Роль учителя организации среды взаимодействия на уроке

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 10:48, доклад

Краткое описание

Задача школы – вооружить уч-ся такими знаниями, чтобы он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие личности, способностей уч-ся. Не получая знания в готовом виде, уч-ся должны на основе установок учителя приобретать их самостоятельно в ходе поиска, решения проблемной ситуации и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность. Арсенал методов сегодня разнообразен.

Файлы: 1 файл

Сообщение на педсовете Роль учителя в орг. среды взаимод. 26.03.08..doc

— 37.00 Кб (Скачать)

Сообщение на педагогическом совете «Роль учителя  в организации  среды взаимодействия на уроке» 26.03.2008 г. МОУ  «ВСОШ №6» Фединой  И. В. , руководителя МО учителей начальных  классов.

   Задача школы – вооружить уч-ся такими знаниями, чтобы он смог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие личности, способностей уч-ся. Не получая знания в готовом виде, уч-ся должны на основе установок учителя приобретать их самостоятельно  в ходе поиска, решения проблемной ситуации и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность. Арсенал методов сегодня разнообразен.

    Учитель  на уроке выполняет много ролей:  организатора, помощника, советчика,  образца, консультанта, наблюдателя, контролёра, инструктора. Но главное: учитель должен создавать такие условия, при которых урок становится средой взаимодействия. Для этого важны условия:

  1. оформление урока.

Соловьёва Н. Г. к уроку краеведения в 3а классе по теме «Блокада» подготовила иллюстрации, выставку книг, таблицы выдачи хлеба, число погибших;

 Новожилова  Т. Н. к уроку краеведения в 4а классе по теме «Волхов в годы Вов» подготовила схему продвижения войск, даты, карты, имена героев;

Кузьмина В. К. к уроку краеведения в 4б классе по теме «Наш город» подготовила карты  Ленинградской области, иллюстрации, открытки,  записи;

что уже настраивало уч-ся на беседу по теме.

2.постановка целей урока.

Задача учителя  – создать атмосферу в классе, помогающую возникновению учения, значимого  и нужного для уч-ся. Большую  роль в этом играет проблемная ситуация. Такой метод широко используется учителями нач. кл.: Литяга Г. А.,  Дмитриевой Л. М., Новожиловой Т. Н, Землянкиной Н. Г.

Например, Землянкина Н. Г. на уроке математики в 1б классе предложила уч-ся измерить длину выданной полоски, тем самым поставив  их в ситуацию, активизирующую познавательную деятельность.

 Дмитриева Л. М. использует приём «Ловушка». Учитель нарушает способ действия, и результат получается неверным, или  предлагает задания с лишними и недостающими данными.

3.помочь ребёнку раскрыть свои возможности, овладеть учебными действиями – другая важная задача учителя.

Стратоникова  С. В. на уроке музыки в 1 классе после  прослушивания произведения «Баба  Яга»  спросила уч-ся: «Какие картины  увидели?» (кто-то летает, кто-то подкрадывается, гонятся за детьми…) «Какого цвета  краски выберете?» (тёмные)  «Почему?» (темно, страшно…)

4.очень важна форма организации познавательной деятельности.

Групповая и  коллективная форма позволяет организовать такую среду взаимодействия, при  которой ученик – субъект обучения. Групповая работа позволяет не только реализовать потребность уч-ся в общении, но и воспитывать взаимопомощь,  учить одобрять, оценивать успехи друг друга, поддерживать, быть ответственным за результаты работы.

Например, Литяга Г. А. на уроке чтения в 4а классе организовала групповую работу по созданию творческой критической статьи о произведениях М. М. Пришвина

Новожилова Т. Н. на уроке  труда  в 3а классе провела  работу по созданию коллажа по итогам экологического похода.

Фомина О. Н. показала использование КСО (Коллективного  способа обучения) на уроке математики в 4а классе по теме «Умножение многозначных чисел». Класс был разделен на группы,  и учебный материал изучался группой поэтапно.  Каждый ученик должен был разобрать все 6 тем, предложенных учителем, двигаясь по специально разработанным маршрутам. По листку учёта отмечалось усвоение темы, контроль работы в парах. Подробнее об этом активном методе обучения можно прочитать в журнале «Начальная школа», №1, 1998 г.

5.отбор учебного материала играет немаловажную роль в организации урока.

Он должен быть понятен и доступен детям, должен вызывать желание узнавать новое, побуждать к самостоятельной творческой деятельности, обеспечивать максимальную мыслительную активность уч-ся, а также дифференцировать процесс обучения.

6.выбор методов и приёмов.

Учителя нач. кл. часто в своей пед. дея-сти используют метод игры, миры-путешествия, работу над пересказом при помощи магнитофона. Например, путешествие по произведениям  А. С. Пушкина, работа над пересказом произведения «Мушка» с магнитофоном на уроке чтения в 1б кл. Землянкиной Н. Г.

7.Инструментом  взаимодействия в деятельности  на уроке выступает общение, в процессе которого идёт обмен мыслями, чувствами, идеями, настроениями.

На уроке краеведения  во 2а классе по теме «Мой дом. Семейные реликвии» девочка заплакала, так как учитель Дмитриева Л. М. так построила рабту на уроке, что смогла задеть чувства уч-ся, заставить переживать, волноваться. Вопросы: «Что нравится вашему дому?», «Что не нравится вашему дому?», «Хотите ли вы бежать домой?», «А кто не всегда с радостью бежит домой?» взволновали уч-ся, вызвали желание поделиться, дифференцировали процесс обучения. На следующем этапе урока дети с удовольствием рассказывали о семейных реликвиях: лаптях, колокольчике, вышитом полотенце, брошке, фотографиях, старинных деньгах (1987 года), пионерском значке, щипцах для сахара, расшитой подушке и других.  Программа «Родник» л. Б. Баряевой направлена на приобщение ребёнка к миру человеческих ценностей. На формирование доброго отношения к природе и окружающим людям, социализацию ребёнка.

  Литяга Г.  А. на уроке чтения в 4а  классе в заключительной беседе  поставила перед уч-ся вопрос: «Кто для тебя  М.  М. Пришвин?», который заставил уч-ся поделиться с одноклассниками мыслями, чувствами по прочитанному произведению.

8.гуманная позиция учителя играет важную роль в организации взаимодействия на уроке: его толерантность, способность понимать и принимать ребёнка таким какой он есть, умение увидеть ситуацию его глазами, понимать его чувство страха, сопутствующее восприятию нового материала. Все учителя нач. шк. часто на уроках используют похвалу, одобрение: «Молодец», «Я рада за тебя сегодня», «Не переживай, всё получится», «Давай попробуем вместе», поэтому наши ученики не боятся, не стесняются на уроках высказать своё мнение, ответить на вопрос учителя, не бояться сделать ошибку.

9.Роль учителя  – помогать ученикам осознать не только цель урока, но и пути её достижения, чтобы уч-ся понимали, зачем и где эти знания пригодятся в жизни.

Например, Землянкина Н. Г. часто в начале уроков, настраивая уч-ся на серьёзную работу, задаёт такие  вопросы: «»Чему мы учимся на уроках математики?», «Зачем надо бегло правильно выразительно читать?».

Дмитриева Л. М. на уроке информатики в 4 кл. предложила уч-ся назвать примеры пустых множеств. И уч-ся назвали: слонов в классе. Хвостов у человека, деревьев с крыльями и др.. Дмитриева Л. М. на уроке экономики во 2а классе объясняла значение в жизни понятий «аренда», «арендодатель».

10.на уроке  уч-ся следует побуждать слушать  и анализировать ответы друг  друга. Это организует среду взаимодействия уч-ся между собой.

На уроках в  нач. кл. учителя используют в этих целях такие задания:

- дополни ответ, 

- найди ошибки  в решении, докажи;

- объясни написанное;

- хлопни, если  услышишь ошибку;

- используй сигнальные  карточки при слушании ответа  одноклассника.

11.На уроках  в нач. шк. мы обучаем азам дискуссии, как одного из приёмов взаимодействия уч-ся. Слова учителя ребёнок не часто пытается опровергнуть, а точку зрения одноклассника подвергает анализу, при этом мыслит и учится общаться.

12.Проектная  деятельность

13.Опыты,  практические работы.

Например, Пиманова Т. Б.  на уроке окружающего мира в 1б классе по теме «Полезные ископаемые» провела рассматривание уч-ся образцов камней: гранита, кремня, известняка. Дети сами их нашли и принесли на урок. Под руководством учителя уч-ся группировали камни по форме, по размеру, по цвету.

14. Использование ИКТ – то, что современным детям интересно и понятно. Эту технологию используют  учителя Новожилова Т. Н., Землянкина Н. Г.

15.Разыгрывание сценок на уроках. (Соловьёва Н. Г,, Федина И. В.. Чурова Н. В.) 

Итак, взаимодействие на уроке создаёт всё построение урока учителем: каждый вопрос, каждое наглядное пособие, приёмы, расположение уч-ся. Поэтому каждый урок надо тщательно продумывать. 

 

Информация о работе Роль учителя организации среды взаимодействия на уроке