Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:16, контрольная работа
Цель данной контрольной работы рассмотреть структуру российской системы образования, её состояние и необходимость модернизации.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
Рассмотреть структуру образования в России;
Рассмотреть проблемы, существующие в образовании и возможные пути их решения.
Введение 3
Общая структура системы образования Российской Федерации 5
1.1. Дошкольное образование 6
1.2. Среднее (школьное) образование 7
1.3. Среднее профессиональное образование 8
1.4. Высшее профессиональное образование 10
Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации 13
Заключение 17
Литература 19
Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год — при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1-2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.
Государственные и муниципальные
средние специальные учебные
заведения и подразделения
Ниже достаточно полно представлена динамика среднего профессионального образования (на основании данных научно-исследовательского института высшего образования России).
В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.
Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые устанавливаются ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.
Система высшего профессионального образования РФ многое претерпела за последние годы, и характеризуется значительными изменениями.
Во-первых, развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.
Во-вторых, контрольные
цифры приема студентов на первый
курс государственных вузов только
за 5 лет возросли на 50%. Это единственная
ступень образования, в которой
число государственных
В-третьих, дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых около 1 тыс. — государственных (в России вузов, вместе с филиалами, свыше 3200). Около половины этих филиалов находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории Российской Федерации.
В-четвертых, на 10 тыс. населения приходится свыше 300, обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них около 200 обучаются за счет бюджета. Самый большой контингент студентов обучается в университетах.
В пятых, распределение по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте — педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.
В-шестых, реформирование внутренней структуры вузов характеризуется:
- появлением новых дипломов (по различным квалификациям);
- преподаванием новых дисциплин и создание новых факультетов;
- информатизацией, все более и более используемой для дистанционного обучения через Интернет;
- международным сотрудничеством.
- учреждения высшего
образования получили широкие
возможности привлечения
- сложилась общественно-
Государственно-политические
и социально-экономические
Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее
и перегруженное содержание школьного
образования не обеспечивает выпускникам
общеобразовательной школы
Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.
В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.
Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.
Главная задача
российской образовательной политики
- обеспечение современного качества
образования на основе сохранения его
фундаментальности и
Модернизация
образования - это политическая и
общенациональная задача, она не должна
и не может осуществляться как
ведомственный проект. Интересы общества
и государства в области образо
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
- обеспечение
государственных гарантий
- достижение
нового современного качества
дошкольного, общего и
- формирование
в системе образования норматив
- повышение
социального статуса и
- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.
Образование начинается еще в дошкольных учреждениях, в которых ведется подготовка детей к поступлению в школу, лицей или гимназию. Объем информации расширяется с каждым годом, что увеличивает нагрузку на детей в учебных заведениях. Поэтому необходимо дать фундаментальные знания на раннем этапе развития ребенка.
В возрасте семи лет ребенок
поступает в
Еще два класса в общеобразовательной
школе, лицее или гимназии дают полное
среднее образование и
В ближайшее время планируется ввести обязательное одиннадцатилетнее образование для всех.
В России введена новая многоуровневая система высшего образования:
В России существует огромное количество различных учебных заведений. Деление происходит не только на государственные и частные, но и по углубленному изучению тех или иных предметов. Для того чтобы определиться с выбором направления обучения надо изучить потребность рынка, а также индивидуальные способности ребенка. С этой целью можно обратиться к психологу, который поможет определить склонность к тем или иным наукам посредством специальных тестов. Выбор направления необходимо делать уже в школе.
Одной из главных проблем является выбор между государственными и частными учебными заведениями. При выборе частного учебного заведения следует уточнить, есть ли у него государственная аттестация и аккредитация. Только такие заведения имеют право давать диплом государственного образца, что гораздо выше ценится работодателями.
Инновации в образовании - это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные методики преподавания, и современные подходы к работе с обучаемыми, и адаптация к требованиям промышленности.
Все изменения и новшества, вносимые правительством в систему российского образования, направлены на то, чтобы российское образование признавали во всех европейских странах. Это даст возможность найти хорошую работу за границей, имея российский диплом и наоборот, наши работодатели будут точно знать, какой степени образования будет соответствовать диплом, полученный в иностранных учебных заведениях.
Информация о работе Система образования Российской Федерации