трех лет.
В 60-80-е гг. XXв. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников. Проводились и психологические исследования, которых доказана роль мотивов практической деятельности для трудового и нравственного развития дошкольников. Исследовалось также влияние труда на нравственное развитие ребенка.
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте.
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны.
Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель в труде, потом удержать эту цель и следовать ей в процессе выполнения задуманного. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Он сразу начинает действовать, его действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия.
Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает те же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого.
Мотивы трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценки взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы. У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд.
Трудовые действия. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями, способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируется отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
Планирование. К трудовой деятельности относится операция планирования последовательности действий. Она отсутствует у младших дошкольников и осуществляется с помощью взрослого. Простые и известные действия ребенок может планировать, может рассказать, что и зачем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднение. Однако при специальном обучении планированию дети овладевают этим навыком.
Оценка. Эта операция сложна для малышей и более легко удается старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Сначала они овладевают оценкой результата и лишь позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия.
Результат. Результат видят все дошкольники. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата.
Таким образом, говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании от дельных трудовых умений, действий. У старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью
Виды труда и формы его организации в детском саду и семье.
Содержание труда дошкольников включает в себя: самообслуживание, труд в природе, хозейственно-бытовой, ручной, а также художественный труд.
Анализ современных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В последние годы (1990-2001) трудовое воспитание дошкольников не является предметом исследования, не включается оно и в программы воспитания и обучения дошкольников, что безусловно вызывает тревогу, так как ограничивает действенную возможность его влияния на формирующуюся личность ребенка.
Анализ использования труда современной практики воспитание дошкольников в детском саду и семье. Наиболее часто употребляемые виды труда дошкольника, его содержание.
Формы организация труда. Поручение как наиболее принятая типичная форма организации индивидуального труда детей. Исследование А.Д. Шатовой. Виды трудовых поручений, их содержание, организации проведения, учет, оценка. Поручения в детском саду и семье.
Дежурство как форма организации труда. Исследование З.Н. Борисовой. Современный взгляд на дежурство. Методика ведения дежурств, обучение детей умению совместно дежурить.
Общий труд – это труд, который выполняет несколько (или все) детей по единой цели. Формы организации- объединение в подгруппы и индивидуальный труд; занятия проводятся одновременно для всех детей. Совместный труд – труд по подгруппам. В каждой подгруппе- свое дело, результат труда одного ребенка зависит от другого. При такой организации не обязательно участие всех детей группы. Коллективный труд может быть и общим, и совместным, но с обязательным включением ситуации, предполагающих взаимопомощь, поддержку, общую ответственность за результат.
Планирование и учет результатов трудовой деятельности дошкольников
Принципы планирования: систематичность, участие каждого ребенка, учет индивидуальных интересов, эмоциональная окраска трудовой деятельности, сочетание разных видов труда, сочетание трудовой деятельности с другими видами деятельности детей. Планирование труда в разных возрастных группах. Обязательность учета и последующего анализа трудовой деятельности. Методика выявления уровня развития трудовой деятельности и развития ребенка в ней: уровень развития трудовой деятельности изучается по самостоятельности участия детей в каждом компоненте трудовой деятельности, уровень развития ребенка устанавливается по нескольким параметрам: характеру представлений о труде, отношению к труду, интересу к труду, развитию волевых качеств личности.
Особенности детского труда.
А.С. Макаренко о детской трудовой деятельности Н.К. Крупская о труде дошкольников.
Связь труда с игрой. Игровые мотивы в труде. Труд для игры. Переход от игры к труду.
В трудовой деятельности дошкольников присутствуют все компоненты полноценного труда – мотив, цель, процесс, результат, однако реализуют их дети не самостоятельно, а вместе со взрослыми, от которых зависит, насколько эффективно простейшие трудовые действия ребенка будут наполняться содержанием трудовой деятельности. Ребенок в труде всегда ориентируется на взрослого.