Развитие, социализация и воспитание личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 17:23, контрольная работа

Краткое описание

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации.
А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:
Макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
Мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.)

Оглавление

Факторы социализации личности……………………………………….

Семья как важнейший микрофактор социализации личности………..

Воспитательные системы в социуме…………………………………….

Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

Развитие, социализация и воспитание личности.docx

— 38.80 Кб (Скачать)

 

 

3 Воспитательные системы в социуме

 

Современная школа  рассматривается как сложная  система, в которой воспитание и  обучение выступают в качестве важнейших  составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы  целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью  выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей системах. В этой связи  воспитательная подсистема тесно связана  с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная  школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система  школы способна во многом подчинить  своему влиянию окружающую среду. Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии  взаимодействия основных компонентов  воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни  коллектива, его психологический  климат (Л.И.Новикова). Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д.), расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, Движущие силы развития воспитательной системы школы. Воспитательная система школы не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости.

Элементом дезинтеграции  может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты  вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще  один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности. Система школы  проходит в своем развитии четыре этапа. 1- становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников 2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, 3- окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, 4 - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.

Воспитательная  система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

  • Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;
  • Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры;
  • Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;
  • Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Воспитательная  система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три  основных этапа:

  • Становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы.
  • Отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности.
  • Окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью. В центре воспитания здесь – воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности. Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К  таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Характеристика некоторых воспитательных систем:

«Педагогика общей  заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение  в методике коллективного творческого  дела.

« Педагогика успеха»  Эта система выстроена на основе идей « педагогики успеха», что позволяет  проектировать работу школы по созданию условий гармоничного развития личности. Успех – это наиболее полное достижение поставленной цели. Школа – это  субъект успешного развития. Воспитательные системы, выстроенные на основе идей « педагогики успеха», позволяют  проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех –  полное достижение поставленной цели, а достижение – предметный результат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого  учителя и ученика, вера в собственные  силы, ориентация на значимые для школы  ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного  развития, как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.

« Школа диалога  культур» В основе лежит переход  от идеи «образованного человека» к  идее « человека культуры» Школа  диалога культур актуальна в  условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспитания должна стать базовая культура личности – нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема « точка удивления».

Воспитательная  система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет  определенные особенности, связанные  главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов  и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует  учитывать малочисленность школьного  коллектива, особый стиль взаимоотношений  педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы  с социумом. Показательна в этом отношении воспитательная система  В.А. Сухомлинского, применяемая в  Павлышевской сельской школе. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно –нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Главными источниками учебно – воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

Скаутизм как  воспитательная система. Добровольное неполитическое движение. Скаутская  организация – воспитательная система, направленная на разностороннее развитие и воспитание личности. Основной принцип  скаутизма- патриотизм, аполитичность, веротерпимость, внеклассовый характер. Основные формы деятельности - походы, военнизированные лагеря.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Караковский В.А., Новикова Л.И. «Теория и практика школьных воспитательных систем». – М.: Новая школа, 1996.
  2. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.,2003.
  3. Рабочая книга практического психолога: «Пособие для специалистов, работающих с персоналом»/ Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. – М.: Изд-во Института Психотерапии,2002.
  4. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Школа-Пресс,2000.
  5. Статья д.пс.н., профессора Реан А.А. «Развитие и социализация личности».
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.,2002.

 


Информация о работе Развитие, социализация и воспитание личности