Совместная работа воспитателя и логопеда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Выдвинутая гипотеза, заключается в том, что учитывая проведение воспитателем разнообразных занятий с детьми дошкольного возраста можно предположить, что совместная работа воспитателя и логопеда направленная на коррекцию речевых нарушений у детей, и предполагающая проведение методической работы логопеда с воспитателями и индивидуальное консультирование воспитателей по проблемам речевого развития детей будет способствовать большей эффективности.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Взгляды педагогов на роль фонематического
восприятия в развитии речи
1.2 Обучение и воспитание дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.2.1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
1.2.2. Особенности речи детей с ФФНР
1.2.3. Основные направления коррекции
фонетико - фонематического недоразвития у детей
дошкольного возраста
1.2.4. Логопедическая работа в группе для детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
1.2.6. Особенности работы логопеда и воспитателя по развитию
фонематического слуха и фонематического восприятия
1.2.7. Совместная работа логопеда и воспитателя над звукопроизношением
1.2.8. Закрепление у детей речевых навыков
на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах
Глава II. Практическая часть
2.1. Программа исследования
2.1.1. Программа диагностики психологической
зрелости дошкольников
2.1.2. Методика обследования речи
2.2. Формирующий эксперимент.
Организация и проведение коррекционной работы в
экспериментальной логопедической группе
2.2.1. Логопедическая работа в группе для детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
2.2.2. Перспективное планирование работы логопеда и
воспитателя в подготовительной группе
2.2.3. Методика организации логопедической работы
в экспериментальных группах
2.2.4. Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и
формированию лексико-грамматического строя
2.2.5. Коррекционно-воспитательная работа в экспериментальной группе по закреплению речевых навыков и умений у дошкольников с ФФНР
2.2.6. Совершенствование словесно-логического мышления
2.2.7. Развитие у детей внимания и памяти
2.2.8. Развитие мелкой моторики рук при подготовки детей к письму
2.3. Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

diplom_natashi.doc

— 765.00 Кб (Скачать)

II  период обучения

 

(декабрь, январь, февраль)

коррекционно-логопедическая работа

 

Общие

речевые навыки

1.        Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.

2.        Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

1.        Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.        Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Слоговая структура слова

1.        Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2.        Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).

Языковой анализ

и синтез

1.        Знакомство со звуками [В]-[В’], [Г]-[Г’], [Ж], [Л]-[Л‘], [Р]-[Р‘], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё.

2.        Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв).

3.        Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом).

4.        Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.

5.        Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».

6.        Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.

7.        Познакомить детей с элементарными правилами правописания:

а) раздельное написание слова в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

8.      Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.

9.      Обучить послоговому чтению слов.

Грамматический строй речи

1.        Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

2.        Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.

3.        Согласование существительных с числительными.

4.        Образование названий детёнышей животных.

5.        Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам IIпериода).

6.        Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

7.        Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

1.        «Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».

2.        «Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».

3.        «Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».

Связная речь

1.        Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.

2.        Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.

3.     Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

Мелкая моторика

1.        Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2.        Работа по развитию конструктивного праксиса.

3.        Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).

4.        Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.

5.        Составление букв из элементов.

6.        Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

III  период обучения

 

(март, апрель, май)

коррекционно-логопедическая работа

 

Общие

речевые навыки

1.      Продолжить работу над речевым дыханием.

2.      Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

1.        Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2.        Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

 

Слоговая структура слова

1.        Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных.

2.        Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).

 

Языковой анализ

и синтез

1.     Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю.

2.     Обучать звуковому анализу слов из 3 – 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.

3.     Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.

4.     Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.

5.     Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.

а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);

б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю.

6.  Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.

 

Грамматический строй речи

1.        Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.

2.        Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

3.        Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый – быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее – самый быстрый).

4.        Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.

5.        Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар). 

 

Лексика

1.        «Весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Квартира. Дом. Мебель», «Посуда. Продукты питания».

2.        «Улица, город. Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Лес. Деревья», «Животные и насекомые весной».

3.        «Наша Родина. День Победы», «Школа. Школьные принадлежности», «Весенние с/х работы», «Лето. Цветы».

Связная речь

1.        Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.

2.        Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

3.        Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

4.        Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

5.        Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.

Мелкая моторика

1.        Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2.        Работа по развитию конструктивного праксиса.

3.        Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).

4.        Составление букв из элементов.

5.        Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.

 

2.2.3. Методика организации логопедической работы

в экспериментальных группах

 

Преодоление ФФНР достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой (см. приложение №4).

Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Коррекционная работа с детьми-логопатами направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.

На индивидуальных занятиях работа велась по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. Артикуляционные упражнения связаны с определённой темой, например «Птицы», «Звери», и игрой. На этапе автоматизации звука в слогах реализуется комплексный метод, так как одновременно ведётся работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверят и т.д., и, таким образом,  развивается  воображение, творческая фантазия, отрабатывается интонационная выразительность речи, укрепляется лицевая мускулатура.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединялись. С ними проводилась работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включались задания  на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединялись одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа, который порой по ходу действия (занятия) сочиняли дети.

Система фронтальных занятий по коррекции произношения отличается от учебно-дисциплинарной модели. В основе лежат комплексность и игровые приёмы. Комплексным подходом с использованием игровых приёмов занимались О.С.Ушакова, Ф.А.Сохина, А.И.Максимова, Г.А.Тумакова, А.И.Максаков, Г.А.Каше. Игровые приёмы предлагалось использовать при устранении заикания (Г.А.Волкова, И.Г.Выгодская, Е.А.Пеллингер), при воспитании звуковой культуры у детей в детских садах (М.Г.Генинг, Н.А.Герман, А.И.Максаков, Г.А.Тумакова, Г.С.Швайко).

Основополагающими документами, используемыми в данной работе, являются:

-    Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М., Просвещение, 1978.

-    Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Филичёва Т.Б.,Чиркина Г.В. – М.,1993

-    Проект программы воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7-й год жизни).- М., Просвещение, 1986.

-    Перспективное планирование работы логопеда в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения (ФФНР, ОНР). Сост. Н.В.Серебрякова.

-    Перспективное планирование работы логопедической работы в подготовительной к школе группе детей дошкольного возраста с ОНР. Сост. Н.В.Нищева.

-    Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Сост. Т.А.Ткаченко.

-    Календарный план коррекционной работы в подготовительной группе для детей с ФФНР. Сост. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко.

А также используются труды Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Фотековой Т.А., Колесниковой Е.В., Астафьевой Е.Г., Гаркуша Ю.Ф., Грибовой О.Е., Пожиленко Е.А., Васильевой С.А., Соколовой Н.В., Фомичёвой М.Ф., Парамоновой Л.Г. и многих других авторов.

В  системе занятий реализовался принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

-           развитие слухового внимания;

-           развитие сенсорных и моторных функций;

-           формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

-           развитие мимической мускулатуры;

-         развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

-         развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

-           формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Требования в программе распространяются на все фронтальные и подгрупповые занятия в логопедической группе:

1.        Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.

2.        Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.

3.        Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).

4.        Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа и содержания работы.

5.        Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

6.        Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.

7.        Повседневное закрепление навыков письма и чтения.

8.        Развитие связной речи по нарастающей сложности.

9.   Недопустимость использования дефектных звуков.

При организации фронтальных логопедических занятий по коррекции произношения у дошкольников использовался комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Для достижения поставленных целей использовались разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер.

Последовательность ознакомления со звуками в основном в соответствии с рекомендациями Г.А.Каше, присутствует и варьирование последовательности изучения звуков.

Учитывались в программе требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии.

Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматривались задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществлялась подготовка к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского организма, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Некоторые варианты организации занятий с использованием:

-           сказочных сюжетов;

-           элементов фольклора;

-           воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

-           литературных персонажей;

-           известных и придуманных игр;

Информация о работе Совместная работа воспитателя и логопеда