Развитие музыкальности участников хореографического коллектива народного танца на начальном этапе обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель – определить условия эффективного развития музыкальности участников детского хореографического коллектива.
Объект исследования – процесс обучения хореографии на начальном этапе обучения в детском хореографическом коллективе народного танца.
Предметом исследования является развитие музыкальности участников детского хореографического коллектива.
Задачи:
- выявить степень теоретического изучения данного вопроса;
- дать определение музыкальности, рассмотреть её содержание и структуру;
- определить виды деятельности, способствующие развитию музыкальности на начальном этапе обучения хореографии в детском коллективе народного танца;
- охарактеризовать методы развития музыкальности;
- разработать проект уроков по развитию музыкальности.

Файлы: 1 файл

обзор Документ Microsoft Word.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

Введение

Одной из важных задач  любительской сферы в работе с  младшим школьным возрастом является формирование личности ребёнка. Именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни. Одним из средств всестороннего развития младших школьников является хореографическое творчество. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтетической природой хореографии, которая объединяет в себе музыку, изобразительное искусство, театр и пластику движений.                                                                                                                                                                              

Среди всех искусств, в единстве с  которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным  закономерностям. Музыка может оказывать  на человека благотворное развивающее  и воспитательное влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен к ее восприятию, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют ему понять и пережить музыку. Такой основой для восприятия музыки является музыкальность.

Обучая детей искусству танца, необходимо одновременно развивать  музыкальность: учить понимать и  слушать музыку, органически соединять  в единое целое движение и музыку.  Как специфическое свойство личности, развитая музыкальность проявляется  в способности творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и раскрывать её эмоциональную окраску. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения.

В духовных потребностях человека хореография, в любительской сфере, занимает все большее место, поэтому огромное количество детей охвачено системой хореографического обучения и воспитания. Чтобы процесс обучения хореографии был качественным, только практического опыта работы недостаточно, необходимо использование и теоретических разработок в этой области. Неоспоримо, что фундамент знаний в любой деятельности, равно, как и в хореографической, строится на основе теоретических знаний. К сожалению, таких теоретических изданий с тонким пониманием специфики хореографической деятельности, в том числе обучения в хореографическом коллективе нет, но теория учебного процесса в смежных сферах деятельности в психологии, в педагогике, в философии, в музыкальном творчестве имеются. В настоящее время при таком активном развитии хореографии, многие руководители не считают нужным пользоваться уже имеющимися теоретическими источниками в своей работе. Это составляет особую необходимость в наличии специальных теоретических разработок для детского хореографического коллектива. Процесс обучения хореографии немыслим без музыкального воспитания, такое свойство как музыкальность является основным качеством воспитанников хореографического коллектива. Практика доказывает, что музыкальность у детей на достаточно низком уровне, т.е. многие дети зачастую просто не обладают ни музыкальным вкусом, ни музыкальной культурой. Принимая детей в хореографический коллектив, часто приходится сталкиваться с проблемой слабого развития музыкальности у ребёнка. Следовательно, в программе хореографического обучения значительное место должно отводиться вопросам развития музыкальности детей. Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина. В последние годы появился также ряд работ, в которых рассматриваются вопросы развития музыкальности или её отдельных компонентов у детей младшего школьного возраста. Также есть работы о культуре восприятия музыки у детей различных возрастных групп как в системе профессионального, так и общего музыкального обучения и воспитания, психолого-педагогические разработки в развитии музыкальности и другие, но область, где рассматриваются вопросы, касающиеся такой узкой специфики как хореографическая деятельность младшего школьного возраста, еще мало исследована. Естественно, что при такой ситуации требуется разносторонняя разработка понятия музыкальности (выявления его структуры и содержания) и определение способов её развития применительно к хореографии. Проблема исследования музыкальности в хореографии определила цель работы.

Цель – определить условия эффективного развития музыкальности участников детского хореографического коллектива.

Объект исследования – процесс обучения хореографии на начальном этапе обучения в детском хореографическом коллективе народного танца.

Предметом исследования является развитие музыкальности участников детского хореографического коллектива.

Определив цель, объект и  предмет исследования, можно сделать теоретическое предположение: развитие музыкальности участников детского хореографического коллектива будет эффективным, если на начальном этапе обучения будут использованы различные методы и приёмы, в основе разработки которых будут лежать, с одной стороны, знание содержания и структуры музыкальности, с другой стороны, особенности этапа учебного процесса.

 Учитывая объект, предмет и цель исследования, следует сосредоточиться на решении следующих задач.

Задачи:

- выявить степень теоретического изучения данного вопроса;

- дать определение  музыкальности, рассмотреть её  содержание и структуру;

- определить виды деятельности, способствующие развитию музыкальности на начальном этапе обучения хореографии в детском коллективе народного танца;

- охарактеризовать методы  развития музыкальности;

- разработать проект  уроков по развитию музыкальности;

Структура курсовой работы: введение, 2-е главы (2 раздела), заключение, список использованной литературы, приложения.

Методы исследования: анализ, сопоставление, компиляция, обобщение, адаптация.

Методологическую основу исследования составляют: теория музыкальной  деятельности Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и психология музыкальных способностей Б.М.Теплова, а также теоретические положения о музыкальности в хореографии Н.И. Тарасова.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана  серия занятий способствующих развитию музыкальности.

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие музыкальности участников хореографического коллектива народного танца на начальном этапе обучения