Реформирование российской школы в начале XVIII

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

XVIII в., вошедший в историю как век Просвещения, имел особое значение для России. В это время предпринимается попытка создания государственной системы образования, открываются светские учебные заведения. Традиционно выделяются четыре этапа развития системы просвещения в России в XVIII столетии:
 первая четверть XVIII в. – создание светских школ практической направленности;

Оглавление

Введение 3
Создание светских школ практической направленности и образование в эпоху Петра I 4
Возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования 8
Развитие просветительских идей, разработка проектов преобразований 9
Школьная реформа. 11
Заключение 14
Список используемых источников 15

Файлы: 1 файл

Реформирование российской школы в начале XVIII.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

   Воспитательный дом в Москве (1764г.)

   Воспитательный дом в Петербурге (1772г.)

   Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год)

   Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год)

   Коммерческое училище (1772 год).

Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил «План университета для России».

В 1782 году Екатерина назначила «Комиссию по учреждению народных училищ». В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений который был использован в «Уставе народным училищам Российской империи» (1786г.).

В разработке этих документов принимал участие сербохорватский мыслитель и педагог, директор народного училища в Петербурге Федор Иванович Янкович де Мариево. Устав провозглашал воспитание как «единое средство» общественного блага. Утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства. Устав решил положительно преподавание на «родном», то есть русском языке. Согласно уставу в городах открылись:

   малые народные училища

   главные народные училища.

Это были бесплатные, смешанные школы для девочек и мальчиков вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения.

Малые училища: готовили грамотных людей, умеющих хорошо читать и считать, знающих основы правописания и правила поведения. Рассчитаны эти училища были на два года обучения. Обучали чтению, письму, нумерации, чистописанию, рисованию, граждановедению и др. Содержались на средства городских самоуправлений.

Главные училища: давали более широкую подготовку на многопредметной основе. Срок обучения в них составлял пять лет. Помимо программы малого училища в курс обучения входили: история, естествознание, архитектура. Для желающих: латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский языки. Тут можно было получить и педагогическое образование. Из училищ были устранены представители церкви. Устав утвердил классно-урочную систему. Учитель обязан был работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала рекомендовалось проводить опрос. Для ответа ученику следовало поднять левую руку. Появляется расписание уроков и классный журнал посещаемости учащихся. Установлены сроки начала и окончания занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

С приходом к власти Петра I образовательная деятельность начинает регулироваться государством, которое стремится взять ее под свой контроль и подчинить своим интересам. Исходя из общегосударственных целей, постепенно меняются и цели образования в государственных школах: вместо духовного развития на первое место в них выдвигается развитие умственное, как наиболее пригодное для практического использования. Основанием же для такого просвещения становится теперь не религия, а наука. Кроме того, церковные реформы Петра I и Екатерины II привели к существенному обеднению Церкви, что лишило ее возможности самостоятельно разворачивать школьно-просветительскую деятельность и привело к значительному сокращению церковных школ. Важное значение имели и прозападнические устремления правительства, которые привели к тому, что в высшем обществе произошло охлаждение к православной вере, и начали распространяться идеи либерализма и гуманизма с их приоритетом разума над верой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов педвузов. - М.:ГИЦ "Владос".1999.
  2. История педагогики в России:Хрестоматия /Сост. Егоров Е.Ф. - М.:ИЦ"Академия".1999.
  3. История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов /Под ред Шабаевой М.Ф. - М.:Просвещение.1981.
  4. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие - М.:ИД "Форум".1998.
  5. Педагогическая энциклопедия /Гл.ред Каиров А.И.. Т2. - М.:Советская энциклопедия.1965.
  6. Терентьева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х-ХУШ вв.:Уч.пособие. -

 

1

 



Информация о работе Реформирование российской школы в начале XVIII