Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 00:57, реферат
Под самообразованием понимается процесс самостоятельного приобретения систематических знаний в какой-либо отрасли человеческого знания, который зачастую связанный со сферой практического применения приобретенного в вузе образования, то есть с будущей специальностью. Непременным условием качественного самообразования является личная мотивация занимающегося в приобретении необходимых для него знаний. Бесспорным плюсом самообразования, помимо прочих положительных моментов, есть воспитание в себе целеустремленности, трудолюбия, настойчивости в достижении поставленной цели и многих других позитивных моральных качеств. Еще одним, безусловно, положительным, как для современного студента, качеством самообразования есть его относительно низкая стоимость.
1.1. Введение: самообразование — шаг вперед
1.2. Потребности и препятствия к участию в
непрерывном образовании
1.3. Самообразование или «самоучеба»?
1.4. Неформальное и информальное образование
1.5. Самообразование и политическое просвещение
Список литературы
Содержание
непрерывном образовании
Список литературы
1.1.
Введение: самообразование
- шаг вперед
Стремительная динамика развития современного
общества предъявляет новые требования
ко всем, без исключения, сферам жизнедеятельности
человека. В первую очередь это касается
сферы образования, ведь образование —
это наше будущее и от его качества
зависит то, каким оно будет; качество
же образования определяется полнотою
и соответствием знаний современным реалиям.
Так как сейчас знание накапливается с
большой скоростью, то отечественная высшая
школа просто не успевает угнаться за
всем массивом знаний и поэтому для современного
студента одним из условий получения качественного
образования, которое открывает для него
большие перспективы, являетсясамообразование
Под самообразованием понимается процесс
самостоятельного приобретения
систематических знаний
в какой-либо отрасли
человеческого знания,
который зачастую связанный
со сферой практического
применения приобретенного
в вузе образования,
то есть с будущей специальностью. Непременным
условием качественного самообразования
является личная мотивация занимающегося
в приобретении необходимых для него знаний.
Бесспорным плюсом самообразования, помимо
прочих положительных моментов, есть воспитание
в себе целеустремленности, трудолюбия,
настойчивости в достижении поставленной
цели и многих других позитивных моральных
качеств. Еще одним, безусловно, положительным,
как для современного студента, качеством
самообразования есть его относительно
низкая стоимость.
Анализ, проведенный на основе изучения
биографического материала выдающихся
людей в разных сферах жизнедеятельности
общества, позволяет утверждать, что все
они никогда не останавливались на полученном
образовании и на протяжении всей жизни
постоянно занимались самообразованием.
Отсюда легко сделать вывод, что самообразование
– хорошее подспорье в достижении успеха
в жизни.
Для того чтобы процесс самообразования
протекал максимально эффективно, перед
началом необходимо провести краткий
самоанализ собственных возможностей,
ответив себе на три простых вопроса:
- «что я хочу» – определить ту область,
сферу знаний, которая будет изучаться;
- «что я могу» - определить свои способности
для самообучения: слабые и сильные стороны
(существующие психологические методики
позволяют это сделать);
- «что я имею» - что у меня есть для того,
чтобы я мог заниматься самообразованием,
то есть наличие ресурсов (Интернет, доступ
в библиотеки, книг,пр.).
Определившись со своими возможностями
можно смело приступать к процессу получения
новых знаний, постоянно памятуя о том,
что дорогу осилит идущий и что самая длинная
дорога всегда начинается с первого шага,
самого трудного, но такого нужного и необходимого.
Самообразование уже давно
стало неотъемлемой частью жизни современного
человека, которое помогает ему покорять
новые высоты во всех сферах его деятельности.
Понимание студентом того, что самообразование
- это, прежде всего, личностный, профессиональный
рост, а не дань моде, родителям или еще
кому-то – огромный шаг вперед по направлению
к успешному будущему, построенному собственными
руками.
В сегодняшнем мире профессиональные знания обновляются в среднем каждые пять-шесть лет. Традиционное базовое формальное образование, получаемое в детско-юношеском периоде, не успевает за изменениями производственных технологий и поэтому не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми для эффективного выполнения социальных ролей.
Принятая практически всеми экономически развитыми странами концепция непрерывного образования выдвигает образование взрослых на определяющие позиции социально-экономического развития современного мира, в том числе и России. Исторический опыт показывает: переход той или иной страны на новый путь развития всегда сопровождался пересмотром принципов и последующим радикальным изменением государственной политики в области образования. При этом следует отметить, что в последние лва десятилетия решающее значение придавалось изменениям в образовании взрослых. Благодаря своей гибкости, оперативности и сравнительно небольшим издержкам оно всегда остается именно той сферой образовательной практики, которая способна эффективно содействовать успешному разрешению политических, социально-экономических, технологических и культурных проблем в условиях дефицита времени и кадровых ресурсов.
Современная социально-экономическая ситуация в России обусловливает необходимость массовой переподготовки большинства специалистов в связи с происходящими в стране реформами. Как следствие, ожидается рост потребности в неформальном образовании, включая самообразование взрослого населения, имеющего опыт участия в профессиональном труде.
Оценивая перспективность неформального образования как наименее изученной формы образования взрослых, важно понять структуру мотиваций и ценностных предпочтений людей. Однако вплоть до настоящего времени потребности (а тем более их динамика), мотивация и препятствия к самостоятельной учебной деятельности взрослых систематически не изучались. Наблюдается явный дефицит как количественных, так и качественных социологических исследований по данной теме, что приводит к искаженным представлениям о реальном образовательном потенциале населения.
На протяжении последних трех лет специалисты Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) и его преемника ИКСИ РАН в рамках ежеквартального общероссийского мониторинга изучают готовность различных социальных групп продолжать нреформальную образовательную деятельность как самостоятельно, так и в рамках предлагаемых программ. При этом полученные результаты имеют важное значение для планирования государственной политики в данной области. Они, в частности, использовались в процессе разработки Федерального закона «О дополнительном образовании взрослых» ( принят Ассамблеей СНГ в 1997 году) и Закона Санкт-Петербурга «О просветительстве» (обсуждается).
Можно выделить основные формы образования взрослых:
высшее, послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовки специалистов и руководителей с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
общекультурное обучение на платных курсах, в народных университетах, центрах непрерывного образования взрослых, в лекториях и домах знаний, по телевидению и с помощью дистанционных средств, без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома).
любого
информационного или
До начала 1990-х годов считалось, что в сфере неформального образования занято около 30% населения страны. Однако эффективность этой сферы образования в последние годы значительно снизилась. Под влиянтем финансовой нестабильности резко сократилась ведомственная система повышения квалификации, практически сведены к минимуму общедоступные программы общества «Знание», уменьшается доля лиц, получающих образование по заочным и вечерним формам обучения, слабо развиваются неформальные структуры внутрифирменного обучения.
Практически отсутствует государственная статистика неформального образования, в частности образовательной деятельности общественных организаций (включая политические партии, религиозные и любительские объединения). Тем не менее, на практике такие организации неформально обучают своих членов адаптации к изменяющимся условиям жизни посредством образовательных и просветительских действий.
В данном контексте самообразование анализируется прежде всего как социальное явление и процесс, оказывающий непосредственное влияние на труд, быт, структуру свободного времени, условия жизни представителей всех возрастных и социальных групп. Такой подход соответствует принятой в отечественной социологии практике рассмотрения постиндустриального общества как самообразующегося и в этом смысле самоорганизующегося.
Помимо этого, «самообразование выступает источником не только технологических, но и социальных инноваций, а в более широком контексте самообразование становится одним из средств либерализации всей системы управления образованием.
Как вид деятельности самообразование обладает следующими признаками. Во-первых, это систематическая учебная деятельность при минимальной организации образовательного процесса или при полном отсутствии руководства им со стороны педагогических работников (проект Федерального закона «О дополнительном образовании), возможно, происходящая вне стен учебных заведений. При этом признается, что роль педагога постепенно сводится к функциям «ускорителя» или даже «няньки» учебного процесса там, где он задействован.
Во-вторых, это деятельность, связанная с коммуникацией в самом широком смысле, направленная на получение любых новых знаний (необязательно научных или соответствующих утвержденным программам общего или дополнительного образования), навыков и любой систематизированной информации.
В-третьих, что наиболее существенно, в процессе самообразования индивид самостоятельно решает, в какой степени сочетать собственные предпочтения с требованиями и возможностями обучающей среды и окружения, долгосрочных интересов с ситуативными, внутренних и внешних факторов. В конечном счете, самообразование представляет как решение на индивидуальном уровне основных противоречий образования.
1.2.
Потребности и
препятствия к
участию в
непрерывном образовании
В российской социологии наметилась устойчивая и, несомненно, положительная тенденция к изучению обыденного, шире — массового, сознания общества. Многие вопросы развития непрерывного образования могут быть рационально объяснены именно методами научного анализа представлений самих людей.
Несмотря на то, что за истекшее десятилетие в стране выполнены отдельные работы по изучению образовательных потребностей населения, в настоящее время необходимо проведение общероссийских исследований в могиторинговом (непрерывном) режиме. Преимущество подобного исследования в том, что оно позволяет в динамике отслеживать ожидания, мотивации и препятствия к участию людей в образовательных программах в условиях стремительных общественных трансформаций. Помимо этого, мониторинговое сопровождение политических и административных решений в области непрерывного образования позволяет достигнуть значительной оперативности и эффективности управления.
Актуальность работ по социологии непрерывного образования в контексте трансформационных процессов определяется еще одним обстоятельством. Доля взрослого населения, участвующего в образовательной деятельности именно этого типа (неформального и информального самообразования, досуговое и т.д.), будет неуклонно увеличиваться, и вскоре число обучающихся таким образом взрослых превысит число детей и молодежи, занятых в сфере формального образования. По данным Института образования ЮНЕСКО, в России, если она будет следовать курсом модернизации экономики и постепенного рыночного реформирования, в самое ближайшее время совокупная продолжительность образовательных программ для взрослого населения должна намного превысить продолжительность аналогичных
программ детско-юношеского образования.
Поэтому, отдавая должное исследователям, уделяющим внимание образовательным процессам в средней и высшей школе, а также в сфере дополнительного профессионального образования, следует отметить, что другие формы (включая неформальное и информальное образование) практически не изучены.
Эмпирические данные позволяют зафиксировать прежде всего достаточно высокую социальную ценность образования. Почти половина опрошенных респондентов в 2000 году отметили, что одно из главных достижений России (СССР) в ХХ веке — ликвидация неграмотности и введение массового среднего и высшего образования почти 70% опрпшенных самым главным в воспитании своих детей считают возможность дать им хорошее образование.
Тем не менее, при высокой значимости образования россияне достаточно пессимистично оценивают свои возможности получить его на желаемом уровне. Так больше трети россиян (35,5%) оценивают такие возможности как «плохие», 40,6% как «удовлетворительные» и только 18,4% расценили их как «хорошие». При этом существует определенная дифференциация оценок между мужчинами и женщинами, мужчины в данном случае чуть более оптимистичны. Очевидно, уровни формального образования, определяющие образовательный цен должны быть как-то связаны с учебной деятельностью. Иначе говоря, выполнение учебных действий — необходимое условие получения образования. Если так, то должна свуществовать связь между образованием и мотивацией к учебе: чем выше образование, тем устойчиве мотивация к учебной деятельности. В наших исследованиях респонденты были разделены на две большие группы: первая (имеющие среднее общее, неполное среднее и не имеющие неполного среднего обрадования); вторая (обладающие средним специальным или высшим образованием, ученой степенью). Взрослые с более высоким образованием в 1,5 раза чаще демонстрируют устойчивую мотивацию к образовательным действиям. Соответственно, среди лиц с низуим образованием (первая группа) отрицательное отношение к учебной деятельности свстречается в полтороа раза чаще, чем среда людей, имеющих образование выше общего среднего.
Представляет интерес зависимость способа, которым респонденты пополняли свои знания (за последние три года) от типа поселения, в котором они проживают. Разумеется, в сельской местности инстутициональное (формальное) образование менее доступно, чем в городе. Это и было подтверждено исследованием. Однако обнаружились некоторые особенности. Во-первых, относительное число лиц, которые освоили новую специальность, наблюдалось в областных центрах, а не в мегаполисах с их уникальными возможностями для обучения. Видимо, это объясняется тем, что в мегаполисах легче найти работу по уже имеющейся специальности, а не тратить силы и время на переподготовку. Во-вторых, в сельских населенных пунктах оказалась наиболее высокой доля лиц, которые компенсировали недоступность формального образования самоучебой (11%), включая (даже!) частные платные уроки (1%). в районных центрах, по данным нашего исследования, самообразованием занимаются менее 9%.
Между мужчинами и женщинами существует значительное различие в степени готовности к смене профессии (посредством переобучения). В среднем мужчины в два раза чаще готовы переквалифицироваться, чем женщины, и это, в принципе, понятно, если бы не два других показателя. Так, примерно одинаковое абсолютное число женщин (127) и мужчин (142) улучшают свое материальное положение за счет совместительства, что, как уже отмечалось, не требует дополнительного обучения. Другой показатель — одинаковое колличество мужчин и женщин готовых заняться (или уже занятых) выращиванием и продажей сельхозпродукции собственного производства. Как видим, в условиях недостатка средств, что само по себе — значимый мотивационный фактор, мужчины чаще, чем женщины, избирают стратегию выхода из создавшегося положения посредством образовательных действий. Возраст, разумеется, тоже влияет на выбот респондентами способа улучшения
своего материального положения.
Очевидно, с возрастом люди менее охотно переквалифицируются, предпочитая работать по совместительству. Однако в интервале 30-40 лет желание искать совместительство у многих исчезает. Эти респонденты начинают приторговывать продуктами, выращенными на своих участках, и поэтому их можно считать резервом для обучения фермерским профессиями.
Далее, в нашем исследовании оказалось, что восприятие будущего у россиян явно не зависит от полученного образовании. Это достаточно тревожный симптон, девальвирующий ценность образования в глазах людей. Так, в первой образовательной группе (образование среднее общее и ниже) относительное число положительно и отрицательно смотрящих в будущее оказалось даже несколько выше (на 16%), чем такой же показатель во второй группе (среднее специальное и высшее образование).
Интерес для политики в области непрерывного образования представляют оценки, которые высказываются людьми в политическом и историческом контекстах. Так, ситуацию в сфере образовательной политики государства и различных ее институтов оценивают как катастрофическую — 27,5%; как кризисную — 28,7%; как терпимую — 22,9%. показательно, что состояние дел в области здравоохранения характеризуется примерно так же.
Респонденты низко оценили нынешнее состояние образования и в сравнительно-историческом контексте. Так, успехи в образовании «при Сталине» признали 18,4%, «при Брежневе» - 65,1%, «в современной России» - 9,4%.
Подчеркнем, что приведенные цифры выражают
субъективное мнение опрошенных, которое
непосредственно не связано с готовностью
и желанием продолжить образование, если
такая вожможность представилась бы. В
то же время на вопрос « Что по-вашему,
в наибольшей степени способствовало
бы развитию России в ХXI веке?» каждый
третий назвал улучшение
образование, рост числа
образованных людей.
Обычно считается, что образование — это та или иная форма институализированной деятельности, которая заканчивается получением диплома или сертификата. При этом учеба или учебная деятельность не противопоставляются образованию, а имплицитно включаются в него. Однако коммерциализация отношений в сфере образования и формирование пока еще нестабильного рынка образовательных услуг неизбежно приводят к деформациям не только моральных, но и правовых оснований ряда участников образовательного процесса. Сегодня диплом или сертификат, свидетельствующий о получении любого уровня образования, можно приобрести через теневые структуры без реального прохождения соответствующего курса обучения. На этом основании мы считаем, что собственно учебная деятельность необязательно связана с получением формального образования. Более того, неформальное образование и сопутствующее ему самообразование переходят в разряд понятий, ценностно значимых для нашего общества сегодня.
Согласно данным ИКСИ РАН, в нынешних социально-экономических условиях самообразование лказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп российского общества, в том числе с низкими или очень низкими доходами. Разумеется, определенная часть работающего населения имеет возможность обучения за счет фирмы или предприятия. Но при этом треть опрошенного взрослого населения никак не повышала уровень своих знаний и квалификации за последние три года. В самом ближайшем будущем — это кандидаты на статус безработных, а затем, наиболее вероятно, они окажутся исключенными из рынка труда по паричине своей функциональной неграмотности.
Поэтому самообразование
оказывается чуть ли
не единственным способом
компенсировать недостаточные
возможности профессионального
роста,
которые предоставляют государство или работодатель. Наши данные показывают, что около половины респондентов (48,5%) уже сегодня самостоятельно следят за литературой по специальности, осваивают новые профессиональные навыки и даже за свой счет берут частные уроки (1,7%).
Изучение мотивов самообразования убедительно подтверждает, что наибольшее значение имеет связь предмета обучения мс жизненными планами и притязаниями человека. Эта общая закономерность хорошо проявляется именно у взрослых людей, для которых учиться или не учиться — в значительной степени дело свободного выбора. Один из респондентов так ответил на вопрос о цели самообразования : «Я решил учиться после 20-летнего перерыва. Сейчас я имею уже достаточный жизненный опыт, чтобы самостоятельно разрешать повседневные проблемы путем анализа, критики и поиска различных выводов. Сейчас, в процессе обучения и жизни я становлюсь самим собой». Таким образом, жизненный опыт в мотивации к самообразованию играет значительную роль.
Изучение самообразования в нашем исследовании подтвердило две основные формы, в которых оно реализуется. Первая — деятельность, близкая к институционально одобряемой, а сложившаяся социальная среда выступает пространством самообразования. Вторая — это развитие и реализация личности вне институцианальных видов деятельности. Институциональные механизмы — нормы, требования, предписания и обычаи — осознаются человеком лишь в той мере, в которой они соответствуют задачам развития. Респонденты достаточно часто уточняли, о какой форме самообразования идет речь и , как правило, в ответах на прямые вопросы отдавали предпочтения профессиональному самообразованию в свободное от работы время.
Еще одна особенность самообразования
связана с несоответствием действующих
программ обучения уровню ожиданий и возможностям
обучаемых. Недоверие и разочарование
в существующей системе формального образования,
как уже отмечалось выше, высказали 56,2%.
Такое восприятие ситуации не противоречит
объективным данным. Часто, окончив курсы
повышения квалификации или освоив новую
профессию, человек не может найти подходящую
работу. Так, по нашим данным, от 28% до 53%
лиц, получивших дополнительное профессиональное
образование, не смогли найти работу по
специальности в 2002 году. Что касается
выпускников системы высшего образования,
то, по мнению экспертов, около 70% из них
не трудоустраиваются в первый год после
выпуска в соответствии со своей квалификацией.
Поэтому наиболее оптимальным представляется,
с одной стороны, приводить уровень требований
в учебных заведениях в соответствии с
факутическим состоянием знаний и навыков,
которыми располагают учащиеся в момент
начала занятий, а с другой — поощрять
неформальное самообразование.
Неформальное образование — один из важнейших ресурсов экономического с социального развития общества. В этой связи многие исследователи отмечают необходимость государственной поддержки и признание неформального образования, к которому следует отнести, помимо прочего, все формы самообразования от индивидуального до группового (коллективного). В наших исследованиях мотивация к самообразованию более заметна среди «белых» и «синих» воротничков и менее — среди технического и обслуживающего персонала и рабочих. Так, среди руководителей различного уровня самообразованию отдают предпочтение каждые три из четырех респондентов, в то время каак среди рабочих число лиц, которым самообразование нравится равно числу тех, кто видит в самообразовании ресурс индивидуального развития.
В ситуации, когда выделяемых государством и работодателями средств явно недостаточно на профессиональную подготовку, 94,5% респондентов рассчитывают на свои силы (на государство или работодателя — 56,8%, на профсоюз 7,9%). Это означает, что выход видится в самообразовании. 12,5% сами приобретали новые знания. Эта категория взрослых явно демонстрирует наличие еавыка у взрослых к учебной деятельности. Среди тех, кто положительно относится к самообразованию, желающие пере-квалифицироваться (освоить новую профессию) вдвое больше, чем среди тех, кому самообразование не нравится.
Неявным остается вопрос о том, какую часть своего бюджета взрослые респонденты готовы тратить на частные уроки. Вместе с тем, следует отметить, что частные уроки значительно эффективнее многих других способов неформального образования, в том числе в сфере оплачиваемого труда (например, освоение новых операционных систем для работы на компьютере либо занятия вторым или третьим языком).
Трудно объяснить, почему респонденты, которым нравится самообразование, в 7,5 раза чаще предпочитают работать по совместительству, чем осваивать новую специальность, востребованную на рынке. На наш взгляд, это свидетельствует об отсутствии у подавляющего большинства людей реальных навыков самостоятельно реагировать на изменение среды посредством образовательных действий, хотя мотивация для этого имеется.
Из тех, кто положительно относится к самообразованию, 60,2% считают, что стали умнее и образованнее. Из тех же, кто безразличен и не признает самообразование совсем, 42,5% считают, что их ум и образованность остаются на прежнем уровне, а 38% полагают, что они могут даже понизиться. Столь высокие значения негативного отношения к самообразованию можно объяснить, как и в предыдущем случае, отсутствием навыков самостоятельной работы по приобретению новых знаний. Видимо, это результат петерналистской модели, практикуемой в общей средней школе, когда активность ученика если и поощряется, то лишь в дозволенных пределах. Не следует сбрасывать со счетов и значительное колличество людей, принадлежащих к тем конфессиям, где светское образование не приветствуется.
Самообразование нравится в равной степени и мужчинам, и женщинам. Из числа респондентов, которым оно все-таки не нравится по каким-либо причинам, мужчин несколько больше. В исследовании наблюдалось также значительное увеличение числа симпатизирующих самообразованию в активных возрастных группах, что можно считать свидетельством либо разочарования в существующих программах формального образования, либо их недоступности.
В последние годы говорят о «досуговом образовании», под которым понимается целенаправленное приобретение навыков и знаний в свободное от оплачиваемого труда время. Разумеется, далеко не всякая досуговая деятельность — образовательная, однако, с точки зрения индивидуального развития человека, включая его профессиональный рост и повышение способности адаптироваться к изменениям на рынке труда, досуговое образование может составлять важную компоненту информального образования в целом.
К неформальному и информальному образованию, очевидно следует отнести занятия спортом, вкл.чая туризм, путешествия, значение которых как образовательных средств не только для детей, но и для взрослых, явно недооценивается. Между тем, эти виды деятельности формируют такие положительные навыки, как умение действовать в команде, воля к победе или достижение поставленной задачи, состязательность, поиск нестандартных решений. В этой связи заметим, что среди тех, кому нравится самообразование, склонны к туризму и путешествиям 82,6%, а не склонны 3,5%. Вместе с тем, у людей без навыка к самостоятельным занятиям следует ожидать и отсутствие интереса к туризму и путешествиям, что и было подтверждено исследованием.
Данное наблюдение позволяет сделать
вывод о том, что навык
неформального и информального
образования тесно связан
с той социальной средой,
в которой находится
человек.
Важной особенностью самообразования является учебная деятельность вне существующей (иеституализированной) системы образования. Причем в некоторых случаях результаты такой учебы приводят к обратному воздействию на саму эту систему и к ее последующей трансформации. Иначе говоря, самообразование сопровождается социальными переменами, как правило, в интересах самих учащихся. В литературе такая ситуация описывается в рамках «радикальной педагогики».
В контексте становления гражданского общества и выполнения гарантированных Конституцией и российским государством прав и свобод образование и труд не имеют самые высокие показатели индивидуальной значимости. Три четверти респондентов оценили их как «очень важные». Ожнако, скорее всего, эти показатели относятся к сфере профессионального и оплачиваемого труда. Гражданское образование, которое включает приобретение знаний и навыков участия в общественном самоуправлении, а также развитие национального самосознания, остается пока почти невостребованным.
Конечно, многие представители старшего и среднего поколений разочарованы опытом тех форм политических знаний, которые их вынуждали посещать в советское время. Но это не означает полного безразличия к политической учебе в современном обществе. Причем в ходе нашего исследования была выявлена отчетливая связь между образовательным поведением и политической учебой. «Обучающиеся» показывают гораздо более высокий уровень мотивации к участию в общественной жизни и стремятся влиять на социальную политику в их ближайшем окружении, населенном пункте, регионе или дажн государстве, чем те, кто не занимается самообразованием. Если среда «необучающихся» россиян 73,0% считают, что нет действенных способов влиять на власть, то среди «обучающихся» таковых 22%. Эта группа определенно разделяет либиральные и демократические взгляды и предпочитает политическое действие в рамках законодательства. Представляется, что в ходе осведомленного участия она могла бы оказать влияние на процесс принятия законов таким образом, чтобы практика политических реформ, нацеленных на развитие демократии и рынка, становилась более гибкой и формируемой непосредственно народом.
Имеет смысл вспомнить, что в Россия есть богатые традиции политического самообразования, хотя в течении десятилетий в стране был единственный его проводник. Но ситуация существенно изменилась. По крайней мере появились два новых ключевых фактора — многопартийная система и электронные средства связи, включая Интернет. И многое в будущности современных партий зависит от того, насколько умело они смогут использовать этот резерв.
Список
литературы
Министерство образования Российской Федерации
Тульский государственный педагогический университет
им.
Л.Н.Толстого
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине : «Введение в педагогическую
деятельность»
На тему:
«Самообразование
как условие профессиональной
успешности»
Студентка ЗО ФИСГН
группа 1 «б»
Клеймёнова
Ирина Сергеевна
Научный руководитель
Маслов
Сергей Ильич
Тула 2009 г.