Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 22:17, реферат
У славян осень - это пора свадеб, сказочно красивых и чистых обрядов, которые должны были объединять людей.
Судя по документам, дошедшим до нас, древние брака не знали. Большая часть славянок была свободна в выборе отца будущего ребенка. Впрочем, это вовсе не говорит о хаотичности быта славян, а, напротив, свидетельствует о возвышении женского начала в период матриархата.
У славян осень - это пора свадеб, сказочно красивых и чистых обрядов, которые должны были объединять людей.
Судя по документам, дошедшим до нас, древние брака не знали. Большая часть славянок была свободна в выборе отца будущего ребенка. Впрочем, это вовсе не говорит о хаотичности быта славян, а, напротив, свидетельствует о возвышении женского начала в период матриархата. Но с распадом племенных связей, с уходом от древнейшего мировоззрения эти обычаи приобрели оттенок чего-то чуждого нам, хотя долгое время сохранялись в ритуалах, посвященных культу плодородия. Весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Это тот самый комплекс, который выражался в понятии "рожаницы" - покровительницы, как рождаемости, так и урожайности. Изредка мы можем наблюдать традиционные свадьбы и в наши дни, но внутренний смысл свадебного ритуала уже утерян.
День Рождества Богородицы (21 сентября) был окончанием всех полевых работ, хлебосольным праздником урожая. В языческие времена торжество было посвящено Роду и Рожаницам. Уже с октября начинались девичьи посиделки. Осенью девушки особенно охотно приглашали парней, играли с ними в различные игры, в которых изображалась свадьба (например, в “бояр”). Во время таких игр часто завязывались серьезные отношения между молодыми людьми, и той же зимой они справляли свадьбу.
История славян знает три основных вида заключения брака.
Личностный брак, самый
древний, подразумевает личный выбор
молодыми друг друга. В начале нашего
века некоторые его элементы еще
бытовали: например, смотрины женихом
и невестой друг друга, "заручины",
когда невеста последней
У южных и западных славян,
с ранним развитием
Когда мы сейчас говорим
о традиционном славянском свадебном
обряде, мы подразумеваем обряд
"Умыкание невесты",
"воровская свадьба" как
способ заключения брачных
И все-таки любая свадьба начинается со сватовства и смотрин.
От старинных реалий "воровской" свадьбы сохраняются поздний приход сватов, их "агрессивное" поведение, особое вооружение, использование стрельбы во время продвижения свадебного поезда жениха.
У восточных славян родители
невесты не вмешивались в ход
сватовства, считая "продажу девушки"
делом постыдным, но у некоторых
славянских народов жених вынужден
был имитировать похищение
Участие в сговоре самих
молодых встречается редко и
наблюдается оно со стороны невесты,
вокруг которой собрано наибольшее
количество свадебных обрядов. Что
касается жениха, то, вопреки распространенному
мнению, не он, а старший мужчина
в семье принимал наиболее активное
участие в предсвадебной
Следы купли невесты сохраняются в обряде выкупа невесты у ее брата, в символической продаже ее косы, в приговоре свата «У вас товар, у нас купец» и тому подобное. Наиболее обычен брака путем договора сторон, что находит выражение в церемониях предсвадебного сговора, скрепления брачного договора (рукобитье при свидетелях, дача залога, оглашение помолвки, письменная роспись приданого), в публичном засвидетельствовании БРАКА широким кругом участников свадьбы и односельчан, в выставлении молодых пар на всеобщее обозрение на масленицу.
Сватовство заканчивалось
рукобитьем (сговором), и с этого
момента свадьба считалась
Различны и формы брака. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный брак: невеста переселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступавшие в брак, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.
Ограничения и запреты вступлению в брак касались возраста, родства, вероисповедания и т.д. Возрастные ограничения выражались в соблюдении очередности вступления в БРАК детей (особенно дочерей) согласно старшинству. Помимо обычного БРАКА с переходом жены к мужу, встречался БРАК, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался «примаком», «подживотником», «привальнем», в шутку даже «молодухой»; говорили, что он «выходит замуж», а невеста «женится» на нем. Повторный БРАК чаще всего заключали между собой вдовы и вдовцы, поскольку считалось, что овдовевшие соединятся на «том свете» со своим первым супругом. В первый же БРАК с ними вступали неохотно из опасения остаться на «том свете» без пары.
Супружеская неверность осуждалась и наказывалась. Пару, уличенную во внебрачной связи, переодевали — мужчину в женскую одежду и наоборот — и с позором водили по улицам. При разводе супруги или свидетели разрывали над проточной водой или на перекрестке дорог полотенце, пояс или что-либо из одежды.
Свадебная символика
Свадебный ритуал славян оформлялся многочисленной предметной, знаковой, изобразительной, звуковой и цветовой символикой.
В свадьбе рушники используются в качестве обязательных и одних из основных символов. Одно из основных значений свадебного рушника - жизненный путь, по которому вместе должны пройти жених и невеста, муж и жена. В свадьбе используются несколько специальных рушников: на икону - родительское благословение; под хлеб, который держат родители на рушнике во время благословения молодых; два каравая; для связывания руки невесты с рукой жениха (символ соединения, неразлучности); особый рушник, который невеста приносит в дом жениха; настольные большие рушники со свадебной символикой, и т.д.
В традиционной вышивке восточных славян изображение на свадебном рушнике пары птичек (жаворонков, голубков) символизирует жениха и невесту. Птички олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Неслучайно на свадебном рушнике вышиваются и цветочные орнаменты. Это и оберег от злых сил, и пожелание молодым "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. Иногда на свадебном рушнике вышиваются и первые буквы имен жениха и невесты. Существует прекрасная традиция сохранять свадебный рушник в семье, передавая его из поколения в поколение.
Символика БРАКА как перехода из одного состояния в другое выражается в различных действиях, связанных с преодолением препятствия, границы, водного пространства: перепрыгивание девушек на Пасху через сани, чтобы выйти замуж; перескакивание во сне через стену как предвестье замужества; переезд молодых через огонь по пути к церкви и т.д. Брак символизируют также различные способы сведения жениха с невестой, сажание их рядом на «посад», опоясывание, соединение голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом для удачного сватовства, запрягание молодых, подкладывание им под брачную постель хомута и вожжей и т.д. Идея брачного соединения и скрепления передается также в свадебных песнях, в которых просят сковать венец, свадьбу; в выражениях «свадьбу ковать» (играть свадьбу), в поговорке: «Не куй меня, мати, к каменной палате, прикуй меня, мати, к девичьей кровати!»
Брак символизируют и действия, связанные с добыванием и поимкой: мотивы охоты, ловли рыбы, осады города, полона в свадебном фольклоре, охотничьи и рыболовные орудия в свадебном обряде. Действия разрушения и разделения заключают в себе идею расторжения связи с прежним состоянием: в свадебных песнях — мотивы топтания травы, ломания калины и т.п., в самом обряде — битье горшка, ломание ложек после угощения, дележ каравая, преломление хлеба над новобрачными, разрывание ими печеной курицы. Символика БРАКА раскрывается в противопоставлении чета и нечета (в гаданиях парное число кольев частокола, поленьев в охапке сулит брак, а нечетное — безбрачие). Цветовые символы брака — белый и красный: белое или красное покрывало, фата невесты, красно - белое свадебное знамя, красные ленты в косе невесты, красный кушак свата и т. д.
Одним из самых ярких свадебных символов является костюм. Как уже указывалось, он был характерен для двух переходных моментов в жизни человека - свадьбы и погребенья. Но его яркий, праздничный вид говорит об одинаково позитивном восприятии славянами этих событий человеческой жизни. Свадебный костюм отличало обилие в нем красного цвета. Цвет радости, жизнелюбия, земного благополучия и любви (земного отражения деятельности небесного светила) сочетается с белым, как цветом изначальной высшей чистоты, и с традиционным черным - цветом земли, очерчивающим земные горизонты происходящих событий. Значительно меньше в свадебном костюме синего и желтого (золотого) цветов, принадлежащих, скорее, небесным, чем земным ипостасям.
Полотенце - традиционный символ дороги, "иного" пути, неземного пространства, по которому должны пройти молодые в неведомую им новую полосу жизни. С этим символическим значением использовались на свадьбе и куски холста, в которые заворачивали когда-то новорожденных жениха и невесту при крещении или при рождении (до христианства). Из этой ткани изготавливались свадебные рушники, которыми обвязывались молодые, а затем приберегались до погребенья. Полотенце, которым невеста вытиралась в бане, там и оставлялось. Оно становилось символом, вбирающим всю ее жизнь, предшествующую замужеству. Полотенцем или тканью обязательно накрывали всю обрядовую свадебную пищу перед тем, как подать ее к столу.
Вильце - "увитое" деревце или ветка, символизирующие девичество и украшенные цветными лентами, бусами, частично, девическими украшениями. Подруги невесты украшали вильце на девичник, и оно присутствовало на свадьбе в течение трех дней.
Красота (лента или венок) - девический головной убор, имеющий сакральное значение. Он символизирует небесные силы, связанные с чистотой, девической красотой, любовью. Древние считали, что красота имеет необычайную магическую и обереговую силу, с которой девушка расставалась, выходя замуж.
Печь (очаг) - символ домашнего благополучия и гарантия защищенности. Уже во время сватовства, сговора сваты старались прикоснуться рукой к очагу в доме невесты, чтобы сговор удался. Невеста, входя в дом будущего мужа, также дотрагивалась до печи, чтобы приобщиться к новому для себя дому. Покидая дом родных, она старалась "унести" с собою часть тепла родительского очага, заговаривая огонь.
Наиболее обобщенный символ брака — круг. Таково заключение брака путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, стола, и т. п., оборачивания кругом на одном месте; из предметных символов — кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач;
Многие свадебные термины: «окручаться» (выходить замуж, жениться), «крученка» (любовная связь), «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «повойник», «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба).
Символом заключения брака является перемена невестой прически (расплетение — заплетение косы) и головного убора, после которой девушка считается женой, а также связанное с этим порывание и раскрывание головы невесты на свадьбе.
Список литературы
1.Геннеп А. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М., 1999.
2. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.
3. Левинтон Г.А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.
4. Потебня А.А. Переправа через воду как представление брака // Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.
5. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских // Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранные труды. М., 1996.