Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:31, лекция

Краткое описание

Работа содержит ответы на 2 вопроса по дисциплине "Педагогика".

Файлы: 1 файл

11вопрос.doc

— 33.00 Кб (Скачать)

11) Движущие силы и логика воспитательного процесса

  Личность  ребенка любого уровня воспитывается  не по частям, а целостно, поэтому  воспитательный процесс состоит  из движущейся системы отношенческих  ситуаций.

  Воспитательный  процесс целостен, не расчленяется на отдельные виды воспитания, и каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность.

  В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений детей формируется  собственное представление о  мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности.

  Огромное  значение для становления личности имеют и природные задатки, способности  и потребности ребенка. Аккумулируя  общественное сознание, осмысливая идеи и формируя собственное поведение, у ребенка складывается характер, жизненная позиция, появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования.

  Все взрослые люди – потенциальные или  реальные участники воспитательного  процесса. Вне зависимости от его  нравственного поведения, интересов и образования, взрослый человек воздействует на ребенка уже тем, что живет, действует. Тем более взрослые оказывают влияние на ребенка, когда осознают смысл и цели своей жизни, ощущают ответственность за свои поступки, осуществляют свое духовно-нравственное и физическое совершенствование.

  Следующим участником воспитательного процесса является коллектив. Дети не только постоянно  участвуют во взрослом коллективе, но и создают, объединяются сами в  коллективы. Это школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы.

  Вместе  с тем, взрослые способствуют осознанию  детьми социально ценных целей и  перспектив развития коллективной жизни, внесению элементов нравственных, эстетических и общественных требований. Главным звеном в воспитательном процессе являются жизненные ситуации, которые возникают на трех основных уровнях.

  Во-первых, на уровне необходимого, обязательного. Во-вторых, на уровне свободного, избирательного рода деятельности отношения. И, в-третьих, ситуации возникают на уровне случайного общения и взаимоотношений, временных интересов и обязанностей. Логика воспитательного процесса заключается в обязательном присвоении подрастающим поколением социального опыта старших, что неоднократно подтверждено общественно-исторической практикой.

  Деятельная  природа ребенка не терпит однообразия  и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении.

  Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное  функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование  организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы.

  Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих  форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, развлекательной, исследовательской.

12) Закономерности и принципы воспитания

  Для практики воспитания важнее всего связать  закономерными отношениями эффективность  воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают  влияние на качество воспитания. Эффективность зависит от:

  1) сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окружающему, и в ходе воспитательного процесса формируются взгляды, позиции воспитанников;

  2) соответствия цели и организации действий, которые помогают эту цель достигнуть. Если организация, т. е. совокупность отношений, условий, воздействий и методов работы, не соответствует цели, то воспитательный процесс не достигает успеха;

  3) соответствия правила и практики социального поведения;

  4) условий, в которых воспитывается человек;

  5) интенсивности самовоспитания;

  6) эффективности развития и обучения;

  7) интенсивности и качества взаимоотношений между самими воспитанниками;

  8) интенсивности воздействия на духовную сферу воспитанника;

  9) от качества воспитательного воздействия.

  Историческая  и мировая практика показывает, что  главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне развитого  человека, способного реализовать себя в современном обществе и приумножить  культурные ценности в будущем. В  целях гармоничного развития человека осуществляется нравственное, умственное, трудовое, физическое, гражданское, экологическое воспитание.

  Воспитатель решает воспитательные задачи, эффективность  которых зависит от многих факторов и условий, от последовательности и логики применения комплекса методов. Принципы воспитания могут выражать нормы поведения человека, необходимые для обогащения социального опыта; выступать как конкретная задача; помогать воспитанникам оценить и разобраться в собственных поступках.

  Формы воспитания могут быть в виде приказа, указания, просьбы, намека с целью выявления у учащегося интереса, переживания. Среди важнейших принципов воспитания следует назвать принцип гуманизации, требующий создания максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей личности, постановки воспитания ребенка в центр педагогического процесса, развития самой личности.

  Важнейшую роль в современных условиях играет принцип совместной деятельности педагога, ученика и родителей. В этом случае создается едино направленная воспитательная среда. Важны также в педагогике принципы связи школы с жизнью, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Особо необходимо отметить роль принципа опоры на положительное в человеке, так как положительное не так хорошо видится, как отрицательное. Особенно важно это замечать в работе с «трудными» детьми.

  Процесс воспитания строится на ряде взаимосвязанных  принципов и требует от воспитателя  постоянного проявления творчества; основывается на общественной направленности воспитания; опирается на связь воспитания с жизнью, трудом. Принципы воспитания должны строго воплощаться в практику. Среди принципов нет главных, так как они все равнозначны.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"