Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:39, реферат
Речевая тактика – выбор и использование логического или психологического речевого приема, который представляется правильным, эффективным в данных конкретных складывающихся речевых условиях для достижения основной, стратегической цели беседы. Тактику нужно выбирать с точным комплексным расчетом всех компонентов наличной возникшей речевой ситуации: со всесторонним учетом личности и положения собеседника, его мнения о вас и отношения к вам (хорошо/плохо вас знает, авторитетны вы или неавторитетны для него), с учетом сложившейся обстановки.
Речевая тактика – выбор и использование логического или психологического речевого приема, который представляется правильным, эффективным в данных конкретных складывающихся речевых условиях для достижения основной, стратегической цели беседы. Тактику нужно выбирать с точным комплексным расчетом всех компонентов наличной возникшей речевой ситуации: со всесторонним учетом личности и положения собеседника, его мнения о вас и отношения к вам (хорошо/плохо вас знает, авторитетны вы или неавторитетны для него), с учетом сложившейся обстановки.
Например, в определенной ситуации, когда партнер затрудняется решить какой-то вопрос с вами, можно использовать тактику предоставления ему времени на обдумывание, особенно если в ходе беседы, дискуссии выдвигается новое предложение. В другой ситуации полезна тактика уступки в мелочах, но настаивание на главном. Другими известными речевыми тактиками являются: разъяснение выгод, преимуществ для партнера от соглашения, если он их плохо осознает или совсем не осознает; напротив того, – разъяснение невыгоды, неприятностей для партнера, если соглашение не будет достигнуто; приведение примера, аналогичного успешного прецедента предлагаемого действия; частичное признание противоположного мнения (тактика «да, но»); выдвижение контрпредложения; призыв к высоким чувствам (патриотизма, человеколюбия и др.); ссылки на здравый смысл, на общее мнение и др.
Ср. различные речевые тактики,
которые применяет Чичиков в
беседах с помещиками при покупке
у них мертвых душ в
Деловая игра
Деловая игра — средство моделирования
разнообразных условий
Деловая игра позволяет найти решение
сложных проблем путем
Применение деловых игр
уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;
наличие тактического и (или) стратегического мышления;
скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);
способность анализировать собственные
возможности и выстраивать
способность прогнозировать развитие процессов;
способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;
стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.
Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения. Например, участники игры, уделяющие большое внимание мелким деталям, подробностям решения задач, как правило, являются прекрасными техническими работниками, хорошими исполнителями.
Профессиональная организация деловых игр — весьма дорогостоящее мероприятие, поэтому используют их, в основном, при отборе руководящих кадров.
Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.
Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.
После лекции проводится несложная
вступительная ролевая игра. Ее цель
— активизировать участников игры,
пробудить в них творческие силы,
сблизить друг с другом, если ранее
им не приходилось работать в таком
составе, создать атмосферу
Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.
После этого равные по количеству
и представительству (функциональному
и уровневому) группы, сформированные
заранее, удаляются, каждая в свое помещение,
для проведения мозговой атаки по
одной из проблем. В каждой из таких
групп имеется игротехник-
Pa6oтa поисковой группы при
каждой новой мозговой атаке
начинается с выбора лидера
по данной проблеме, который должен
организовать работу группы, подготовить
доклад к конференции и в
конкурентной борьбе защитить
выбранную программу действий. Одновременно
с лидером выбирается оппонент,
его задача — дать оценку
программы смежной группы. Методист
помогает руководителю
Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.
По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:
1. Дать краткий анализ
2. Обосновать выработанные
3. Доказать практическую
В проблемно-ориентированной
На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.
Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.