Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 01:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявить и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевых игр на развитие связной речи дошкольников.

Объект исследования: Процесс развития связной речи у дошкольников.

Предмет исследования: Сюжетно - ролевая игра как средство развития связной речи.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА І. Теоретические основы формирования связной речи у дошкольников
1.1 Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе
1.2 Роль сюжетно-ролевой игры в развитие связной речи у дошкольников
ВЫВОД ПО l ГЛАВE
ГЛАВА ІІ. Экспериментально-исследовательская работа по изучению связной диалогической речи у дошкольников
2.1 Выявления уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 37.64 Кб (Скачать)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра развивает  не только связную речь, но, а также  накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка.

 

ГЛАВА II. Экспериментально-исследовательская  работа по изучению связной диалогической  речи у дошкольников

2.1 Выявление  уровня развития связной диалогической  речи у детей средней группы

Для выявления  уровня сформированности у детей диалогической речи, необходимо было проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало: выявить уровень сформированности диалогической речи у детей. База эксперимента - МДОУ ЦРР №17 «Гномики». В эксперименте приняло участие 10 детей средней группы. В экспериментальную группу вошли: Саша Б., Артем Г., Саша Н., Саша П., Влад Т., Юля К., Лера С., Матвей Т., Аня П., Влад Е.

Мы проанализировали понятие«диалогическая речь» и выявили, что она состоит из следующих компонентов, которые и стали критериями:

1. Умение вступать  в диалог.

2. Умение поддерживать  и завершать диалог.

Уровень сформированности данных критериев мы исследовали по следующим показателям:

По первому  критерию:

- владение речевыми  оборотами для установления контакта;

- легкость или  затрудненность контактирования со сверстниками и взрослыми.

По второму  критерию:

- умение отвечать  на вопросы;

- умение задавать  вопросы в ходе диалога;

- умение слушать  собеседника;

- умение своевременно  вступать в диалог;

- умение завершать  разговор.

По каждому  критерию нами были выявлены уровни сформированности диалогических умений у детей. Наглядно это представлено в таблице 1.

Таблица 1

 
Критерии Высокий Средний Низкий  
Умение  вступать в диалог Ребенок активен  в общении, владеет речевыми оборотами  для установления контакта, легко входит в контакт с детьми и взрослыми. Ребенок активен  в общении, входит в контакт с  детьми и взрослыми, но испытывает трудности  в использовании речевых оборотов для установления контакта. Ребенок малоактивен  в общении, не владеет речевыми оборотами  для установления контакта, затрудненно  входит в контакт с детьми и взрослыми.  
Умение  поддерживать и завершать диалог Ребенок умеет  отвечать на поставленные вопросы, умеет  слушать собеседника, умеет задавать вопросы в ходе диалога, своевременно вступает в диалог и завершает  его. Ребенок умеет  отвечать на вопросы, нозатрудняется в формулировании собственных вопросов в ходе диалога. Своевременно вступает в диалог, но не всегда завершаетего, недослушивает собеседника до конца, переключается на другие виды деятельности. Ребенок не всегда верно отвечает на вопросы, т.к. недослушивает  собеседника. Самостоятельно в ходе диалога вопросов задает очень мало, поэтому отмечается несвоевременность  вступления в диалог.Не всегда завершаетего, переключается на другие виды деятельности.  
         

Для выявления  уровни сформированности диалогических умений. Нами были использованы следующие диагностические средства:

- для выявления  умения вступать в диалог была  использована беседа по теме: «Наша дружная семья»;

- для выявления  умения поддерживать и завершать  диалог нами были использованы  беседа по сюжетной картине«Зимние забавы» и сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Для проведения беседы мы подготовили фотографии большой  семьи одного из детей, набор геометрических фигур разного цвета (большие  и маленькие). Перед беседой мы провели «эстетическую» зарядку  «Делай как я», тем самым установили с ребенком контакт. Затем приступили к беседе в вопросно-ответной форме.

- Дети, посмотрите  на эту фотографию. Как вы думаете,  кто эти люди? Как можно назвать  их, одним словом? (Семья). Здесь не  только мама, папа и ребенок,  но и еще двое взрослых, кто  они? (Дедушка и бабушка). У кого  из вас большая семья? С кем  вы живете? Посмотрите, какие лица  у взрослых и детей на этой  фотографии? Как вы думаете, взрослые  в семье заботятся друг о  друге? Расскажите, как папа помогает  маме. Как мама заботиться о  папе? Как они помогают дедушке  с бабушкой? Как взрослые заботятся  о вас? А как вы помогаете  взрослым? У некоторых из вас  есть братья и сестра? Расскажите, как вы помогаете заботиться  о младшем брате, сестре? Как  дружите со старшим братом, сестрой?

За тем мы предлагаем на фланелеграфе с помощью геометрических фигур изобразить свою семью. По окончании работы мы предлагаем детям рассказать о своей семье.

При проведении беседы мы выявили, что у троих  детей отмечается высокий уровень  сформированности умения вступать в диалог (30%), они с удовольствием отвечали на все вопросы в ходе диалога, владели речевыми оборотами, активно контактировали с детьми и взрослыми. Средний уровень показали 4 детей (40%), они активно общались с детьми и взрослыми, давали правильные ответы на вопросы, но испытывали трудности в использовании речевых оборотов для установления контакта. Низкий уровень показали трое детей (30%), они не смогли с легкостью войти в контакт с детьми, не владели речевыми оборотами для установления контакта, были малоактивны в общении.

Беседа по сюжетной картине «Зимние забавы» проводилась  в вопросно-ответной форме. Где гуляют дети? Какой выдался день? Чем  дети заняты в ясный зимний день? Какие стоят кусты? А деревья? А дома? Что можно сказать о  настроении детей? Если подойти поближе  к горке, что можно услышать? Как  вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? ( Имеются  в виду изменения в природе). В  завершении беседы задавали обобщенные вопросы. О каком времени года говорили? В какие игры можно играть зимой? На чем можно кататься зимой?

В ходе беседы по сюжетной картине низкий уровень  показали трое детей (30%). Они не всегда правильно отвечали на вопросы не смогли назвать в зимний период времени, какие бывают изменения, самостоятельно в ходе диалога очень мало задавали вопросов, несвоевременно вступали в диалог, не всегда завершали его. Средний уровень показали четверо детей (40%). Они хорошо отвечали на вопросы, но в ходе диалога между собой затруднялись формулировать вопросы, не всегда дослушивали собеседника до конца, а потом сразу переключались на другие виды деятельности. Высокий уровень показали двое детей (20%). Они своевременно отвечали на все вопросы, внимательно слушали собеседника во время разговора, задавали вопросы в ходе диалога, своевременно ступали в диалог и завершали его.

При подготовке к сюжетно-ролевой игре «Поликлиника»  мы заранее подобрали вопросы  для детей, а также приготовили  атрибуты для игры. В начале игры мы сообщили детям: «Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в поликлинику. Здесь работаю врачи, а также  люди, которые им помогают. Врачи - очень  умные и добрые люди, они много  знают про каждую болезнь, про  каждое лекарство. Они помогают людям, которые заболели». Далее мы строили  диалог в вопросно-ответной форме: «Ты  был (а) когда-нибудь у врача? Как  называются люди, которые посещают врача? Ты помнишь, во что обычно одеваются  врачи? Какие врачи работают в  поликлинике? А ты хотел (а) бы узнать, кто еще работает в поликлинике?»

Дети не плохо справились с ответом, но некоторые из них как, например: Саша Б, Юля К. не смогли дать правильные ответы на элементарные вопросы.Затем каждый ребенок взял на себя роль специалиста, и началась игра.В ходе игры мы наблюдали за детьми и отмечали, как они распределяли роли, как вступали в диалог друг с другом.Мы отметили, что двое детей имеют низкий уровень сформированности умений поддерживать и завершать диалог (20%). Они совсем не старались поддерживать диалог, не выслушивали «советы врача», переходили в «другой кабинет», когда им вздумается. На вопросы они отвечали одним словом: «да» или «нет», самостоятельно вопросов практически не задавали, были пассивны в речевом общении. Четверо детей имеют средний уровень сформированности умений поддерживать и завершать диалог (40%). В ходе игры они старались поддерживать диалог, выслушивали «советы врача». Активно отвечали на вопросы врача, единственно затруднялись в формулировании собственных вопросов в ходе диалога. Во время игры каждый пациент «жаловался на болезнь», говорил, где болит. Своевременно вступали в диалог, но не всегда завершали его.И самый высокий уровень сформированности умений поддерживать и завершать диалог показали четверо детей (40%).Они отвечали на все вопросы врача, слушали внимательно друг друга, не перебивали, своевременно вступали в диалог и завершали его.

Уровни сформированности диалогических умений (их критерии) представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Сформированность критериев диалогической речи

 

Таким образом, анализ результатов тестирования дал  возможность определить три уровня развития диалогической речи у дошкольников.

Низкий уровень  выявлен у 50% детей (Саша Б., Юля П., Влад Т., Влад Е., Артем Г.) - Они не владеют речевыми оборотами, не умеют  отвечать на вопросы, но могут с лёгкостью  войти в контакт с собеседником, не умеют задавать вопросы и своевременно вступатьи завершать диалог. Эти дети допускали много ошибок, постоянно обращались к помощи взрослого.

Средний уровень  был выявлен у 40% детей (Саша П., Саша Н., Лера С., Аня П.), так как они  владеют речевыми оборотами и  с лёгкостью вступают в контакт  с окружающими, умеют отвечать на вопросы и задавать их в ходе диалога, но иногда бывают, невнимательны к  речи собеседника и тем самым  не завершают диалог. Эти дети проявили внимание и интерес к сюжетно-ролевой игре, беседе, составлению рассказа по сюжетной картине. Но задания выполняли не всегда точно, с ошибками или с помощью взрослого.

Высокий уровень  развития диалогической речи был  выявлен лишь у одного ребёнка - (Матвея Т) (10%). Он ясно и последовательно  выражал свои мысли, владел речевыми оборотами, с лёгкостью контактирровалсовзрослыми и сверстниками, отвечал и задавал вопросы в ходе диалога, своевременно вступал в диалог и завершал его, был внимателен к речи собеседника, не мешал общению.

Наглядно результаты представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2

Уровень сформированности диалогических умений

 

Учитывая тот  факт, что 90% детей обладают низким и  средним уровнем развития диалогической  речи, возникает необходимость организации  систематической работы, направленной на повышение развития диалогической  речи через сюжетно-ролевую игру. Организация в группе дошкольников сюжетно-ролевых игр с целью  развития диалогической речи дошкольников - будет следующим этапом нашей  экспериментальной работы (т.е. формирующего эксперимента).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий  неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается  раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких  случаях не следует побуждать  речевую активность ребенка. Таким  детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.

В процессе исследования была проведена экспериментально-исследовательская  работа по изучению связной диалогической  речи у дошкольников. Где основой  стала сюжетно-ролевая игра. Можно  утверждать, что сюжетно-ролевая  игра оказывает положительное влияние  на развитие речи. В ходе игры ребенок  вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает  гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается  речевая активность детей.

Среди всего  многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая  игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг  превращается в больницу или в  магазин, или в поле сражения. А  играющие дети берут на себя соответствующие  роли (врача, продавца, солдата) и действуют  от имени этих ролей. В ролевой  игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может  быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому сюжетно-ролевая  игра -- это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Именно называние  предметов новыми именами, обозначение  действий, совершаемых с этими  предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких  объяснений, придающих новый смысл  предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного  пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно  следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а  где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без  такой договоренности и без взаимного  понимания игровая ситуация перестает  существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в сюжетно-ролевой игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.

Информация о работе Развитие связной речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре