Система образования РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:35, реферат

Краткое описание

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Оглавление

Введение
1. Организационно-правовая система управления образованием
2. Общая структура системы образования РФ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.10 Кб (Скачать)

Существуют  два основных вида средних специальных  учебных заведений:

1) техникум (училище), реализующий основные  профессиональные  образовательные  программы среднего  профессионального  образования базового  уровня;

2) колледж, осуществляющий  профессиональные  образовательные  программы среднего  профессионального  образования базового  и повышенного  уровня. Реализация  образовательных  программ среднего  профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Лица  со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным  ускоренным программам: на 1 год -- при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1-2 года -- при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня.

Государственные и муниципальные  средние специальные  учебные заведения  и подразделения  вузов, входящие в  систему среднего профессионального  образования, находятся  в ведении более  чем 25 федеральных  министерств и  ведомств, а также  субъектов Российской Федерации.

Для современной системы  среднего специального образования характерно возрастание численности  учащихся на платном  обучении в сравнении  с учащимися-бюджетниками.

В зависимости от числа  направлений обучения студентов вузы делятся  на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь  квалификацию: бакалавр, дипломированный  специалист, магистр  по соответствующим  направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие  образовательные  программы могут  быть реализованы  как непрерывно, так  и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную  аттестацию по аккредитованной  образовательной  программе вуз  выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования  и (или) его квалификации.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами приема, которые  устанавливаются  ежегодно соответствующим  федеральным органом  исполнительной власти, в ведении которого находится вуз. Сверх  заданий по приему студентов вуз  вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим  договорам с оплатой  стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Одной из преобладающих  тенденций в высшем образовании России является увеличение доли платного обучения. Таким образом, система  высшего профессионального  образования РФ многое претерпела за последние  годы, и характеризуется  значительными изменениями.

Во-первых, развитие подготовки специалистов шло  высокими темпами, а  число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.

Во-вторых, контрольные цифры  приема студентов  на первый курс государственных  вузов только за 5 лет возросли на 50%. Это единственная ступень образования, в которой число  государственных  образовательных  учреждений выросло  за 10 лет на 14%. Наблюдалось  и открытие заметного  числа негосударственных  вузов.

В-третьих, дополнительные возможности  для реализации права  граждан на образование  обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых  около 1 тыс. -- государственных (в России вузов, вместе с филиалами, свыше 3200). Около половины этих филиалов находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории Российской Федерации

В-четвертых, на 10 тыс. населения  приходится свыше 300, обучающихся в  государственных  и негосударственных  вузах студентов (наивысший  показатель за всю  историю российской высшей школы), из них  около 200 обучаются  за счет бюджета. Самый  большой контингент студентов обучается  в университетах.

В-пятых, распределение по специальностям выглядит так: на первом месте  по количеству студентов  технические специальности, на втором месте -- педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.

В-шестых, реформирование внутренней структуры вузов  характеризуется:

- появлением новых  дипломов (по различным  квалификациям);

- преподаванием новых  дисциплин и создание  новых факультетов; 

- информатизацией,  все более и  более используемой  для дистанционного  обучения через  Интернет;

- международным сотрудничеством. 

- учреждения высшего  образования получили  широкие возможности  привлечения внебюджетных  средств за предоставление  образовательных  услуг; 

- сложилась общественно-государственная  система разработки  и оценки содержания  образовательных  программ и учебной  литературы.

Заключение

Образование в Российской Федерации  представляет собой  громадную систему, насчитывающую 150 тыс. образовательных  учреждений с численностью учащихся 34260 тыс. и  работающих -- более 3000 тыс. человек.

Такая большая сфера  деятельности не может  существовать сама по себе без взаимодействия с другими сферами  деятельности и государством в лице государственных  институтов. Проблемы системы образования  затрагивают практически  всех членов нашего общества. Следовательно, в сфере образования  пересекаются интересы многих, если не всех субъектов общественных отношений, что, естественно, требует их согласования.

Сфера образования представляет собой не только множество  организаций. Законом  Российской Федерации  «Об образовании» (статья 8) введено понятие  системы образования.

Под системой образования  понимается совокупность всех образовательных  учреждений и органов  управления, подведомственных Министерству науки  и образования  Российской Федерации, обеспечивающих непрерывность  образования растущего  человека и гарантию его прав на качественное образование путем  выбора образовательных  программ.

Функционирование  системы образования  на уровне государственных  нормативов предполагает разработку нормативов для системы образования  и обеспечение  их реализации и координация  всей работы по указанным  направлениям для  достижения поставленных целей, т.е. управление.

Современное образование является своеобразной точкой пересечения множества  интересов и ожиданий учащихся, их родителей, преподавателей, руководства  учебных заведений, министерств и  ведомств, регионов, государства в  целом и др. Они  во многом противоречивы, однако сходятся в  том, чтобы все  заинтересованные стороны  имели максимальную возможность влиять на образование.

Ведущей идеей государственной  политики в сфере  образования, выступает  идея развития, которая  направлена на качественные преобразования системы  образования путем  творческой реализации внутреннего потенциала этой системы, ее резервов и эффективного использования ресурсов области. Качественные преобразования системы образования необходимы во всех ее звеньях: в органах управления, в каждом типе и виде образовательных учреждений и их территориальных комплексах (в микрорайонах, районах, городах, селах), во взаимосвязях с социокультурными и производственными организациями. Развитие системы образования области предполагает наличие комплексных социокультурных и социально-педагогических программ в каждом городе, районе, школе и наличие экспериментальных площадок на уровне города, района, школы по отработке конкретных концепций и реализации идей развития образования.

Список  использованной литературы

1. Основные итоги  работы системы  образования в  2002 году по реализации  Концепции модернизации  российского образования  на период до 2010 года. Аналитический  доклад. Министерство  образования Российской  Федерации. М., 2003.

2. С.А.Дятлов. Теория человеческого капитала. Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1996.

3. Инвестиции в человеческий  капитал в переходный  период в России. Д.Нестерова, К.Сабирьянова. РПЭИ, 1998.

4. Корнейчук Б.В.Человеческий капитал во временном измерении. Санкт-Петербург, 2003.

5. Образование и  человеческое развитие. М.: ТЕИС., 2000.

6. Образование, которое  мы можем потерять. Сборник. Под ред.  В.А.Садовничего. М.: МГУ, 2003.

7. Проблемы доступности  высшего образования.  Препринт WP3/2003/01/ Отв. Ред. С.В.Шишкин. Независимый институт социальной политики. - М.: “СИГНАЛЪ”, 2003.

8. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. М., ИНФРА-М. 2000.

9. Человеческий капитал  в России в 1990-х  годах. Под ред.  А.А.Саградова. М., МАКС Пресс. 2000.

10. Человеческое развитие: новое измерение  социально-экономического  прогресса. Под  ред. В.П.Колесова и Т.Маккинли. М.: Права человека, 2000.

11. Эренберг Р., Смит Р. “Современная экономика труда. Теория и государственная политика”, М., Экономика, 2001.

Информация о работе Система образования РФ