Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 12:59, реферат
Задачи исследования:
1. Определить содержание и статус педагогической профессии в современном обществе.
2. Рассмотреть теоретические основы положения педагогической профессии как института в жизни современного общества и проанализировать существующие проблемы.
3. Изучить результаты национального проекта «Образование» с точки зрения эффективности решения выявленных проблем.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогической профессии как института современного общества
1.1 Содержание педагогической профессии
1.2 Социальный статус педагогической профессии
1.3 Педагогическая профессия как социальный институт
ГЛАВА 2. Национальный проект «Образование» как средство модернизации российского образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Перспективным направлением в совершенствовании социально-коммуникативной компетентности педагогов является формирование у них знаний об основных характеристиках педагогического общения (этапы, стили, позиции, социально-психологические механизмы), совершенствование приемов и техник эффективной коммуникации (вступления в контакт, подачи обратной связи, уверенного поведения и делового общения, "Я - высказываний" и активного слушания, защиты от манипулятивного воздействия, аргументации, ведения переговоров, разрешения конфликтов и т.д.). Это открывает возможность существенно обогатить "репертуар" средств общения педагога и повысить эффективность их применения7.
1.3 Педагогическая профессия как социальный институт
Оценивая педагогическую профессию как социальный институт, целесообразно сформулировать четыре основные идеи его развития в России: социальная функциональность (педагогическая профессия - обучающиеся); конкурентоспособность (педагогическая профессия - другие профессии); демократизация (педагогическая профессия - общество); непрерывное педагогическое образование (саморазвитие субъекта деятельности).
Социальную функциональность педагогической профессии мы рассматриваем с позиций понижения ее дисфункциональности и повышения качества удовлетворения социальных потребностей, ради которых она была создана и существует. В этом признаке профессии заложен внутренний, до конца не разрешаемый конфликт между формой адаптации педагога в обществе и характером его личностного самоопределения.
Конкурентоспособность педагогической профессии целесообразно оценивать с позиций рыночных отношений, как способность соревноваться с другими профессиями за высокий статусно-ролевой индекс, престижность на рынке профессий и специальностей. Для определения уровня конкурентоспособности педагогической профессии могут быть использованы характеристики ее социального положения: материально-бытовые условия (социально-экономическая конкурентоспособность), структура рабочего времени (конкурентоспособность структуры рабочего времени), карьерный рост (развитие профессиональной компетентности и карьеры).
Основанием для классификации социально-экономической конкурентоспособности педагогической профессии являются экономические параметры: заработная плата, орудия производства (обеспечение педагогов современными техническими и учебно-методическими средствами). В свою очередь, заработная плата делится на базовую (доведение минимальной заработной платы дипломированного педагога до среднего уровня по стране) и дополнительную (дифференциация заработной платы педагогов).
Демократизация педагогической профессии рассматривается как переход от авторитарной и единообразной системы организации педагогической деятельности к реальному созданию условий и возможностей для каждого учителя наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, его социального признания в качестве самостоятельного субъекта педагогической культуры гуманистического типа.
Идея непрерывного педагогического образования, отражающая проблемы внутренней перестройки педагогической профессии, выражается в постепенном воспроизводстве и творческом обновлении, развитии и совершенствовании каждого учителя на протяжении всей профессиональной деятельности. Непрерывное образование может рассматриваться с позиций личности, учебно-воспитательного процесса, а также структуры самого образования. Его системообразующим фактором выступает не механическое соединение элементов, а глубокая интеграция всех образовательных подсистем и процессов.
Основные социальные условия развития педагогической профессии должны быть закреплены нормативно. Анализ многих существующих правовых актов в сфере образовательной политики дает основание полагать, что государство пытается отстраниться от решения проблем социально-экономического положения педагогической профессии и о конкурентоспособности педагогической профессии, ее достойном социально-экономическом положении речь пока всерьез не идет. А пока указанные выше проблемы, на практике сводятся к следующему:
1. Нехватка внимания и уважения к педагогам со стороны общества и низкое финансирование образования.
2. Трудности в организации
повышении квалификации
3. Медленное овладение информационными технологиями.
4. Ключевые моменты плана модернизации пока не поняты и не приняты учителями.
5. Дефицит педагогических кадров.
В следующей главе мы рассмотрим попытки и проекты органов государственной и муниципальной власти разрешить вышеуказанные проблемы.
ГЛАВА 2. Национальный проект «Образование» как средство модернизации российского образования
В настоящее время, анализ проблем существующих в педагогической профессии и образовании в целом, приводит к выводу о том, что пути их решения, так или иначе, привязаны к национальному проекту «Образование». Поэтому мы рассмотрели итоги реализации национального проекта «Образование» в 2007 году, которые были представлены коллегией Министерства образования и науки России (18.02.2008)8 с позиции разрешения обозначенных проблем. Сразу оговоримся, что не все вопросы должны решаться напрямую. Например, дефицит педагогических кадров решается повышением заработной платы и престижности профессии, а эти вопросы отчасти решаются в пункте 1.
1. Нехватка внимания и уважения к педагогам со стороны общества и низкое финансирование образования.
1.1 По итогам конкурсных
1.2. Около 800 тыс. классных руководителей выплачено вознаграждение за воспитательную работу;
1.3. Поддержаны инновационные
1.4. Открыто 24 учебных центра начального
профессионального образования
для военнослужащих срочной
1.5. С 1 сентября 2007 г. осуществлено повышение заработной платы работников сферы образования на 15 процентов.
1.6. Введено нормативно-подушевое финансирование.
2. Трудности в организации
2.1. Принята необходимая
2.2. Разработано 66 проектов федеральных
государственных
2.3. Организованы 2 федеральных университета
- Южный федеральный университет
и Сибирский федеральный
3. Медленное овладение информационными технологиями.
3.1. Подключено к сети Интернет
свыше 52 тыс. общеобразовательных
3.2. В школы поставлено 3,2 тыс. автобусов (в том числе 1,4 тыс. - централизованно), свыше 17 тыс. комплектов современного учебного оборудования (в том числе 9 тыс. - централизованно).
4. Ключевые моменты плана модернизации пока не поняты и не приняты учителями.
Объясняется тем, что национальными проектами называют четыре приоритетных целевых плана действий Правительства РФ по развитию сфер образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилья. Эти проекты иногда называют программами, но собственно программ, как таковых, на начальном этапе не было, конкретика появилась только в 2007.
Очевидно, что за относительно
короткий срок для сферы
Существенным недостатком приоритетного Национального проекта «Образование» явилась его избирательность. Или опора на точки роста, в общем - точечность. Считается, что лучшие помогут сдвинуть с места всю образовательную сферу в сторону обновления и изменить роль образования в жизни современного общества. Часть школ начала работать по-новому. Большинство нет. Поэтому встал вопрос, что делать с такими школами. В подлинной образовательной деятельности внимание к слабым и помощь им должны быть больше, чем к сильным учащимся. Следовательно, надо заниматься улучшением работы всех тех образовательных учреждений, которые ещё остались.
Избирательность выделяемых грантов приводит к исчезновению главных признаков любого действительно Национального проекта – всенародности положительного эффекта. При точечной ориентации финансовой поддержки вряд ли можно надеяться на широкую научно-профессиональную и общественную поддержку этих проектов. Таким образом, проект не выполнил задачу по повышению уважения к труду педагогов; также не решен вопрос конкурентноспособности данной профессии в частности.
Национальный проект не превратился в научно проработанную программу. Это произошло, вероятно, из-за нехватки времени, а также из-за общей практики недооценки ученых, которая сложилась в России после распада СССР. А потому в Национальном проекте оказалось больше политики выборов и косвенной пропаганды, чем продуманной социальной политики развития человеческого потенциала России.
Восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея Национального проекта, как способа решения важных проблем страны, представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем. Особенно часто эту точку зрения выражают москвичи (42%), а также граждане с высшим образованием (34%). Граждане правы в том, что проблем у страны слишком много, и эти проблемы нуждаются в системном, сбалансированном подходе, чего отдельные проекты, даже если их много, обеспечить не смогут.
Например, ускоренная компьютеризация школ – шаг в правильном направлении, если бы сами школы не оказались в бедственном положении9. Кроме того, компьютеризация школ без внедрения системы электронного образования (e - Learning) не эффективна. Но об этом в Приоритетном Национальном проекте нет ни строчки. Также трудно оценить и реальные достижения проекта – одним из показателей служит диаметрально противоположное отношении населения к проекту.
Проекты не стали Национальными, в западном смысле этого слова. В странах, где нация представляет единство общества и государства, государство служит обществу. У нас сложилось наоборот – государство само выдвигает проекты, само руководит ими, и само же распределяет деньги, по своему усмотрению, в отсутствие эффективного общественного контроля. А потом само и докладывает об успехах.
Основная форма реализации обсуждаемых Национальных проектов – распределение денег на основе не до конца проработанных критериев. Иначе говоря, здесь имеет место бюрократический и монетарный подходы. Однако в сфере образования, здравоохранения, культуры и науки такие подходы не всегда показывают свою эффективность. Например, вопросами содержания образования и качественных тестов для проверки качества усвоения новых образовательных программ Приоритетный Национальный проект не занимается.
Большие противоречия возникли с нормативно-подушевым финансированием. По мнению Д.А. Медведева, нормативно-подушевой принцип финансирования общего образования породит конкуренцию и может стимулировать рост качества образования. Однако эксперты уверены, что предлагаемый принцип является разрушительным для существующей сферы образования. Президент образовательного фонда России С.К.Комков полагает, что введение нормативно-подушевого финансирования будет означать конец для всех малокомплектных школ10. Для решения этого вопроса предлагается введения для сельских школ двойного норматива. В настоящее время в школах с большим количеством учащихся заработная плата учителей существенно повысилась – до 15 тысяч рублей. Однако прямо пропорционально уменьшились зарплаты учителей сельских школ. Конечно, власть пытается сгладить сложившуюся ситуацию - помимо непосредственной заработной платы учителя получают дополнительное поощрение: непосредственно в городе-курорте Сочи в 2006 году около 800 педагогов получили бесплатные курсовки на отдых и лечение в здравницах города. За последние 2 года (2006-2007) около 200 сочинских педагогов получили благоустроенное жилье. Кроме того, сейчас в поселке Блиново Адлерского района продолжается строительство жилья для сочинских учителей, врачей и работников культуры. Жилой дом для учителей будет построен и в Лазаревском районе"11. Также в системе образования Сочи внедрена практика поддержки молодых специалистов: им доплачивается 50% от ставки заработной платы, еще установлены надбавки директорам школ и педагогам, удостоенным почетных званий. Все эти мероприятия повышают роль и место педагогической профессии в современном обществе. А поскольку Национальные проекты будут продолжены, в том числе и проект «Образование». Данные проекты видятся как средство новой социальной политики. Следует учитывать, что при проведении любых мероприятий, особенно касающихся социальной сферы впоследствии выявляются элементы и просчеты. Ряд экспертов12 проанализировав имеющиеся итоги для улучшения данного проекта предлагает реализовать следующие меры:
1. Национальные проекты заменить
государственными программами
Информация о работе Роль и место педагогической профессии в современном обществе