Славянская мифология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:17, реферат

Краткое описание

У славян осень - это пора свадеб, сказочно красивых и чистых обрядов, которые должны были объединять людей.
Судя по документам, дошедшим до нас, древние брака не знали. Большая часть славянок была свободна в выборе отца будущего ребенка. Впрочем, это вовсе не говорит о хаотичности быта славян, а, напротив, свидетельствует о возвышении женского начала в период матриархата.

Файлы: 1 файл

Славянская мифология.docx

— 27.17 Кб (Скачать)

У славян осень - это пора свадеб, сказочно красивых и чистых обрядов, которые должны были объединять людей.

Судя по документам, дошедшим до нас, древние брака не знали. Большая  часть славянок была свободна в выборе отца будущего ребенка. Впрочем, это  вовсе не говорит о хаотичности  быта славян, а, напротив, свидетельствует  о возвышении женского начала в период матриархата. Но с распадом племенных  связей, с уходом от древнейшего  мировоззрения эти обычаи приобрели  оттенок чего-то чуждого нам, хотя долгое время сохранялись в ритуалах, посвященных культу плодородия. Весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Это тот самый комплекс, который выражался в понятии "рожаницы" - покровительницы, как рождаемости, так и урожайности. Изредка мы можем наблюдать традиционные свадьбы и в наши дни, но внутренний смысл свадебного ритуала уже утерян.

День Рождества Богородицы (21 сентября) был окончанием всех полевых  работ, хлебосольным праздником урожая. В языческие времена торжество  было посвящено Роду и Рожаницам. Уже с октября начинались девичьи посиделки. Осенью девушки особенно охотно приглашали парней, играли с ними в различные игры, в которых изображалась свадьба (например, в “бояр”). Во время таких игр часто завязывались серьезные отношения между молодыми людьми, и той же зимой они справляли свадьбу.

История славян знает три основных вида заключения брака.

Личностный брак, самый  древний, подразумевает личный выбор  молодыми друг друга. В начале нашего века некоторые его элементы еще  бытовали: например, смотрины женихом  и невестой друг друга, "заручины", когда невеста последней закрепляла договор о браке между родами. Личностный брак должен был поддерживать род, его силы, оберегать род от всевозможных напастей, мора.

У южных и западных славян, с ранним развитием индивидуализированного образа жизни и мышления и меньшей  зависимостью от древних родоплеменных  коллективных обычаев, календарного земледельческого цикла, элементы такого брака еще  проявлялись в XVI веке.

Когда мы сейчас говорим  о традиционном славянском свадебном  обряде, мы подразумеваем обряд договорного  брака, о котором упоминает, в частности, «Повесть временных лет» (начало 12 в.), но в нем сохранились элементы еще одного вида брака: завоевания, или воровской свадьбы, когда невесту попросту воровали.

"Умыкание невесты", "воровская свадьба" как  способ заключения брачных взаимоотношений  хронологически располагается между  личностным (свободным) и договорным  браком. В некоторых областях  отдельные формы "умыкания" уживаются с договорными браками.  Это можно объяснить тем, что  человеческое бытие развивалось  от матриархата к патриархату. "Умыкание невесты" - способ  преодоления богоявленности женского  начала.

И все-таки любая свадьба  начинается со сватовства и смотрин.

От старинных реалий "воровской" свадьбы сохраняются поздний  приход сватов, их "агрессивное" поведение, особое вооружение, использование стрельбы во время продвижения свадебного поезда жениха.

У восточных славян родители невесты не вмешивались в ход  сватовства, считая "продажу девушки" делом постыдным, но у некоторых  славянских народов жених вынужден был имитировать похищение девушки. Иногда это была бутафория, иногда преследование  жениха родственниками девушки принимало  нешуточные формы. Его действия оформлялись  как оскорбление родовых ценностей  или были его испытанием на зрелость. В действительности же обряд отражал  реальную древнюю картину воровства  девушки из семьи и реакцию  родственников на это событие.

Участие в сговоре самих  молодых встречается редко и  наблюдается оно со стороны невесты, вокруг которой собрано наибольшее количество свадебных обрядов. Что  касается жениха, то, вопреки распространенному  мнению, не он, а старший мужчина  в семье принимал наиболее активное участие в предсвадебной церемонии. Девство традиционно передавалось в руки более опытному и старому  мужчине как ответчику за бытие  рода, без выделения роли жениха.

Следы купли невесты сохраняются  в обряде выкупа невесты у ее брата, в символической продаже ее косы, в приговоре свата «У вас товар, у нас купец» и тому подобное. Наиболее обычен брака путем договора сторон, что находит выражение в церемониях предсвадебного сговора, скрепления брачного договора (рукобитье при свидетелях, дача залога, оглашение помолвки, письменная роспись приданого), в публичном засвидетельствовании БРАКА широким кругом участников свадьбы и односельчан, в выставлении молодых пар на всеобщее обозрение на масленицу.

Сватовство заканчивалось  рукобитьем (сговором), и с этого  момента свадьба считалась решенным вопросом. Любовно - брачные и свадебные мотивы пронизывают всю календарную обрядность — рождественскую, весеннюю, жатвенную.

Различны и  формы брака. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный брак: невеста переселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступавшие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.

Ограничения и запреты  вступлению в брак касались возраста, родства, вероисповедания и т.д. Возрастные ограничения выражались в соблюдении очередности вступления в БРАК детей (особенно дочерей) согласно старшинству. Помимо обычного БРАКА с переходом жены к мужу, встречался БРАК, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался «примаком», «подживотником», «привальнем», в шутку даже «молодухой»; говорили, что он «выходит замуж», а невеста «женится» на нем. Повторный БРАК чаще всего заключали между собой вдовы и вдовцы, поскольку считалось, что овдовевшие соединятся на «том свете» со своим первым супругом. В первый же БРАК с ними вступали неохотно из опасения остаться на «том свете» без пары.

Супружеская неверность осуждалась и наказывалась. Пару, уличенную  во внебрачной связи, переодевали —  мужчину в женскую одежду и  наоборот — и с позором водили по улицам. При разводе супруги  или свидетели разрывали над  проточной водой или на перекрестке  дорог полотенце, пояс или что-либо из одежды.

Свадебная символика

Свадебный ритуал славян оформлялся многочисленной предметной, знаковой, изобразительной, звуковой и цветовой символикой.

В свадьбе рушники используются в качестве обязательных и одних из основных символов. Одно из основных значений свадебного рушника - жизненный путь, по которому вместе должны пройти жених и невеста, муж и жена. В свадьбе используются несколько специальных рушников: на икону - родительское благословение; под хлеб, который держат родители на рушнике во время благословения молодых; два каравая; для связывания руки невесты с рукой жениха (символ соединения, неразлучности); особый рушник, который невеста приносит в дом жениха; настольные большие рушники со свадебной символикой, и т.д.

В традиционной вышивке восточных  славян изображение на свадебном  рушнике пары птичек (жаворонков, голубков) символизирует жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Неслучайно на свадебном рушнике вышиваются и цветочные орнаменты. Это и  оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном  рушнике вышиваются и первые буквы  имен жениха и невесты. Существует прекрасная традиция сохранять свадебный рушник в семье, передавая его из поколения в поколение.

 Символика БРАКА как перехода из одного состояния в другое выражается в различных действиях, связанных с преодолением препятствия, границы, водного пространства: перепрыгивание девушек на Пасху через сани, чтобы выйти замуж; перескакивание во сне через стену как предвестье замужества; переезд молодых через огонь по пути к церкви и т.д. Брак символизируют также различные способы сведения жениха с невестой, сажание их рядом на «посад», опоясывание, соединение голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом для удачного сватовства, запрягание молодых, подкладывание им под брачную постель хомута и вожжей и т.д. Идея брачного соединения и скрепления передается также в свадебных песнях, в которых просят сковать венец, свадьбу; в выражениях «свадьбу ковать» (играть свадьбу), в поговорке: «Не куй меня, мати, к каменной палате, прикуй меня, мати, к девичьей кровати!»

Брак символизируют и действия, связанные с добыванием и поимкой: мотивы охоты, ловли рыбы, осады города, полона в свадебном фольклоре, охотничьи и рыболовные орудия в свадебном обряде. Действия разрушения и разделения заключают в себе идею расторжения связи с прежним состоянием: в свадебных песнях — мотивы топтания травы, ломания калины и т.п., в самом обряде — битье горшка, ломание ложек после угощения, дележ каравая, преломление хлеба над новобрачными, разрывание ими печеной курицы. Символика БРАКА раскрывается в противопоставлении чета и нечета (в гаданиях парное число кольев частокола, поленьев в охапке сулит брак, а нечетное — безбрачие). Цветовые символы брака — белый и красный: белое или красное покрывало, фата невесты, красно - белое свадебное знамя, красные ленты в косе невесты, красный кушак свата и т. д.

 Одним из самых ярких свадебных символов является костюм. Как уже указывалось, он был характерен для двух переходных моментов в жизни человека - свадьбы и погребенья. Но его яркий, праздничный вид говорит об одинаково позитивном восприятии славянами этих событий человеческой жизни. Свадебный костюм отличало обилие в нем красного цвета. Цвет радости, жизнелюбия, земного благополучия и любви (земного отражения деятельности небесного светила) сочетается с белым, как цветом изначальной высшей чистоты, и с традиционным черным - цветом земли, очерчивающим земные горизонты происходящих событий. Значительно меньше в свадебном костюме синего и желтого (золотого) цветов, принадлежащих, скорее, небесным, чем земным ипостасям.

Полотенце - традиционный символ дороги, "иного" пути, неземного пространства, по которому должны пройти молодые в неведомую им новую полосу жизни. С этим символическим значением использовались на свадьбе и куски холста, в которые заворачивали когда-то новорожденных жениха и невесту при крещении или при рождении (до христианства). Из этой ткани изготавливались свадебные рушники, которыми обвязывались молодые, а затем приберегались до погребенья. Полотенце, которым невеста вытиралась в бане, там и оставлялось. Оно становилось символом, вбирающим всю ее жизнь, предшествующую замужеству. Полотенцем или тканью обязательно накрывали всю обрядовую свадебную пищу перед тем, как подать ее к столу.

Вильце - "увитое" деревце или ветка, символизирующие девичество и украшенные цветными лентами, бусами, частично, девическими украшениями. Подруги невесты украшали вильце на девичник, и оно присутствовало на свадьбе в течение трех дней.

Красота (лента  или венок) - девический головной убор, имеющий сакральное значение. Он символизирует небесные силы, связанные с чистотой, девической красотой, любовью. Древние считали, что красота имеет необычайную магическую и обереговую силу, с которой девушка расставалась, выходя замуж.

Печь (очаг) - символ домашнего благополучия и гарантия защищенности. Уже во время сватовства, сговора сваты старались прикоснуться рукой к очагу в доме невесты, чтобы сговор удался. Невеста, входя в дом будущего мужа, также дотрагивалась до печи, чтобы приобщиться к новому для себя дому. Покидая дом родных, она старалась "унести" с собою часть тепла родительского очага, заговаривая огонь.

Наиболее обобщенный символ брака — круг. Таково заключение брака путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, стола, и т. п., оборачивания кругом на одном месте; из предметных символов — кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач;

Многие свадебные термины: «окручаться» (выходить замуж, жениться), «крученка» (любовная связь), «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «повойник», «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид  свадебного хлеба).

Символом заключения брака является перемена невестой прически (расплетение — заплетение косы) и головного убора, после которой девушка считается женой, а также связанное с этим порывание и раскрывание головы невесты на свадьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999.

2. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.

3. Левинтон Г.А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

4. Потебня А.А. Переправа через воду как представление брака // Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.

5. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских // Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранные труды. М., 1996.


Информация о работе Славянская мифология