Система образования Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:16, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы рассмотреть структуру российской системы образования, её состояние и необходимость модернизации.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть структуру образования в России;
Рассмотреть проблемы, существующие в образовании и возможные пути их решения.

Оглавление

Введение 3
Общая структура системы образования Российской Федерации 5
1.1. Дошкольное образование 6
1.2. Среднее (школьное) образование 7
1.3. Среднее профессиональное образование 8
1.4. Высшее профессиональное образование 10
Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации 13
Заключение 17
Литература 19

Файлы: 1 файл

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год — при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1-2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

Государственные и муниципальные  средние специальные учебные  заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального  образования, находятся в ведении  более чем 25 федеральных министерств  и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

Ниже достаточно полно  представлена динамика среднего профессионального  образования (на основании данных научно-исследовательского института высшего образования  России).

1.4. Высшее профессиональное образование.

 

В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Объем и структура  приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами  приема, которые устанавливаются  ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Система высшего профессионального образования РФ многое претерпела за последние годы, и характеризуется значительными изменениями.

Во-первых, развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число лиц, желающих поступить  в высшие учебные заведения, продолжает расти.

Во-вторых, контрольные  цифры приема студентов на первый курс государственных вузов только за 5 лет возросли на 50%. Это единственная ступень образования, в которой  число государственных образовательных  учреждений выросло за 10 лет на 14%. Наблюдалось и открытие заметного числа негосударственных вузов.

В-третьих, дополнительные возможности для реализации права  граждан на образование обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых около 1 тыс. — государственных (в России вузов, вместе с филиалами, свыше 3200). Около половины этих филиалов находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории Российской Федерации.

В-четвертых, на 10 тыс. населения приходится свыше 300, обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них около 200 обучаются за счет бюджета. Самый большой контингент студентов обучается в университетах.

В пятых, распределение  по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические  специальности, на втором месте —  педагогические, далее специальности  естественных и гуманитарных наук.

В-шестых, реформирование внутренней структуры вузов характеризуется:

- появлением новых  дипломов (по различным квалификациям);

- преподаванием новых  дисциплин и создание новых  факультетов; 

- информатизацией, все  более и более используемой  для дистанционного обучения  через Интернет;

- международным сотрудничеством. 

- учреждения высшего  образования получили широкие  возможности привлечения внебюджетных  средств за предоставление образовательных  услуг; 

- сложилась общественно-государственная  система разработки и оценки  содержания образовательных программ и учебной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации.

 

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали  существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее  и перегруженное содержание школьного  образования не обеспечивает выпускникам  общеобразовательной школы фундаментальных  знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права).

Профессиональное  образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в качественном образовании.

В этой связи  предстоит обеспечить опережающий  рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его  фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация  образования - это политическая и  общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как  ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в  первоочередном порядке следующие  приоритетные, взаимосвязанные задачи:

- обеспечение  государственных гарантий доступности  и равных возможностей получения  полноценного образования; 

- достижение  нового современного качества  дошкольного, общего и профессионального  образования; 

- формирование  в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

- повышение  социального статуса и профессионализма  работников образования, усиление  их государственной и общественной  поддержки; 

- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной  образовательной политики государства  является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут  быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает  практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Образование начинается еще в дошкольных учреждениях, в  которых ведется подготовка детей  к поступлению в школу, лицей  или гимназию. Объем информации расширяется  с каждым годом, что увеличивает нагрузку на детей в учебных заведениях. Поэтому необходимо дать фундаментальные знания на раннем этапе развития ребенка.

В возрасте семи лет ребенок  поступает в общеобразовательную  школу, лицей или гимназию. Первые четыре года обучения дают начальное среднее образование. Последующие пять классов дают неполное среднее образование, по окончании которых выдается аттестат. После девяти классов существует возможность поступить в профессионально-техническое учебное заведение и получить профессию.

Еще два класса в общеобразовательной  школе, лицее или гимназии дают полное среднее образование и соответствующий  аттестат. После окончания одиннадцати  классов человек имеет возможность  поступить в высшее учебное заведение, техникум или колледж. Диплом об окончании профессионально-технического учебного заведения тоже дает такую возможность.

В ближайшее время  планируется ввести обязательное одиннадцатилетнее  образование для всех.

В России введена новая  многоуровневая система высшего  образования:

  • первая ступень - неполное высшее со сроком обучения 2 года;
  • вторая ступень - базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года;
  • третья ступень – «дипломированный специалист» со сроком обучения 5 лет и «магистр» со сроком подготовки 6 лет;

В России существует огромное количество различных учебных заведений. Деление происходит не только на государственные и частные, но и по углубленному изучению тех или иных предметов. Для того чтобы определиться с выбором направления обучения надо изучить потребность рынка, а также индивидуальные способности ребенка. С этой целью можно обратиться к психологу, который поможет определить склонность к тем или иным наукам посредством специальных тестов. Выбор направления необходимо делать уже в школе.

Одной из главных проблем  является выбор между государственными и частными учебными заведениями. При выборе частного учебного заведения следует уточнить, есть ли у него государственная аттестация и аккредитация. Только такие заведения имеют право давать диплом государственного образца, что гораздо выше ценится работодателями.

Инновации в образовании - это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные  методики преподавания, и современные  подходы к работе с обучаемыми, и адаптация к требованиям  промышленности.

Все изменения и новшества, вносимые правительством в систему российского образования, направлены на то, чтобы российское образование признавали во всех европейских странах. Это даст возможность найти хорошую работу за границей, имея российский диплом и наоборот, наши работодатели будут точно знать, какой степени образования будет соответствовать диплом, полученный в иностранных учебных заведениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

        1.  Атаян А.Т. «Перспективы: вопросы образования» / А.Т. Атаян – Париж: ЮНЕСКО, 1991, 21-117 с.
        2. Бордовская Н.В. «Педагогика» / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПб: «Питер», 2004
        3. Жуков А.Д. «Образование в России: Проблемы и решения» / А.Д. Жуков, Н.М. Канаев – Москва, ЭКМОС, 2000
        4. ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от 10.07.1992 N 3266-1, Глава 2. Система образования.(действующая редакция)
        5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393
        6. Мазалова М.А., Уракова Т.В. «История педагогики и образования» / Изд-во: Высшее образование, 2006
        7. Невежина М.М. Педагогика. [Текст] / М.М.Невежина, Н.В. Пушкарёва, Е.В. Шарохина – М., «Риор», 2005
        8. Хрестоматия по истории педагогики / под ред. Камнева С.А., сост. Желваков Н.А.; М, 1936
        9. Циглер Т. История педагогики / - СПб: Киев, 1911
        10. http://www.charko.narod.ru
        11. http://www.consultant.ru
        12. http://www.detskiysad.ru
        13. http://www.humanities.edu.ru
        14. http://www.kremlin.ru
        15. http://www.wikipedia.ru

Информация о работе Система образования Российской Федерации