Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:31, статья
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал образованным, отзывчивым, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Статья на тему: «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал образованным, отзывчивым, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.
Именно для этого и необходимо обогащать словарный запас учащихся младших классов через использование наиболее продуктивных и приемлемых методик словарной работы.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. О.Н. Лёвушкина, ссылаясь на исследование Н.Ю. Зотовой, пишет о том, что "непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым" (6, с.32). Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами.
Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Д.Н. Богоявленский также считал необходимым для облегчения работы механизма памяти привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы: "Для орфографии имеют значение зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием" (1, с.249).
Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах.
В последние годы возрос
интерес ученых-методистов и учителей-практиков
к проблемам словарной работы
на уроках русского языка. Обусловлено
это, во-первых, достижениями современной
психологии и психолингвистики в
области речевого развития ребенка
и психологии речевой деятельности
(А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова),
во-вторых, школа претерпела поистине
радикальные преобразования. Вопрос
об изучении словарной работы в начальной
школе был поставлен
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
Традиционно слова с непроверяемым
написанием, или так называемые словарные
слова, усваиваются младшими школьниками
путем механического
В основном в наше время на практике получается так, что словарная работа становится лишь эпизодически появляющимися упражнениями в общей массе заданий, что непосредственно сказывается в будущем на словарном запасе и грамотном написании слов нашими учениками. Словарная работа должна присутствовать постоянно в практике преподавания русского языка в начальных классах и должна быть не просто как данность. Каждый учитель просто обязан продумать наиболее понятную, удобную, легко запоминающуюся и продуктивную методику в своей работе со словарными словами. Другими словами можно сказать, что словарная работа должна быть четко структурирована, рационализирована и систематизирована в изучении русского языка учащимися начальных классов. Суть этого в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний "в словарном порядке" (4, с.43).
Следовательно, чтобы "рационализировать"
словарно-орфографическую
Словарную работу на уроках русского языка необходимо проводить в течение всего учебного года попутно с изучением основного материала. Однако, по моему мнению, целесообразно выделять для изучения слов с непроверяемым написанием, для закрепления и контроля отдельные уроки или часть урока, т.к. значение этой работы велико, а внимание ей не всегда уделяется должное.
Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном "Словаре современного русского литературного языка" - около 130 тысяч слов. Это - общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель вправе руководить ею, обеспечивая эффективность этой работы. Необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка.
Значительное место в
системе словарно-
В работе над словарными словами следует использовать не только записи на доске и устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной и не такой сложной.
Чтобы работа над темой была более разнообразной, необходима литература с описанием опыта работы других учителей и применение ее на практике. Автор многих книг для учителей начальной школы В. В. Волина – собрала богатейший материал по работе над словами и словосочетаниями, который очень доступен и может быть использован на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира и др.(3, с.158)
Работая над темой замечаются положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее.
Систематически проводя указанные выше виды работ, формируется у учеников орфографическая зоркость, грамотность, мышление, память. Все эти усилия по компановке и систематизации изучения словарных слов оправдывают себя, дают неплохие результаты; ошибок при написании слов становится значительно меньше, да и речь становится более грамотной, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Сравнительно недавно
одним из основных методических приёмов
проведения словарно-орфографической
работы в начальной
школе передовые педагоги стали рассматривать
этимологический анализ. Этот приём способствует
расширению общего и лингвистического
кругозора школьников, так как позволяет
рассматривать языковые факты в тесной
связи с историей развития русского языка.
Знакомство младших школьников с этимологией
вызывает у них интерес и любовь к слову,
родному языку, развивает творческое воображение,
приобщает к конкретным историческим
фактам культуры родного языка, учит работать
со словарями разных видов. К сожалению,
этот интересный и эффективный приём обучения
довольно редко используется в начальной
школе. Причина в недостаточной оснащённости
школ материалом, специально ориентированным
на такой анализ. Учебники по русскому
языку для начальных классов не нацелены
на проведение словарно-орфографической
работы с использованием этимологии "трудных"
слов.
Наиболее основательной
современной работой, посвящённой
использованию этимологического анализа
при изучении трудных слов, является
книга И.В. Прониной "Изучение трудных
слов с применением этимологического
анализа". В работе подчёркивается
единство орфографического и семантического
аспектов словарной работы, которое
достигается благодаря
Ученик привыкает
к мысли о том, что для правильности
письма необходимо разобраться в
морфологической структуре
В обучении письму непроверяемых слов было бы очень интересно и увлекательно использовать занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы.
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Систематическая и целенаправленная работа над ними будет вызывать у учащихся интерес к изучению этих слов и способствовать их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений, заданий, игр и интерактива.
Необходимо отметить, что
при сознательном, интересном усвоении
чего бы то ни было, степень запоминания
значительно повышается. Немаловажно
и то обстоятельство, что всякая
сознательная работа приносит человеку
большое моральное
В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет сомнений в том, что синтетическая деятельность находится в тесной связи с аналитической. Ребята смогут проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.
Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.
Студентка 3курса института педагогики, специальность «педагогика и методы начального образования» Крылова Е.А.
Информация о работе Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах