Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:46, реферат
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро мирятся с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью
в этом возрасте может стать тревожность.
Высокая тревожность
Из-за нарастания
тревожности и связанной с
ней низкой самооценки снижаются
учебные достижения, закрепляется неуспех.
Неуверенность в себе приводит к
ряду других особенностей – желанию
бездумно следовать указаниям взрослого,
действовать только по образцам и
шаблонам, боязни проявить инициативу,
формальному усвоению знаний и способов
действий.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк).
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третий
вариант – “уход
от реальности”. Наблюдается в тех случаях,
когда у детей демонстративность сочетается
с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную
потребность во внимании к себе, но реализовать
ее не могут благодаря своей тревожности.
Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение
своим поведением, стремятся к выполнению
требований взрослых. Неудовлетворенная
потребность во внимании приводит к нарастанию
еще большей пассивности, незаметности,
что затрудняет и так недостаточные контакты.
При поощрении взрослыми активности детей,
проявлении внимания к результатам их
учебной деятельности и поисках путей
творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2. Мир любой
ценой (для взрослого
3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
После развода
родителей мальчики нередко становятся
неуправляемыми, теряют самоконтроль,
проявляя одновременно завышенную тревожность.
Эти характерные черты
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
о Принимать активное участие в жизни семьи;
о Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
о Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
о Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
о Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
о Уважать право ребенка на собственное мнение;
о Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
о С уважением относиться
к стремлению всех остальных членов семьи
делать карьеру и самосовершенствоваться.
Воспитание ребенка
в семье
Дата добавления:
2008-06-11
Семейные взаимоотношения
являются первоосновой развития человека
и социализации личности. Семья –
это первый и основной социальный
институт, в который попадает человек.
Все, что заложено семейными взаимоотношениями,
предопределяет отношения с другими
людьми, с окружающим социумом. Как
правило, тип взаимоотношений, сформированный
в родительской семье, моделируется
на свою семью.
В семейных отношениях
между родителями и детьми важным
выступает использование педагогических
и психологических знаний. Это включает
в себя: учет возрастных особенностей
детей, основ социальной и общей психологии,
методов воспитания. Также важными условиями
рациональных взаимоотношений выступает
разумная организация семьи. Современная
деятельность, общие перспективы, традиции
взаимопомощи, совместные интересы и решения
позволят сформировать теплые, сердечные
и добрые отношения между родителями и
детьми.
Приложение:
Семья как социальный институт
Основная, первая
функция семьи –
А) воспитательная
– социализация молодого поколения,
поддержание культурного
Б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
В) экономическая
– получение материальных средств
одних членов семьи для других,
экономическая поддержка
Г) духовного общества – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
Д) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
Е) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
Ж) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Семейная роль
– один из видов социальных ролей
человека в обществе.
Используемая литература:
Суоми И.П. «Основы воспитания в семье»
М.И. Лисина «Потребность в общении»