Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 00:17, контрольная работа
Профессия учителя является одной из древнейших. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. Постепенно из наблюдений, в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук - арифметики, геометрии, астрономии, медицины.
1) Социальная значимость педагогической профессии.
Профессия учителя является одной из
древнейших. Первые школы возникли в странах
древнего Востока в период формирования рабовладельческог
Таким образом, в странах древнего Востока учителями были жрецы, составляющие привилегированную касту.
В период раннего средневековья в области просвещения господствовала церковь. В этот период имелись школы трех типов: монастырская, соборная, приходская.
В эпоху капитализма профессия учителя становится массовой. Получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних учителей (гувернеров). С возникновением и развитием педагогического образования определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя. При университетах открываются учительские семинарии, гимназии в будущем преобразованные в педагогические институты.
Древнейшая профессия учителя в настоящее время получает новое развитие, отражающее потребности современной школы на пути ее гуманизации и демократизации.
Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности.
Деятельность учителя - это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить живого содружества педагога с детьми. Ум воспитывается умом, совесть - совестью. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижером мыслей и чувств, судьей первых поступков человека, садовником, выращивающим розы… И все это чистая правда. Только в отличие от других профессий учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда.
Учителю нужна неиссякаемая сила доброй надежды, чтобы увидеть в каком-нибудь шалуне будущего творца и созидателя. Свое вдохновение учитель черпает из сознания своего долга перед настоящим и будущим.
Учитель - это человек, устремленный в будущее. Его деятельность ориентирована на формирование человека, чья активность развернется завтра, в изменившихся условиях. Учитель управляет самым сложным процессом - процессом формирования личности. Сложность этого процесса определяется постоянным изменением личности воспитанника. Главное в его работе - управление возникающими в процессе обучения и воспитания отношениями. Учитель должен уметь находить верные педагогические решения в минимальное время с учетом многих конкретных условий данной ситуации, что всегда сложно.
Общество возлагает на учителя особую ответственность. Учитель формирует знания, умения, привычки, идеалы и жизненные установки ребенка, в его руках участь целой жизни человека. Еще древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане только будут несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и глупых людей.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которым он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции:
- Адаптивная - связана с приспособлением учащегося к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации;
- Гуманистическая – с развитием его личности, творческой индивидуальности.
С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен.
2) Специфика педагогической профессии.
Специфика
профессии учителя выражается в постоянном
общении с детьми, у которых есть свое
миропонимание, свои права, своя убежденность.
В силу этого ведущей стороной педагогического
мастерства учителя является умение правильно
направить процесс развития подрастающего
поколения, так организовать всю деятельность
учащихся, чтобы каждый из них имел возможность
полноценно развивать свои наклонности
и интересы. Педагогический труд как специфическое
общественное явление характеризуется
особыми функциями и состоит из таких
компонентов: а) труд как целесообразная
деятельность; б) предмет труда; в) средства
труда. Но в таком общем виде названные
компоненты присущи любому виду труда.
В таком случае, в чем же специфика педагогической
деятельности? Во-первых, педагогический труд как общественно
значимая деятельность состоит в формировании
подрастающего поколения, его человеческих
качеств. Педагогический труд — это процесс
взаимодействия между человеком, овладевшим
культурой (учитель), и человеком, овладевающим
ею (ученик). В нём в значительной мере
осуществляется социальная преемственность
поколений, включение подрастающего поколения
в существующую систему социальных связей,
реализуются природные возможности человека
в овладении определенным социальным
опытом. Во-вторых, в педагогическом труде специфичен
предмет труда. Здесь он — не мертвый материал
природы, не животное или растение, а активное
человеческое существо с неповторимостью
индивидуальных качеств. Такая специфика
предмета педагогического труда усложняет
его сущность, поскольку воспитанник —
та кой объект, который уже является продуктом
чьего-то воздействия (семьи, друзей и
пр.). Став предметом труда учителя, он
в то же время продолжает оставаться объектом,
на который воздействуют и другие факторы,
преобразующие его личность. Многие из
этих факторов (на пример, средства массовой
информации), действуют стихийно, многопланово,
в различных направлениях, К самый важный
из них, обладающий наибольшей убедительностью,
наглядностью, — это реальная жизнь во
всех её проявлениях. Педагогический труд
и предполагает корректировку всех этих
воздействий, исходящих как от общества,
так и от личности воспитанника. Наконец,
специфичны и средства педагогического
труда, которыми учитель воздействует
на воспитанника. Они, с одной стороны,
представляют собой материальные объекты
и предметы духовной культуры, предназначенные
для организации и осуществления педагогического
процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы,
технические средства и пр.). С другой стороны,
педагогическим средством является разнообразная
деятельность, в которую включаются воспитанники:
труд, игра, учение, общение, познание.
В педагогическом труде, как и в других
видах труда, различают субъект труда
и его объект (предмет). Однако учащийся
выступает в этом труде не только его объектом,
но и субъектом, поскольку педагогический
процесс лишь тогда будет продуктивным,
когда он заключает в себе элементы самовоспитания
и самообучения учащегося. Более того,
процесс обучения и воспитания преобразует
не только учащегося, но и педагога, воздействуя
на него как на личность, развивая в нём
одни качества личности и подавляя другие.
Педагогика — чисто человеческая форма
деятельности, рожденная потребностями
общественной жизни, потребностями развития
человеческой культуры, которая может
быть сохранена и развита, если общество
сумеет передать её новым поколениям.
Информация о работе Социальная значимость педагогической профессии