Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:31, статья

Краткое описание

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал образованным, отзывчивым, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Файлы: 1 файл

новая полная статья.docx

— 27.80 Кб (Скачать)

Статья на тему: «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»

 

Каждый родитель хочет, чтобы  его ребенок стал образованным, отзывчивым, чтобы он научился сочувствовать, откликаться  на все доброе и прекрасное.

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для  дальнейшего использования их в  процессе жизнедеятельности. Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей  со словесным богатством родного  языка и вырабатывать в них  умение слагать эти слова в  предложения для того, чтобы они  могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Именно для этого и  необходимо обогащать словарный  запас учащихся младших классов  через использование наиболее продуктивных и приемлемых методик словарной  работы.

Известно, что в русском  языке немало слов, написание которых  не подчиняется  правилам проверки. О.Н. Лёвушкина, ссылаясь на исследование Н.Ю. Зотовой, пишет о том, что "непроверяемые написания составляют 30 - 35% по отношению к проверяемым" (6, с.32). Эти цифры свидетельствуют о необходимости и значимости работы с такими словами.

 Необходимо развивать  у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную,  тактильную. Д.Н. Богоявленский также считал необходимым для облегчения работы механизма памяти привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы: "Для орфографии имеют значение зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием" (1, с.249).

Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность  детей перед написанием словарного диктанта.

Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а  также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах.

В последние годы возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков  к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено  это, во-первых, достижениями современной  психологии и психолингвистики в  области речевого развития ребенка  и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Вопрос об изучении словарной работы в начальной  школе был поставлен крупнейшими  методистами еще в прошлом  веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость  словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для понимания учащимися  лексического значения слов.(2, с.256) Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также помогают  детям перевести слова в активный словарный запас.

Слово не может быть усвоено  вне сочетания его с другими  словами, без употребления его в  речи, и главное – это учить  детей правильному и точному  употреблению слова. Словарно – орфографические  занятия нельзя сводить только к  заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические  упражнения будут эффективными и  обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.

Хорошо давать задания, которые  направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Так, выделение в слове корня  позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти  в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл  слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк. 

Традиционно слова с непроверяемым  написанием, или так называемые словарные  слова, усваиваются младшими школьниками  путем механического запоминания  их графического облика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивая достаточно быстрого и  прочного их запоминания. Но,  исходя,  из изученного мною материала по данной теме мне кажется, что при изучении проверяемых и непроверяемых  безударных гласных необходимо учитывать  особенности фонетического слуха, внимания, мышления и памяти учащихся. Известно, что память учащихся начальной  школы находится в стадии формирования. Степень ее развития даже у учащихся одного и того же возраста не одинакова. Типы памяти тоже не у всех одинаковы. Поэтому учитель в процессе обучения детей должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти.

В основном в наше время  на практике получается так, что словарная  работа становится лишь эпизодически появляющимися упражнениями в общей  массе заданий, что непосредственно  сказывается в будущем на словарном  запасе и грамотном написании  слов нашими учениками. Словарная работа должна присутствовать постоянно в  практике преподавания русского языка  в начальных классах и должна быть не просто как данность. Каждый учитель просто обязан продумать  наиболее понятную, удобную, легко запоминающуюся и продуктивную методику в своей  работе со словарными словами. Другими  словами можно сказать, что словарная  работа должна быть четко структурирована, рационализирована и систематизирована в изучении русского языка учащимися начальных классов. Суть этого в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний "в словарном порядке" (4, с.43).

Следовательно, чтобы "рационализировать" словарно-орфографическую работу в  школе, необходимо применение на уроках русского языка таких приёмов  запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.

Словарную работу на уроках русского языка необходимо проводить  в течение всего учебного года попутно с изучением  основного  материала. Однако, по моему мнению, целесообразно   выделять для  изучения слов с непроверяемым написанием,  для закрепления и контроля отдельные  уроки или часть урока, т.к. значение этой работы велико, а внимание ей не всегда уделяется должное.   

Современный русский язык располагает огромным словарным  запасом. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова содержится 57 тысяч слов, в семнадцатитомном "Словаре современного русского литературного языка" - около 130 тысяч слов. Это - общеупотребительная  лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря  школьников.

 В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная  учебная работа учащихся. Учитель вправе руководить ею, обеспечивая эффективность этой работы. Необходимо мотивировать успешность в детях: чаще хвалить, делать сюрпризы, говорить добрые слова. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы  значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие  встречающиеся  ему явления языка. 

Значительное место в  системе словарно-орфографической  работы должны занимать упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики  понимали, как изучаемое слова, так  и однокоренные ему слова и  могли использовать это слово  в речи в соответствующем ему  значении. Организация работы над  словами с трудным написанием предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов  учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или  иного слова в контексте. В  связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, в которых учащиеся объясняют  значения слов как прямые, так и  переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между  синонимами и антонимами, составляют с ними предложения.

В работе над словарными словами следует использовать не только записи на доске и устно, но и наглядность: таблички слов, индивидуальные картинные карточки с заданиями, перфокарты, тестовые карточки, ребусы, кроссворды. Этот дидактический материал оживляет работу на уроке, делает ее более занимательной, интересной и не такой сложной.

Чтобы работа над темой  была более разнообразной, необходима литература с описанием опыта работы других учителей и применение ее на практике. Автор многих книг для учителей начальной школы В. В. Волина – собрала богатейший материал по работе над словами и словосочетаниями, который очень доступен и может быть использован на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира и др.(3, с.158)

Работая над темой замечаются положительные результаты в работе по итогам проверок знаний словаря детей. Эффективность очевидна: дети усваивают орфографию не только «программных» слов, но и многих других, значительно быстрее и их знания прочнее.

 Систематически проводя  указанные выше виды работ,  формируется у учеников орфографическая зоркость, грамотность, мышление, память. Все эти усилия по компановке и систематизации изучения словарных слов оправдывают себя, дают неплохие результаты; ошибок при написании слов становится значительно меньше, да и речь становится более грамотной, имеется достаточный словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.

Сравнительно недавно  одним из основных методических приёмов  проведения словарно-орфографической  работы в начальной школе передовые педагоги стали рассматривать этимологический анализ. Этот приём способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников, так как позволяет рассматривать языковые факты в тесной связи с историей развития русского языка.  
Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов. К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется в начальной школе. Причина в недостаточной оснащённости школ материалом, специально ориентированным на такой анализ. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов.

Наиболее основательной  современной работой, посвящённой  использованию этимологического анализа  при изучении трудных слов, является книга И.В. Прониной "Изучение трудных  слов с применением этимологического анализа". В работе подчёркивается единство орфографического и семантического аспектов словарной работы, которое  достигается благодаря использованию  этимологического анализа: "Благодаря  этимологии ученики осознают, что  в написании слова отражено его  значение, и при письме начинают искать опоры в смысловой стороне  слова. Привычка отыскивать корень, опираясь на такой важный языковой фактор, как  семантика морфемы, став непроизвольной, увеличивает зоркость учащихся к  орфографически-трудным местам в  слове и их внимательность при  выполнении любой письменной работы». (7,с.68)

Ученик привыкает  к мысли о том, что для правильности письма необходимо разобраться в  морфологической структуре слова, и вырабатывает самую нужную при  обучении орфографии привычку, привычку думать при письме о корне слова, о его структуре.

В обучении письму непроверяемых  слов было бы очень интересно и  увлекательно использовать занимательные  формы работы: включение трудных  слов в словесные игры, кроссворды, ребусы.   

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах  являются одним из основных звеньев  разнообразной работы по развитию речи учащихся. Систематическая и целенаправленная работа над ними будет вызывать у учащихся интерес к изучению этих слов и способствовать их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений, заданий, игр и интерактива.

Необходимо отметить, что  при сознательном, интересном усвоении чего бы то ни было, степень запоминания  значительно повышается. Немаловажно  и то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большое моральное удовлетворение, чем механическая.

В связи с этим представляется очевидным, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями. Нет  сомнений в том, что синтетическая  деятельность находится в тесной связи с аналитической. Ребята смогут проникнуть в суть смысловых отношений  между словами, как в языке, так  и в речи.

Работа над словом способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия –  учит делать выводы и обобщения, быть грамотными и образованными.

 

Студентка 3курса института педагогики, специальность «педагогика и  методы начального образования» Крылова  Е.А.

 

  1. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М.: Просвещение, 1966
  2. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. Этимология. Серия "Лингвистическое наследие ХIХ века". Изд.7, 2006.,  288 с. 
  3. Волина  В.В.  «1000 игр с буквами и словами», занимат. рус. яз. Кн. для детей и родителей , М. АСТ-пресс, 1996
  4. Ераткина В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995
  5. Кашкарова Т.Н. Словарная работа на уроках русского языка. – М.: Таурус, 2001.
  6. Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис… канд. пед. наук. - Ульяновск, 2000
  7. Пронина И.В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. - М.: Просвещение, 1964
  8. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2002.

Информация о работе Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах