Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:43, курсовая работа
Цель – определить условия эффективного развития музыкальности участников детского хореографического коллектива.
Объект исследования – процесс обучения хореографии на начальном этапе обучения в детском хореографическом коллективе народного танца.
Предметом исследования является развитие музыкальности участников детского хореографического коллектива.
Задачи:
- выявить степень теоретического изучения данного вопроса;
- дать определение музыкальности, рассмотреть её содержание и структуру;
- определить виды деятельности, способствующие развитию музыкальности на начальном этапе обучения хореографии в детском коллективе народного танца;
- охарактеризовать методы развития музыкальности;
- разработать проект уроков по развитию музыкальности.
Введение
Одной из важных задач
любительской сферы в работе с
младшим школьным возрастом является
формирование личности ребёнка. Именно
в этом возрасте закладывается основа
личности, происходит ориентация на развитие
духовности, самореализации, самовыражения и формируются мироощущения, необходимые
в последующей жизни. Одним из средств
всестороннего развития младших школьников
является хореографическое творчество.
Продуктивность художественного воспитания
детей средствами хореографии обусловлена
синтетической природой хореографии,
которая объединяет в себе музыку, изобразительное
искусство, театр и пластику движений.
Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям. Музыка может оказывать на человека благотворное развивающее и воспитательное влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен к ее восприятию, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют ему понять и пережить музыку. Такой основой для восприятия музыки является музыкальность.
Обучая детей искусству танца, необходимо одновременно развивать музыкальность: учить понимать и слушать музыку, органически соединять в единое целое движение и музыку. Как специфическое свойство личности, развитая музыкальность проявляется в способности творчески проникать в художественную сущность музыки, понимать и раскрывать её эмоциональную окраску. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения.
В духовных потребностях человека хореография, в любительской сфере, занимает все большее место, поэтому огромное количество детей охвачено системой хореографического обучения и воспитания. Чтобы процесс обучения хореографии был качественным, только практического опыта работы недостаточно, необходимо использование и теоретических разработок в этой области. Неоспоримо, что фундамент знаний в любой деятельности, равно, как и в хореографической, строится на основе теоретических знаний. К сожалению, таких теоретических изданий с тонким пониманием специфики хореографической деятельности, в том числе обучения в хореографическом коллективе нет, но теория учебного процесса в смежных сферах деятельности в психологии, в педагогике, в философии, в музыкальном творчестве имеются. В настоящее время при таком активном развитии хореографии, многие руководители не считают нужным пользоваться уже имеющимися теоретическими источниками в своей работе. Это составляет особую необходимость в наличии специальных теоретических разработок для детского хореографического коллектива. Процесс обучения хореографии немыслим без музыкального воспитания, такое свойство как музыкальность является основным качеством воспитанников хореографического коллектива. Практика доказывает, что музыкальность у детей на достаточно низком уровне, т.е. многие дети зачастую просто не обладают ни музыкальным вкусом, ни музыкальной культурой. Принимая детей в хореографический коллектив, часто приходится сталкиваться с проблемой слабого развития музыкальности у ребёнка. Следовательно, в программе хореографического обучения значительное место должно отводиться вопросам развития музыкальности детей. Проблема формирования восприятия музыки нашла свое отражение в работах педагогов В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкого. Б.В. Асафьева, психологов Б.М. Теплова, Е.В. Назайкина. В последние годы появился также ряд работ, в которых рассматриваются вопросы развития музыкальности или её отдельных компонентов у детей младшего школьного возраста. Также есть работы о культуре восприятия музыки у детей различных возрастных групп как в системе профессионального, так и общего музыкального обучения и воспитания, психолого-педагогические разработки в развитии музыкальности и другие, но область, где рассматриваются вопросы, касающиеся такой узкой специфики как хореографическая деятельность младшего школьного возраста, еще мало исследована. Естественно, что при такой ситуации требуется разносторонняя разработка понятия музыкальности (выявления его структуры и содержания) и определение способов её развития применительно к хореографии. Проблема исследования музыкальности в хореографии определила цель работы.
Цель – определить условия эффективного развития музыкальности участников детского хореографического коллектива.
Объект исследования – процесс обучения хореографии на начальном этапе обучения в детском хореографическом коллективе народного танца.
Предметом исследования является развитие музыкальности участников детского хореографического коллектива.
Определив цель, объект и предмет исследования, можно сделать теоретическое предположение: развитие музыкальности участников детского хореографического коллектива будет эффективным, если на начальном этапе обучения будут использованы различные методы и приёмы, в основе разработки которых будут лежать, с одной стороны, знание содержания и структуры музыкальности, с другой стороны, особенности этапа учебного процесса.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, следует сосредоточиться на решении следующих задач.
Задачи:
- выявить степень теоретического изучения данного вопроса;
- дать определение музыкальности, рассмотреть её содержание и структуру;
- определить виды деятельности, способствующие развитию музыкальности на начальном этапе обучения хореографии в детском коллективе народного танца;
- охарактеризовать методы развития музыкальности;
- разработать проект
уроков по развитию
Структура курсовой работы: введение, 2-е главы (2 раздела), заключение, список использованной литературы, приложения.
Методы исследования: анализ, сопоставление, компиляция, обобщение, адаптация.
Методологическую основу исследования составляют: теория музыкальной деятельности Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и психология музыкальных способностей Б.М.Теплова, а также теоретические положения о музыкальности в хореографии Н.И. Тарасова.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана серия занятий способствующих развитию музыкальности.