Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 23:35, доклад
Фазы движения к идеалу как к цели процесса имеют внутреннюю и внешнюю стороны.
Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, предтавляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Факультет педагогики и практической психологии
Кафедра психологии образования
Доклад
на тему: «Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования»
Выполнила студентка 1 курса, гр.12-П
Отделения психология образования
Зарипова Мария Наилевна
Преподаватель:
Преподаватель: Рыжова О.С.
Ростов-на-Дону
2014
1. Понятие, сущность и
содержание социально-
Понятие «процесс» обозначает прохождение, продвижение.
Под процессом понимается последовательная смена состояний, закономерно следующих друг за другом, представляющих непрерывное единое движение.
Единство движения сохраняется за счет сохранения изменяющегося объекта в процессе.
Если изменяющийся объект педагогический, то и процесс называется педагогический.
Определения понятия «педагогический процесс»:
а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образовательных задач (В.А. Сластенин);
б) совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего (Т.А. Стефановская).
Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849—1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).
Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.
Фазы движения к идеалу как к цели процесса имеют внутреннюю и внешнюю стороны.
Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, предтавляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны».
Внутренний педагогический процесс может отражать:
а) общую картину развития человека, как его движение к идеалу (образцу, цели) процесса (это теоретический подход к понятию «процесс» - общее);
б) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств с учетом его индивидуальности (практический подход – единичное);
в) своеобразие развития человека, относящегося к нетипичной группе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии (специфическое, как исключения из единичного).
Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением младшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, переиспытало, пережило и что получило готовым от своих предков, от более ранних поколений. А так как все наиболее ценные приобретения человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней стороны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живущему».
По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как:
а) процесс воспитания – как воздействия на человека (коррекции воспитания, перевоспитания, исправления) человека вообще, решение частной педагогической задачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной деятельности;
б) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи — реализация частной технологии воспитательной работы;
в) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей, например с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он отражает специальный технологический процесс воспитательной деятельности.
Как связаны внешний и внутренний процессы?
Социально педагогический процесс - это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.
Целью процесса, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему.
Социально-педагогический процесс, это целесообразная последовательность действий (социально-педагогическая деятельность) социального работника взаимодействия его с клиентом. Последовательность действий и взаимодействие обеспечивают достижение социально-педагогической цели (внешний процесс). Достижение цели приводит к развитию (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр. - внутренний процесс).
М
Клиент
Э
М – мотивация. Орг. – организация. Э – эмпатия. СД – совместная деятельность. Р – рефлексия. С – соорганизация.
Схема социально-педагогического процесса представлена на рисунке.
Социально-педагогический процесс представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов.
При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразнее развитие.
Системообразующим, фактором социально-педагогическою процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная его соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его — это социально-педагогическая задача и способы ее решения.
2. Общая характеристика
основных компонентов
Внутренний социально-педагогический процесс. Любой процесс состоит из стадий, периодов его развития (изменения).
Исследования возрастной периодизации психического развития человека с использованием моральных диллем продолжил Л. Колберг. Он выделял следующие уровни нравственного развития:
Преднравстпвенный уровень (от 4 до 10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитывается.
1. На первой стадии этого уровня суждения выносятся на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы.
2. На
второй стадии суждение о посту
Конвенциональный уровень (от 10 до 13 лет). Поступки оцениваются в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Ребенок ориентируется на оценки других людей.
3. На третьей стадии главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей.
4. На
четвертой стадии ребенок
Постконвенциональный уровень (с 13 лет) оценивается Колбергом как истинная нравственность, поскольку человек исходит из своих собственных критериев, что предполагает высокий уровень мыслительного развития.
5. На пятой стадии суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм.
6. На шестой стадии основным судьей является совесть, независимо от мнения других людей и общепринятых норм.
У детей, начиная с 13-летнего возраста, преднравственный уровень вытесняется конвенциональным и, в меньшей мере, постконвенциональным. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16-летнего возраста.
Внешний социально-педагогический процесс. Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяется внешним социально-педагогическим процессом.
Внешний СПП (социально-педагогический процесс) имеет следующую структуру:
Исследование, диагностика и выявление индивидуальности объекта воздействия. Социально-педагогическая деятельность адресна, ориентирована на конкретного клиента. Диагностика состоит из:
- выявление индивидуальных
- индивидуальные возможности
- особенности позиции человека по отношению к самореализации;
- условия среды, в которых находится клиент.
Часто необходима комплексная диагностика (врач, психолог, соц.раб.).
На основе результатов диагностики можно:
- создать социально-
- описать основные социально-
- определить рекомендации по работе с клиентом (проявление клиентом своей проблемы; предостережения; советы для оптимального взаимодействия).
Моделирование, прогнозирование, проектирование.
Основываясь на информации исследования и диагностики, на личном опыте и интуиции, социальный педагог строит модель ситуации.
На основе анализа процессов модели прогнозирует:
- динамику внутренней позиции клиента по отношению к своему саморазвитию;
- целостное или частичное
- способность соц. педагога обеспечить достижение прогнозируемой цели.
В проектные действия входят: целеполагание, выбор средств (технологий).
Цель социально-педагогического процесса – это то, к чему следует стремиться социальному работнику во взаимодействии с клиентом. Цель, это социальный идеал, к которому нужно приблизить клиента. В соответствии с целью определяются задачи.
Технология – путь достижения цели.
Для выбора (разработки) технологии необходимо знать:
- социальные проблемы клиента и причины их возникновения;
- индивидуальные особенности
- цель и основные задачи, которые необходимо решить;
- условия реализации технологии (дома, в центре);
- свои возможности;
- временные возможности.
Далее необходимо спланировать свою деятельность. График по времени, месту и видам занятий.
Реализация плана.
Анализ полученных результатов.
Изменение позиции клиента.
Изменение внутренних ресурсов.
Активность клиента.
Информация о работе Социально-педагогический процесс и пути его совершенствования