Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:12, реферат
В настоящее время педагогическая диагностика рассматривается как-составной компонент профессиональной педагогической деятельности, как относительно самостоятельная область образовательной практики. Она призвана, вписываясь в образовательную и воспитательно-развивающую деятельность всех типов учебных заведений, обеспечивать разностороннее измерение и оценку состояния педагогического процесса, его результатов, выявлять позитивные и негативные тенденции развития образовательных учреждений и систем, обнаруживать проблемы и затруднения, требующие преодоления.
В настоящее время педагогическая
диагностика рассматривается
Педагогическая диагностика и
диагностический подход в образовании
базируются на глубоких исторических
корнях и культурно-педагогических
традициях, которые в советский
период с конца 30-х гг. XX века были
искусственно выведены за рамки отечественной
образовательной практики. Переломные
этапы развития педагогики отечественного
образования обостряют
Исключение на многие годы из образовательной
практики, из содержания педагогического
образования диагностической
Возобновление интереса к диагностической
проблематике отмечается в последние
десятилетия XX века, сопровождается пересмотром
отношения к педологии, введением
в школы должности школьного
психолога, в содержание основного
и послевузовского
В последнее десятилетие в
Нам представляется, что для формирования диагностического мышления современных педагогов важно умение видеть процесс становления и развития диагностической проблематики в историческом контексте образования и педагогики. Для развития диагностического мышления педагогов, роста их профессионализма в области педагогической диагностики необходимо не только освоение современного опыта диагностирования, но и понимание его источников, тенденций развития, что возможно только путем изучения и освоения ее истории, сохраняющей накопленный веками опыт диагностических подходов и методов.
Вопрос о выделении истории педагогической диагностики как структурного подраздела диагностико-педагогических знаний был поставлен К.Ингенкампом (Германия), который в учебнике педагогической диагностики описывает исторические причины неудовлетворительного состояния аттестационной практики в Германии и Европе XX века, отмечаег ее консервативность .
В России история педагогической диагностики
до 90-х годов XX века освещалась в
отдельных публикациях или
В начале 80-х годов XX века в книге
В.С.Аванесова «Гесты в социологическом
исследовании» (1982) была приведена краткая
история тестов, введены факты
из истории применения диагностических
приемов при отборе претендентов
на обучение в храмах Древнего Египта
и получение чиновничьих
Вопросы истории педагогической диагностики как относительно самостоятельного направления исследований в области диагностической проблематики были поставлены в докторской диссертации Е.А.Михайлычева «Теоретические основы педагогической диагностики» (1992), где дан краткий обзор истории развития идей и практики педагогической диагностики от фараонов до 80-х годов XX века . Позднее эти идеи получили развитие в его последующих публикациях . Существенный вклад в разработку истории педагогической диагностики был внесен монографией и докторской диссертацией Г.Ф.Карповой «Образовательная ситуация в России в первой половине XX века», в которой подробно анализировалась российская диагностическая практика в контексте экспериментальной педагогики, педологии и её запрета. Из работ последнего времени следует отметить исторический обзор применения тестов в мировой практике в книге А.А.Майорова «Теория и практика создания тестов для системы образования» (2000 г.). История тестов здесь начинается с Ф. Гальтона и Д.Кеттелла, и в фактологической части созвучна учебникам истории психологии. Особенностью этого обзора является выделение принципов разработки и применения тестов и их эволюции в процессе развития тестологии.
Информация о работе Развитие идеи диагностики советскими педагогами