Увеличение
доли педагогов, имеющих стаж работы
свыше 15 лет, порождает проблему приоритетов
в профессиональной деятельности в связи
со старением его психолого-педагогических
и предметно-методических знаний. Учителя,
входящие в данную возрастную группу,
получили профессиональное образование
в условиях идеологизированного тоталитарного
государства. Это обстоятельство, как
свидетельствует анализ практики и результатов
специальных исследований, создает социально-психологические
установки к неприятию многих инноваций
в учебно-воспитательном процессе. В связи
с этим усиливается значимость системы
повышения квалификации в ознакомлении
педагогов с современными отечественными
и зарубежными психолого-педагогическими
теориями и концепциями, имеющими гуманистическую
направленность. Это необходимо для формирования
у педагогов таких профессионально-этических
установок, которые позволят готовить
учащихся к самореализации в семейной,
профессиональной и гражданской жизнедеятельности
на основе самопознания и формирования
личной ответственности за свою судьбу.
Старение
педагогических кадров проявляется
и в снижении трудовой активности,
и в «педагогических кризах». В качестве
симптомов последних исследователи выделяют
«тяжелую неудовлетворенность своим трудом»,
которая возникает, казалось бы, без видимых
причин. <...>
Старение
педагогического корпуса происходит
несмотря на то, что число молодых
учителей, выпускаемых из педвузов России,
практически не уменьшается. Это обусловлено
тем, что для новой генерации специалистов
педагогическая работа не является притягательной
и престижной. Если в начале 1990-х годов
почти 100% выпускников шли работать в систему
образования, которая в то время давала
серьезные социальные гарантии молодым
учителям для их профессионального становления
и роста, то в настоящее время нищенское
положение школы и учительства отталкивает
молодых людей от педагогической деятельности,
что делает работу по омоложению и обновлению
образовательных учреждений весьма проблематичной.
Высшее
образование является характерным
признаком учительства как социально-профессиональной
группы. Однако если рассматривать уровень
образования не по формальным основаниям,
а по степени его влияния на становление
профессиональной компетентности, то
здесь обнаруживается ряд противоречий
и сложных проблем. <...> Анализ школьной
практики и результаты специальных исследований
показывают, что значительная часть учителей
все еще имеет недостатки как в знании
своего предмета, так и в методической
подготовке. Многие педагоги испытывают
острую нужду в психолого-педагогических
знаниях, прежде всего по психологии общения,
межличностных отношений, психологической
и педагогической диагностике, основах
личностно-ориентированного и коррекционного
обучения, новых педагогических технологиях,
возрастных особенностях современных
школьников и др. Если рассматривать учителя
не в качестве источника учебно-познавательной
информации, а как носителя и ретранслятора
культуры, то необходимо отметить серьезные
проблемы и в формировании общей эрудиции
педагога. ...Многие будущие и уже работающие
молодые педагоги не готовы к внеурочному
общению со школьниками и их родителями
именно по причине низкой эрудиции. Из
более 500 опрошенных 29 % респондентов не
смогли назвать ни одного современного
американского, 22 % — русского, 80 % — латиноамериканского
и 64 % — французского писателей. <...>
На качество
и эффективность профессиональной
деятельности и повышение квалификации
учителей оказывает существенное влияние
и уровень их материального благополучия.
Педагоги в нашей новейшей истории всегда
принадлежали к категории малооплачиваемых
работников, кроме того, они не имели существенных
доходов помимо зарплаты. Заработок учителя
ниже прожиточного минимума. Вдобавок
к этому учителя по-прежнему плохо обеспечены
жильем, которое в настоящее время практически
им не выделяется. Педагогические коллективы
хуже, чем другие, обеспечиваются льготными
путевками в санатории, дома отдыха, турпоездки
и т.д., а самостоятельное приобретение
путевок в настоящее время нереально.
По данным опроса более 2000 учителей, около
80 % из них никогда не лечились в санатории,
более половины ни разу не были в домах
отдыха и турпоездках.
Среди получивших
официальные награды педагоги, как
правило, также составляют меньшинство.
Так, в 1996 г. из почти 17 тыс. педагогических
работников Тульской области правительственными
наградами (почетными званиями) были отмечены
79 человек, значками министерства — 536
человек, грамотами департамента образования
областной администрации — 1164 человека.
Можно предположить, что отсутствие моральных
стимулов вместе с задержкой зарплаты
и компенсации на приобретение литературы
негативно влияет не только на развитие
социального престижа профессии, но и
на становление индивидуального профессионального
статуса педагога как учителя-мастера.
Невыплата
в течение последних нескольких лет
заработной платы имеет негативные социально-экономические
и психолого-педагогические последствия.
К первым можно отнести падение престижа
учительской профессии в обществе и государстве;
отток молодежи из сферы образования;
дальнейшую феминизацию системы образования
в связи с уходом мужчин в другие области
профессиональной деятельности. И это
все в условиях, когда «продукт» деятельности
учителей — подрастающее поколение —
в будущем потребует дополнительных усилий
для успешной социальной адаптации.
К началу 1998 г. в стране насчитывалось
4 млн беспризорных детей и 11 % от общего
числа преступлений в России были совершены
детьми и подростками.
Перспективы
развития педагогической
профессии в условиях
информационно-технологической
революции
Гуманизм
как социально-ценностный комплекс
идей, утверждающих отношение к человеку
как к высшей ценности, признающих его
право на свободу, счастье и развитие,
проявление своих физических и духовных
сил, становится обобщенной системой взглядов,
убеждений и идеалов учителя XXI в. Утверждение
гуманистического мышления будет способствовать
становлению нового стиля взаимоотношений
учителя с учащимися. Наиболее характерными
чертами такого стиля являются:
- реализация
идеи личностноориентированного подхода
в обучении и воспитании;
- постепенный
переход от групповых форм взаимодействия
к индивидуальным;
- предпочтение
косвенной формы педагогического требования
к учащимся (совета, просьбы, предложения)
прямым (указание, распоряжение, приказ);
- эмоциональная
окрашенность деловых отношений с учащимися;
- наличие постоянного
контроля в процессе осуществления деловой
коммуникативной деятельности;
- оказание
помощи ученику в его саморазвитии через
воспитание культуры, отношения к самому
себе, людям, природе.
Одной из
характерных черт современного этапа
научно-технической революции является
компьютеризация всех сфер жизни общества,
что влечет за собой кардинальные изменения
в структуре профессиональной, в том числе
и педагогической, деятельности. Информатизация
образования, включающая использование
информационных технологий во всех звеньях
системы образования, становится насущной
потребностью. Как считают некоторые ученые
(В. А. Сластенин, В. М. Нестеренко), информационные
умения начинают постепенно отодвигать
на задний план традиционные «трудовые
навыки», что в свою очередь требует с
самого начала обучения будущего учителя
в педагогическом вузе стремиться к выработке
навыков ориентации в новой информационной
среде.
Готовясь
к профессионально-педагогической
деятельности в новом тысячелетии, необходимо
опираться на мировой опыт развития образования,
учитывая при этом свои национальные особенности.
Сегодня практически все страны мира испытывают
потребность в выработке новой образовательной
системы, основу которой составляет идея
непрерывности. Образование и развитие
систем непрерывного (пожизненного) образования
вызывают заметные изменения в педагогической
профессии. Число специалистов, вовлеченных
в процесс обучения и воспитания детей,
молодежи и взрослых, непрерывно растет.
При этом наблюдается не только бурный
количественный рост, но и усиление разнообразия
в педагогической профессии. Так, в Российской
Федерации в соответствии с Законом «Об
образовании» (1992, 1996) получили право на
жизнь нетрадиционные формы и виды образования:
экстернат, семейное образование, очно-заочные
формы обучения и др., что диктует спрос
на образовательные услуги и порождает
новые педагогические специальности.
Среди растущего
разнообразия педагогических специальностей
школьный учитель продолжает оставаться
наиболее многочисленной и массовой профессией.
Последние десятилетия характеризуются
активными поисками путей реорганизации
педагогического образования в свете
требований ХXI в. Как отмечает ряд видных
исследователей в области зарубежной
педагогики (З.А.Малькова, В.Я.Пилиповский),
наиболее общими тенденциями в модернизации
систем подготовки учителей являются:
- устранение
дуализма в подготовке учительских кадров
для различных типов школ. Университеты
становятся основным типом высшего учебного
заведения для подготовки учителей, что
приближает учительскую профессию к уровню
других специальностей и способствует
повышению ее роли в обществе;
- многоуровневость
и вариативность педагогического образования.
Учителя и другие специалисты, имеющие
дело с обучением детей и взрослых, готовятся
по программам различной продолжительности
(бакалавра, специалиста, магистра) и разной
направленности, что сказывается на профессиональной
карьере, в том числе и оплате труда;
- усиление
общеобразовательного компонента в содержании
педагогического образования. Учитель
для выполнения своих усложняющихся функций
должен быть разносторонним и высокообразованным
человеком, духовно богатой и тонко чувствующей
природу другого человека личностью;
- создание
альтернативных возможностей подготовки
учительских кадров из специалистов других
профилей;
- привлечение
к учительской профессии талантливой
молодежи путем предоставления ей различных
льгот и привилегий;
- интеграция
вузовского и послевузовского (последипломного)
педагогического образования, гибкость
и вариативность форм и видов последипломного
образования, разработка личных стимулов
к непрерывному повышению квалификации.
Следует
отметить, что часть из вышеназванных
аспектов находит свое практическое
воплощение в практике жизни и педагогической
деятельности российских учителей. Так,
с введением единой тарифной сетки учителя
получили возможность, благодаря своему
профессиональному совершенствованию,
претендовать на более высокие разряды
и квалификационные категории, что положительно
сказывается не только на моральном удовлетворении,
но и материальном уровне. Для молодых
специалистов-учителей в ряде регионов
страны (например, Москве) установлены
существенные надбавки к должностному
окладу. Значительными льготами пользуются
молодые педагоги сельских школ: освобождение
от воинской службы учителей-мужчин, беспроцентные
ссуды на приобретение жилья, выделение
земельных участков для индивидуального
жилищного строительства, оплата проезда
к месту работы и коммунальных услуг и
пр.
Анализ
мировых тенденций в области
образования, в частности профессионально-педагогического,
свидетельствует о необходимости предъявления
более высоких требований, как к педагогическому
профессионализму, так и личностным качествам
учителя. По мнению В. И. Андреева, основными
проблемами, с которыми столкнутся учителя
нового тысячелетия, будут:
- все более
сложные, постоянно усложняющиеся проблемы
повышения качества образования, гарантирование
высокого уровня образовательных стандартов,
с чем сможет справиться лишь учитель,
обладающий высокой профессиональной
компетентностью;
- учителю часто
самому предстоит ставить и решать творческие
и исследовательские задачи, т.е. возрастает
роль и значение творческих, исследовательских
способностей учителя. Таким образом,
учитель будущего должен быть непременно
творческой личностью;
- все усложняющиеся
проблемы воспитания потребуют от учителя
более высокого уровня интеллигентности,
возрастает роль и значение духовно-нравственного
потенциала учителя;
- учителю XXI
в. предстоит непрерывно овладевать прогрессивными
технологиями обучения и воспитания, новыми
достижениями отечественного и зарубежного
опыта, адаптировать их применительно
к своей предметной деятельности, приспособить
к своим индивидуальным особенностям
и способностям;
- учителю третьего
тысячелетия предстоит решать ряд новых
сложных профессионально-педагогических
проблем, требующих интеграции знаний,
практических умений и навыков из таких
смежных с педагогикой наук, как философия,
психология, медицина, религиоведение,
экономика, право, кибернетика, что потребует
от учителя значительных усилий и способностей
к непрерывному образованию.
В обобщенном
виде основными требованиями к личности
учителя недалекого будущего являются:
профессиональная компетентность, интеллигентность,
конкурентоспособность, духовность. В
настоящее время в деятельности учителей
все более широкое распространение получает
использование современных информационных
технологий. За последние 10—15 лет компьютеризация
образования из мечты стала явью. Как на
учителя, так и на учащихся обрушился огромный
информационный поток, требующий умелого
и грамотного выбора того, что необходимо
как для ученика, так и для учителя.
В качестве
основных проблем в сфере организации
образования и учительского труда
(в частности, с использованием информационных
технологий) можно выделить следующие.
- Формирование
готовности будущего педагога к работе
в единой информационной среде. Данную
проблему можно рассматривать, как умение
владеть и понимать возможности использования
информационных технологий в учебном
процессе, с одной стороны, и как разумное
соотношение традиционных и новых технологий
в учебном процессе — с другой.
- Создание
единого информационного пространства
и формирование
единого тезауруса, позволяющего педагогу
концентрировать внимание и время не только
на организации и методике обучения, но
и на концептуальных аспектах учебного
процесса.
- Подготовка
и переход на преподавание с использованием
информационных технологий. Такой переход
предполагает разработку информационно-компьютерной
поддержки учебных курсов, в том числе
и гуманитарного блока в учебных планах
образовательных учреждений.
- Подготовка
программно-методического обеспечения
учебного процесса в едином информационном
пространстве. Это требует совместных
усилий учителей, методистов, психологов,
специалистов по компьютерному обеспечению
учебного процесса.