Система образования Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:21, реферат

Краткое описание

Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой образования. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый третий житель республики учится.

Файлы: 1 файл

Система образования Республики Беларусь.docx

— 21.60 Кб (Скачать)

Система образования Республики Беларусь 

Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой образования. По уровню грамотности  взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей  в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных  заведений наша страна находится  на уровне развитых стран Европы и  Америки. Каждый третий житель республики учится.  

Согласно Докладу  о развитии человека, подготовленному  независимыми международными экспертами по заказу Программы развития ООН, Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых  высоких в мире уровень грамотности  молодежи (99,8%).  

В то же время  вступление в постиндустриальное, информационное общество, сложнейшие задачи трансформации  национальной экономики ставят общество и государство перед необходимостью постоянного совершенствования  сферы образования.  

Учитывая сложившуюся  ситуацию в сфере образования  в Республике Беларусь, где уровень  грамотности один из самых высоких  в мире, дискриминация полностью  отсутствует, финансирование стабильно, основные изменения направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых  в первую очередь следует выделить государственно-общественный характер управления, обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию, повышение качества образования  для каждого.  

Приоритетными также являются задачи обеспечения  функциональной грамотности населения  за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего  образования, обеспечения реабилитации через образование, в том числе  профессиональное, лиц с особенностями  психофизического развития.  

В Программе  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы заявлено: образование  должно стать

основой всех преобразований, проводимых в  нашей стране, поскольку образование, в конечном счете, – фундамент, который  позволит построить сильную и  процветающую Беларусь.  

Эти же принципы заложены в Стратегии и Программе  устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года.  

Основные направления  государственной политики в сфере  образования нашли закрепление  в актах законодательства, разработка которых активизировалась в последние  годы. Начиная с 2002 года, принят ряд  законов: ”Об образовании“, ”О профессионально-техническом  образовании“, ”Об образовании  лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)“, ”Об общем среднем образовании“.  

Национальная  система образования  РБ включает:

 дошкольное  образование; 

 общее среднее  образование; 

 внешкольные  формы образования; 

 профессионально-техническое  образование; 

 среднее специальное  образование; 

 высшее образование; 

 подготовку  научных и научно-педагогических  кадров;

 повышение  квалификации и переподготовку  кадров;

 самостоятельное  образование граждан.  

В систему образования  Республики Беларусь входят различные  типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учpеждения; общеобpазовательные (базовая и средняя школа, гимназия, лицей); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы- интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.п.); пpофессионально-технические и высшие пpофессионально-технические училища; сpедние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования, управления и отделы образования исполкомов местных советов и подведомственные им учебно-методические учреждения .

Наиболее быстрыми темпами на сегодняшний день растут масштабы университетского образования. Меняется структура специальностей, каждый год появляется целый ряд  новых специальностей, связанных  с научно-техническим прогрессом. Расширяется подготовка специалистов в области права, менеджмента, социальной работы. ВУЗы постепенно переходят  на многоуровневую подготовку студентов. На первом уровне (4-5 лет обучения) готовятся  специалисты с высшим образованием или степенью бакалавра. На втором уровне (1-2 года обучения) осуществляется специализация, углубленная подготовка студентов  и предусматривается возможность  получения ими степени магистра.

В систему высшего  образования Республики Беларусь входят 43 государственных высших учебных  заведения (31 университет, 6 академий, 2 института, 4 высших колледжа), а также 12 вузов частной формы собственности.

Негосударственные (частные) высшие учебные заведения  РБ  

 Негосударственный сектор высшего образования получил наиболее интенсивное развитие в период с 1991 по 1994 гг. Этот процесс был вызван сокращением потенциальных возможностей трудоустройства молодежи, а также недостаточным приемом в вузы государственного сектора вообще, особенно по престижным специальностям.  

Первый негосударственный  вуз назывался «Институт современных  знаний» осуществлял подготовку специалистов как в достаточно традиционных областях (юриспруденция и экономика), так и в новых (маркетинг, менеджмент), а также в таких, которые не укладывались в рамки регламентирующих документов, например: продюсеров, бизнес-переводчиков и некоторых других. В это время был осуществлен на практике гендерный подход к образованию в женском негосударственном институте «ЭНВИЛА». Другое направление было связано с созданием экспериментальной элитарной модели, интегрированной в международное пространство (Европейский гуманитарный университет).  

В 1997 году Советом  Министров Республики Беларусь было принято Постановление «О порядке  организации и регулировании  деятельности негосударственных учебных заведений». Был разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих деятельность негосударственных вузов.  

Лицензии на ведение образовательной деятельности по программам высшего образования  выдаются негосударственным высшим учебным заведениям Министерством  образования на основании заключения экспертной комиссии. Подготовка специалистов может осуществляться только по специальностям, указанным в лицензии. Запрещается  организация филиалов и других структурных  подразделений без лицензии Министерства образования.  

Право выдачи документов государственного образца о высшем образовании появляется у высшего  учебного заведения с момента  его государственной аккредитации. Сертификат о государственной аккредитации устанавливает статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), по которым высшее учебное заведение имеет право  выдавать выпускникам документы  государственного образца, а также  ступени высшего образования  и квалификации (степени).  

В РБ функционируют 14 негосударственных вузов и 9 их филиалов, которые имеют лицензию Министерства образования. Количество обучающихся в них студентов составляет 47,8 тыс. человек. Кроме того, на территории РБ осуществляют свою деятельность ряд структурных подразделений высших учебных заведений других государств (преимущественно России)

 Все количественные  и качественные преобразования  в системе образования РБ должны  способствовать решению важнейших  стратегических задач, стоящих  перед белорусским обществом  на современном этапе. Это преодоление  отставания по ключевым, прежде  всего наукоемким отраслям хозяйства;  обеспечение развития в Беларуси  социально-ориентированной рыночной  экономики; создание благоприятных  условий для всестороннего развития  национальной культуры; формирование  условий для постепенного перехода  к постиндустриальному, информационному  обществу.  
 

Информация о работе Система образования Республики Беларусь