Развитие идеи диагностики советскими педагогами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:12, реферат

Краткое описание

В настоящее время педагогическая диагностика рассматривается как-составной компонент профессиональной педагогической деятельности, как относительно самостоятельная область образовательной практики. Она призвана, вписываясь в образовательную и воспитательно-развивающую деятельность всех типов учебных заведений, обеспечивать разностороннее измерение и оценку состояния педагогического процесса, его результатов, выявлять позитивные и негативные тенденции развития образовательных учреждений и систем, обнаруживать проблемы и затруднения, требующие преодоления.

Файлы: 1 файл

ответ на семинар.docx

— 16.50 Кб (Скачать)

В настоящее время педагогическая диагностика рассматривается как-составной компонент профессиональной педагогической деятельности, как относительно самостоятельная область образовательной практики. Она призвана, вписываясь в образовательную и воспитательно-развивающую деятельность всех типов учебных заведений, обеспечивать разностороннее измерение и оценку состояния педагогического процесса, его результатов, выявлять позитивные и негативные тенденции развития образовательных учреждений и систем, обнаруживать проблемы и затруднения, требующие преодоления.

Педагогическая диагностика и  диагностический подход в образовании  базируются на глубоких исторических корнях и культурно-педагогических традициях, которые в советский  период с конца 30-х гг. XX века были искусственно выведены за рамки отечественной  образовательной практики. Переломные этапы развития педагогики отечественного образования обостряют потребность  обращения к историческим корням и культурным традициям педагогической диагностики.

Исключение на многие годы из образовательной  практики, из содержания педагогического  образования диагностической составляющей педагогической деятельности привело  к длительному отсутствию этой области  в курсах истории педагогики и  образования, в результате чего многие поколения учителей оказались вне  контекста диагностической культуры как важной составляющей практической педагогической и научно-исследовательской  деятельности.

Возобновление интереса к диагностической  проблематике отмечается в последние  десятилетия XX века, сопровождается пересмотром  отношения к педологии, введением  в школы должности школьного  психолога, в содержание основного  и послевузовского педагогического  образования дисциплин по основам  педагогической диагностики и др. В то же время следует отметить, что в центре внимания в большей  мере оказываются методические вопросы  педагогической диагностики.

В последнее десятилетие в отечественном  образовании усилилось присутствие  педагогической диагностики:

  1. диагностические методики (тесты и опросники) прочно вошли в практику контроля результатов образования и мониторинга эффективности деятельности образовательного учреждения; с их помощью проводятся сравнительные международные исследования и министерские проверки качества образования в регионах, результаты которых активно обсуждаются в педагогической печати;
  2. с середины 90-х годов XX в. действует система «Телетестинг»; проводился централизованное тестирование абитуриентов, и постоянно совершенствуется в тестовой форме 1ТЭ (единый государственный экзамен);
  3. с 2000 г. начала проводиться государственная сертификация тестовых материалов и конкурс аттестационных технологий;
  4. начался переход вузов на рейтинговые системы контроля знаний студентов, основанные на систематическом тестовом контроле;
  5. многие школы и отдельные регионы внедряют системы мониторинга образовательной деятельности, основанные на инициативных разработках.

Нам представляется, что для формирования диагностического мышления современных  педагогов важно умение видеть процесс  становления и развития диагностической  проблематики в историческом контексте  образования и педагогики. Для  развития диагностического мышления педагогов, роста их профессионализма в области педагогической диагностики необходимо не только освоение современного опыта диагностирования, но и понимание его источников, тенденций развития, что возможно только путем изучения и освоения ее истории, сохраняющей накопленный веками опыт диагностических подходов и методов.

Вопрос о выделении истории  педагогической диагностики как  структурного подраздела диагностико-педагогических знаний был поставлен К.Ингенкампом (Германия), который в учебнике педагогической диагностики описывает исторические причины неудовлетворительного состояния аттестационной практики в Германии и Европе XX века, отмечаег ее консервативность .

В России история педагогической диагностики  до 90-х годов XX века освещалась в  отдельных публикациях или учебной  литературе в аспектах, преимущественно  связанных с тестированием и  критикой педологии.

В начале 80-х годов XX века в книге  В.С.Аванесова «Гесты в социологическом  исследовании» (1982) была приведена краткая  история тестов, введены факты  из истории применения диагностических  приемов при отборе претендентов на обучение в храмах Древнего Египта и получение чиновничьих должностей в Древнем Китае .

Вопросы истории педагогической диагностики  как относительно самостоятельного направления исследований в области  диагностической проблематики были поставлены в докторской диссертации  Е.А.Михайлычева «Теоретические основы педагогической диагностики» (1992), где  дан краткий обзор истории  развития идей и практики педагогической диагностики от фараонов до 80-х годов XX века . Позднее эти идеи получили развитие в его последующих публикациях . Существенный вклад в разработку истории педагогической диагностики был внесен монографией и докторской диссертацией Г.Ф.Карповой «Образовательная ситуация в России в первой половине XX века», в которой подробно анализировалась российская диагностическая практика в контексте экспериментальной педагогики, педологии и её запрета. Из работ последнего времени следует отметить исторический обзор применения тестов в мировой практике в книге А.А.Майорова «Теория и практика создания тестов для системы образования» (2000 г.). История тестов здесь начинается с Ф. Гальтона и Д.Кеттелла, и в фактологической части созвучна учебникам истории психологии. Особенностью этого обзора является выделение принципов разработки и применения тестов и их эволюции в процессе развития тестологии.


Информация о работе Развитие идеи диагностики советскими педагогами