Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:39, творческая работа

Краткое описание

Цель работы: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
 развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
 выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
 развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
 развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей:
- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
 способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
 развитие коммуникативности;
 совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
 развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих дей-ствий.

Файлы: 1 файл

Опыт работы.docx

— 106.46 Кб (Скачать)

- основывается на комплексном  принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

     - предусматривает  решение программных задач в  совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

  1. Принцип активного обучения:

- предполагает не передачу  детям готовых знаний, а организацию  такой      экспериментальной  детской  деятельности, в процессе  которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

  - обеспечивает использование  активных форм и методов обучения  дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

  1. Принцип креативности:

    - предусматривает  «выращивание» у дошкольников  способности переносить ранее  сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

  1. Принцип результативности:

   - предусматривает  получение положительного результата  проводимой работы по теме  независимо от уровня интеллектуального  развития детей.

Сущность, эффективность и новизна экспериментирования

 В настоящее время  активно происходит процесс качественного  обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный по--тенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников  представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

 Хорошо известно, что  существенной стороной подготовки  ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

 Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результатов, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так,  а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод  о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов  обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей  способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Проведенный анализ программы «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: показывает, что вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

В целях систематизации развивающей  работы с детьми по направлению разработала перспективный план работы с детьми  и по развитию познавательной активности через экспериментальную   деятельность для старшей и подготовительной группы.

 План разработан на основе следующих программ: "Экспериментальная  деятельность детей старшего дошкольного возраста» Г.П Тугушева., Чистякова А.Е;

«Неизведанное рядом» (опыты эксперименты для дошкольников) О.В. Дыбина; Из чего сделаны предметы (Игры- занятия для дошкольников) О.В. Дыбина; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией  Прохоровой;

    Конспекты занятий, картотеки.

 Технологичность

  Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.

Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал,  представленный в разделе « Приложение» поможет педагогам  разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Результативность

6.В начале проведения опыта работы мною  были выделены ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие  - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду.

- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному вопросу.

- Изучив имеющуюся методическую литературу по детской опытно – экспер

- ментальной деятельности, я решила адаптировать практический    материал к   

условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.

Обучение детей рассчитано на два года, а сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Вся  работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Совместная экспериментальная деятельность проводится один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут, а в подготовительной - по 25 – 30 минут. Также ведется дополнительная работа с  детьми во второй половине дня, которые  проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

  Свою работу  я начала с мониторинга:  с целью изучения условий развития познавательной активности детей  через экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Провела диагностику

По результатам  диагностики  22% детей отдали предпочтение  экспериментальной деятельности. Выявила причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:

  • Познавательный интерес неустойчивый;
  • Не всегда дети видят проблему;
  • Малоактивны в выдвижении идей;
  • Стремление к самостоятельности не выражено;
  • Пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Данные диагностики  наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети  испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель и т.д.

В своей работе я придерживаюсь следующих требований к содержанию обучения в системе экспериментальной деятельности:

1. У детей должно возникнуть  чувство неудовлетворенности имеющимися  представлениями.

2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети  ясно представляли их содержание.

3. Новые представления  должны быть правдоподобными  в восприятии детей;

они должны воспринимать эти представления как потенциально допустимые, сочетающиеся с имеющимися представлениями о мире.

4. Новые понятия и представления  должны быть плодотворными; иначе  говоря, чтобы дошкольники отказались  от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые  идеи должны быть явно полезнее  старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания.

Требования к воспитательно-образовательному  процессу.

1. Побуждать детей формулировать  имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

2. Сталкивать воспитанников  с явлениями, которые входят в  противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать детей выдвигать  альтернативные объяснения, предположения, догадки.

4. Давать дошкольникам  возможность исследовать свои  предположения в свободной и  непринужденной обстановке, особенно  — путем обсуждений в малых группах.

5. Давать детям возможность  применять новые представления  применительно к широкому кругу явлений, ситуаций — так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Свою работу по развитию  экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости  от измерения температуры.
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
  • В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные  опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.) . Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавали различ-

-ные звуки, нос – определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус).

  Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный). При выборе темы соблюдаю следующие правила:

  1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
  2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.   В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты.

 Их элементарность  заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В -  третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

 

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • Постановка проблемы;
  • Поиск путей решения проблемы;
  • Проверка гипотез, предположений;
  • Обсуждение увиденных полученных результатов;
  • Формулировка выводов;

 Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную  деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

  Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования

1. Прозрачные и непрозрачные  сосуды разной конфигурации и  объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

Информация о работе Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность