Реальные училища в Самарской губернии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:21, реферат

Краткое описание

Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.
Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.
Одним из родоначальников реальных школ считается пастор из города Галле Кристоф Землер, организовавший в 1707 г. Математико-механическую реальную школу. В дальнейшем этот вид школ получил в Германии широкое распространение. Это были полупрофессиональные учебные заведения.

Файлы: 1 файл

Реальное училище.docx

— 22.36 Кб (Скачать)

 «Реальные училища в Самарской губернии»

     Реа́льное учи́лище (от нем. Realschule) в Германии, дореволюционной России и ряде других стран — среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором существенная роль отводится предметам естественной и математической направленности.

 

История

     Прототипами реальных школ или училищ были практические учебные заведения, возникавшие в Европе ещё в Средние века.

     Одним из родоначальников реальных школ считается  пастор из города Галле Кристоф Землер, организовавший в 1707 г. Математико-механическую реальную школу. В дальнейшем этот вид школ получил в Германии широкое распространение. Это были полупрофессиональные учебные заведения.

     В России прототипом реальных училищ стали  в 1839 г. реальные классы для «временного преподавания технических наук». В ноябре 1864 г. было утверждено положение о реальных гимназиях, которые были заменены на реальные училища в 1872 г. Курс обучения длился шесть-семь лет. Устав гласил: «училища имеют целью общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т. е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой (дополнительный) класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. Выпускники таких училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения, но не в университеты.

     В реальных училищах содержание образования  было более жизненным, чем в гимназиях. Поэтому реальные училища пользовались сочувствием и поддержкой прогрессивных  сил общества. В реальных училищах отсутствовали древние языки, были значительно шире курсы математики и физики, преподавалось естествознание, два новых иностранных языка.

     Большое внимание уделялось рисованию и  черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объёме, как и в гимназиях.

     В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные заведения, выпускники которых уже могли поступать в университет на физико-математический и медицинский факультеты. В 1913 г. в России было 276 реальных училищ, в которых обучались порядка 17 тыс. человек. После Октябрьской революции 1917 г. этот тип учебных заведений в России был упразднён. Вместо них возникли близкие по задачам Школы фабрично-заводского ученичества.

     Самарское реальное училище имени императора Александра Благословенного — среднее учебное заведение в Самаре, в котором существенная роль отводилась предметам естественной и математической направленности. Училище было расположено на улице Казанской (ул. Алексея Толстого, 31).

     В 1873 году 29 гласных городской думы обратили внимание своих коллег на отсутствие в крае учебных заведений, которые давали бы специальное образование, столь необходимое молодым людям для предстоящей им торгово-промышленной деятельности.

     Самарское реальное училище было открыто в 1880 году в доме купца Ивана Ивановича Макке, который был выстроен в числе первых благоустроенных кирпичных домов в 1850 году. Именно в нем 1 января 1851 года состоялись торжества по поводу установления Самарской губернии.

     Первым  почетным попечителем Самарского реального  училища был Пётр Семёнович Субботин.

     В 1886 году в фундаментальном разделе библиотеки училища было 1482 названия в 2741 переплетах, а в ученическом — 1066 книг, а также пособия по географии и истории (50), по рисованию, черчению и чистописанию (423).

     К 1886 году было выпущено.

     Окончивших  курс 6-ти классов выпущено:

В 1884 году . . . . . 7 челов.
В 1885 году . . . . . 9 челов.
В 1886 году . . . . . 4 челов.
  Итого 20 челов.
 

      Окончивших  полный курс седьмого дополнительного  класса общего отделения было:

В 1885 году . . . . . 11 челов.
В 1886 году . . . . . 12 челов.
  Итого 23 челов.
 

     Во все время существования училища более половины учащихся состояло из детей горожан, затем второе место, по численности, занимали дети чиновников и разночинцев и наконец, меньшинство составляли дети крестьян и мещан, проживающих вне города.

     Сначала в училище было 6 классов и 7-ой дополнительный для подготовки в  ВУЗы, кабинеты естествознания, химическая лаборатория, мастерские и библиотеки. В нем насчитывалось 225 учащихся, но на пороге двадцатого века их число  возросло до 350.

     18 февраля 1908 года потомственная почетная гражданка Елизавета Ивановна Субботина пишет письмо главе города Д.К. Мясникову: «Имею честь покорнейше просить Вас доложить Думе в ближайшем ее заседании следующее мое заявление. Самарское реальное училище, дав закончить среднее образование моим сыновьям, получившим право поступления в высшие специальные заведения, сделало меня нравственно обязанной по отношению указанного училища.

     Желая выразить ему свою признательность чем-нибудь полезным, я остановилась на мысли выстроить на свой счет новое здвание на месте двух не приспособленных, малопригодных домов: одного, бывшего квартирой директора, и другого, купленного у наследников П.М. Журавлева, приспособив старое здание училища к новому корпусу, чтобы учащиеся и учащие могли пользоваться простором, обилием воздуха и света, в чем они крайне нуждаются.

     Если моя мысль не идет в разрез с видами городского самоуправления по отношению здания училища, то покорнейше прошу уведомить меня и о своем согласии, дабы я, не теряя времени, могла приступить к подготовительным работам и заготовке материала. Здание, вполне приспособленное для целей школы, будет закончено к осени 1909 года, существенно не нарушая обычного хода занятий в это время».

     Через пять дней Думой было дано разрешение на реконструкцию здания.

     В 1909 году на средства семьи Андрея и Елизаветы Субботиных здание было реконструировано. Был пристроен новый учебный и жилой корпус с квартирами для педагогического персонала. Теперь в здании было 14 основных и параллельных классов, химическая лаборатория, естественно-исторический кабинет, классы музыкальные и рисования, библиотека. Число учащихся в 1910 году достигло 546, а в 1913—1914 годах — 620. Училище отличалось большим количеством учащихся из низших сословий: в 1910 году — 73,3 % мещан и крестьян и только 3,3 % потомственных дворян. По своим размерам, оборудованию, постановке учебного дела оно было одним из образцовых в Самаре.

     В тот же день, 9 декабря, Дума постановила:

     1.Выразить А.А. и Е.И. Субботиным через особо избранную депутацию искреннюю признательность городской думы за сделанное ими пожертвование через поднесение особого адреса.

     2. поставить в актовом зале реального училища портреты жертвователей, писанные масляными красками.

     3. Учредить на счет города в одном из высших учебных заведений, по указанию жертвователей, две стипендии имени Субботиных для окончивших реальное училище беднейших учеников из жителей города Самары.

     4. Ходатайствовать о предоставлении звания почетного гражданина города Самары Андрею Андреевичу Субботину.

     5. Избрать Андрея Андреевича почетным попечителем реального училища.

     6. На здании реального училища вывесить на видном месте мраморную доску с надписью: «Училище заново перестроено и расширено трудами и средствами потомственных почетны граждан Андрея Андреевича и Елизаветы Ивановны Субботиных».

 

     Известные выпускники:

Глеб  Максимилианович Кржижановский — советский государственный и партийный деятель; учёный-энергетик, академик и вице-президент АН СССР, литератор;

Алексей Николаевич Толстой — русский советский писатель, граф, академик АН СССР.

Информация о работе Реальные училища в Самарской губернии