Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:21, реферат
Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.
Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.
Одним из родоначальников реальных школ считается пастор из города Галле Кристоф Землер, организовавший в 1707 г. Математико-механическую реальную школу. В дальнейшем этот вид школ получил в Германии широкое распространение. Это были полупрофессиональные учебные заведения.
Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.
История
Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.
Одним из родоначальников реальных школ считается пастор из города Галле Кристоф Землер, организовавший в 1707 г. Математико-механическую реальную школу. В дальнейшем этот вид школ получил в Германии широкое распространение. Это были полупрофессиональные учебные заведения.
В России прототипом реальных училищ стали в 1839 г. реальные классы для «временного преподавания технических наук». В ноябре 1864 г. было утверждено положение о реальных гимназиях, которые были заменены на реальные училища в 1872 г. Курс обучения длился шесть-семь лет. Устав гласил: «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т. е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой (дополнительный) класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.
В реальных училищах содержание образования было более жизненным, чем в гимназиях. Поэтому реальные училища пользовались сочувствием и поддержкой прогрессивных сил общества. В реальных училищах отсутствовали древние языки, были значительно шире курсы математики и физики, преподавалось естествознание, два новых иностранных языка.
Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объёме, как и в гимназиях.
В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 г. в России было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек. После Октябрьской революции 1917 г. этот тип учебных заведений в России был упразднён. Вместо них возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества.
Самарское реальное училище имени императора Александра Благословенного — среднее учебное заведение в Самаре, в котором существенная роль отводилась предметам естественной и математической направленности. Училище было расположено на улице Казанской (ул. Алексея Толстого, 31).
В 1873 году 29 гласных городской думы обратили внимание своих коллег на отсутствие в крае учебных заведений, которые давали бы специальное образование, столь необходимое молодым людям для предстоящей им торгово-промышленной деятельности.
Самарское реальное училище было открыто в 1880 году в доме купца Ивана Ивановича Макке, который был выстроен в числе первых благоустроенных кирпичных домов в 1850 году. Именно в нем 1 января 1851 года состоялись торжества по поводу установления Самарской губернии.
Первым почетным попечителем Самарского реального училища был Пётр Семёнович Субботин.
В 1886 году в фундаментальном разделе библиотеки училища было 1482 названия в 2741 переплетах, а в ученическом — 1066 книг, а также пособия по географии и истории (50), по рисованию, черчению и чистописанию (423).
К 1886 году было выпущено.
Окончивших курс 6-ти классов выпущено:
В 1884 году | . . . . . | 7 челов. |
В 1885 году | . . . . . | 9 челов. |
В 1886 году | . . . . . | 4 челов. |
Итого | 20 челов. |
Окончивших
полный курс седьмого
В 1885 году | . . . . . | 11 челов. |
В 1886 году | . . . . . | 12 челов. |
Итого | 23 челов. |
Во все время существования училища более половины учащихся состояло из детей горожан, затем второе место, по численности, занимали дети чиновников и разночинцев и наконец, меньшинство составляли дети крестьян и мещан, проживающих вне города.
Сначала в училище было 6 классов и 7-ой дополнительный для подготовки в ВУЗы, кабинеты естествознания, химическая лаборатория, мастерские и библиотеки. В нем насчитывалось 225 учащихся, но на пороге двадцатого века их число возросло до 350.
18 февраля 1908 года потомственная почетная гражданка Елизавета Ивановна Субботина пишет письмо главе города Д.К. Мясникову: «Имею честь покорнейше просить Вас доложить Думе в ближайшем ее заседании следующее мое заявление. Самарское реальное училище, дав закончить среднее образование моим сыновьям, получившим право поступления в высшие специальные заведения, сделало меня нравственно обязанной по отношению указанного училища.
Желая выразить ему свою признательность чем-нибудь полезным, я остановилась на мысли выстроить на свой счет новое здвание на месте двух не приспособленных, малопригодных домов: одного, бывшего квартирой директора, и другого, купленного у наследников П.М. Журавлева, приспособив старое здание училища к новому корпусу, чтобы учащиеся и учащие могли пользоваться простором, обилием воздуха и света, в чем они крайне нуждаются.
Если моя мысль не идет в разрез с видами городского самоуправления по отношению здания училища, то покорнейше прошу уведомить меня и о своем согласии, дабы я, не теряя времени, могла приступить к подготовительным работам и заготовке материала. Здание, вполне приспособленное для целей школы, будет закончено к осени 1909 года, существенно не нарушая обычного хода занятий в это время».
Через пять дней Думой было дано разрешение на реконструкцию здания.
В 1909 году на средства семьи Андрея и Елизаветы Субботиных здание было реконструировано. Был пристроен новый учебный и жилой корпус с квартирами для педагогического персонала. Теперь в здании было 14 основных и параллельных классов, химическая лаборатория, естественно-исторический кабинет, классы музыкальные и рисования, библиотека. Число учащихся в 1910 году достигло 546, а в 1913—1914 годах — 620. Училище отличалось большим количеством учащихся из низших сословий: в 1910 году — 73,3 % мещан и крестьян и только 3,3 % потомственных дворян. По своим размерам, оборудованию, постановке учебного дела оно было одним из образцовых в Самаре.
В тот же день, 9 декабря, Дума постановила:
1.Выразить А.А. и Е.И. Субботиным через особо избранную депутацию искреннюю признательность городской думы за сделанное ими пожертвование через поднесение особого адреса.
2. поставить в актовом зале реального училища портреты жертвователей, писанные масляными красками.
3. Учредить на счет города в одном из высших учебных заведений, по указанию жертвователей, две стипендии имени Субботиных для окончивших реальное училище беднейших учеников из жителей города Самары.
4. Ходатайствовать о предоставлении звания почетного гражданина города Самары Андрею Андреевичу Субботину.
5. Избрать Андрея Андреевича почетным попечителем реального училища.
6. На здании реального училища вывесить на видном месте мраморную доску с надписью: «Училище заново перестроено и расширено трудами и средствами потомственных почетны граждан Андрея Андреевича и Елизаветы Ивановны Субботиных».
Известные выпускники:
Глеб
Максимилианович Кржижановский
Алексей Николаевич Толстой — русский советский писатель, граф, академик АН СССР.