Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 09:32, реферат
Социальная педагогика исследует социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, которое осуществляется в организациях, специально созданных для этого и в тех, для которых воспитание не является основной функцией (предприятие). Разработка ее проблем способствует развитию социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную деятельность, которая внесет вклад в связь воспитательных сил общества в целях повышения его культурного уровня.
Введение
Понятие термина «социализация»
Сущность процесса социализации
Этапы социализации
Факторы и агенты влияющие на развитие социализации.
Средства и механизмы социализации
Составляющие процесса социализации
Маугли, как пример человека полностью лишённого социализации.
Заключение
Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.
Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Рефлексия
- внутренний диалог, в котором человек
рассматривает, оценивает, принимает
или отвергает те или иные ценности,
свойственные различным институтам
общества, семье, обществу сверстников,
значимым лицам и т. д. Рефлексия
может представлять собой внутренний
диалог нескольких видов: между различными
Я человека, с реальными или
вымышленными лицами и др. С помощью
рефлексии человек может
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.
Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
Надо
иметь в виду, что средства массовой
коммуникации как социальный институт
(печать, радио, кино, телевидение) влияют
на социализацию человека не только с
помощью трансляции определенной информации,
но и через представление
Стилизованный
механизм социализации действует в
рамках определенной субкультуры. Под
субкультурой в общем виде понимается
комплекс морально-психологических
черт и поведенческих проявлений,
типичных для людей определенного
возраста или определенного
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.
Социализация
человека, а особенно детей, подростков,
юношей, происходит с помощью всех
названных выше механизмов. Однако
у различных половозрастных и
социально-культурных групп, у конкретных
людей соотношение роли механизмов
социализации различно, и порой это
различие весьма существенно. Так, в условиях
села, малого города, поселка, а также в
малообразованных семьях в больших городах
существенную роль может играть традиционный
механизм. В условиях крупного города
особо явно действуют институциональный
и стилизованный механизмы. Для людей
явно интровертированного типа (т. е. обращенных
внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных)
важнейшим может стать рефлексивный механизм.
Те или иные механизмы играют различную
роль в тех или иных аспектах социализации.
Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании
моде, то ведущим часто является стилизованный
механизм, а стиль жизни нередко формируется
с помощью традиционного механизма.
В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих (табл. 1):
- стихийной
социализации человека во
- относительно
направляемой социализации, когда
государство предпринимает
- относительно
социально контролируемой
- более
или менее сознательного
Социализация:
- стихийная
- относительно направляемая
- относительно социально контролируемая - воспитание
- самоизменение человека.
7 . Маугли, как пример человека полностью лишённого социализации.
Анна была незаконнорожденным ребёнком, которого мать постоянно запирала в комнате и оставляла одну. В возрасте шести лет девочка не умела даже ходить и говорить. За четыре года обучения в специальной школе до момента её смерти девочку научили играть с мячом, одеваться, кушать ложкой, но её речь была на уровне двухлетнего ребёнка.
Английские миссионеры нашли
в джунглях Индии девочку
Третья девочка Изабелла была незаконнорожденным ребёнком глухонемой женщины, которая общалась с дочерью на языке знаков. Девочку обнаружили в возрасте шести лет и за два года подготовки в школе сумели обучить её к нормальному поведению. По сообщениям телевидения, алкоголизм и безразличие родителей в одном из посёлков России привели к тому, что одна девочка стала жить вместе с собакой в конуре и выть на Луну по-собачьи. Так появился наш российский «Маугли». Такое положение продолжалось до тех пор, пока её родителей не лишили родительских прав и не отправили эту девочку в детский дом.
Вывод:
прекращение процесса социализации
может привести ребёнка к «озверению».
Заключение
Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.
Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.
Итак, движение истории невозможно без
активной передачи новым поколениям достижений
человеческой культуры, без воспитания»
(Леонтьев, 1981).
Информация о работе Социализация как категория социальной педагогики