Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:42, реферат
Использование накопленного отечественной педагогикой опыта в борьбе за высокую духовность и нравственность крайне необходимо в современных условиях, когда реально выросла опасность вырождения человечества в «зверочеловечество», связанная с тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных, а рыночная идеология, ориентированная на сиюминутный успех, внедряясь в интеллектуальную жизнь, способна, по мнению академика Н.Н. Моисеева, «… ввергнуть всё общество в мир абсурда».
Рациональность и духовность в предметной дидактике
Институт содержания и методов обучения РАО,
Калужский государственный
университет им. К.Э. Циолковского
Важным признаком современного образования является смещение вектора, определяющего социальные, коллективные и другие ожидания, по направлению к человеку. Если говорить о духовно-нравственных процессах, то характерное для них обращение к внутреннему миру личности проявляется, прежде всего в том, что мы стали задавать острые вопросы самим себе. Изменились не только условия жизни, изменилось в целом социальное пространство существования и функционирования человека, изменилась система его отношений, изменился он сам.
Использование
накопленного отечественной
Реальность жизни заставляет нас осмысливать тот факт, что существующая консервативная система образования даёт серьёзные сбои, а модернизация как очередной этап её реформирования, не достигла своих целей. При этом общество оказалось не готово к определению путей, средств, механизмов для решения сложных задач формирования молодого поколения с учётом новейших научных данных.
Высокие требования общества
и рынка труда к
Нам представляется, что разрешить противоречие между новым мышлением и «старой» философией поможет методология научной рациональности, обусловленная новыми научными открытиями, допускающими, в частности, значимость интуиции, иррационального мышления.
Под рациональностью в самом общем значении мы понимаем систему замкнутых и самодостаточных правил, норм и эталонов, стандартов и алгоритмов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей. Самодостаточность и замкнутость означают, что участники данной системы, принимающие и понимающие данную рациональность, считают, что этим обеспечивается достижение тех или иных осознанных или бессознательных целей без привлечения других правил, эталонов и норм. Это не исключает того, что в процессе развития, связанного с изменением целей, осуществляется определённая коррекция принятой рациональности. При этом в ней сохраняется некоторое достаточно устойчивое, стабильное ядро, которое не подвергается или почти не подвергается изменениям и модификации. Оно обеспечивает её функционирование и развитие при сохранении самоидентичности. Выделение фундаментального ядра содержания общего образования как важной составной части концепции стандартов нового поколения фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, в том числе естественнонаучного цикла, выступая при этом в качестве примера научной рациональности.
Обратимся к истории становления и развития идей рациональности.
В последнее
десятилетие феномен
В эпоху Просвещения сложилось три типа научной рациональности, которые соответствовали трём крупным этапам эволюции науки, сменявшим друг друга в рамках развития техногенной цивилизации:
1. Эпоха классической науки. В её рамках классический тип рациональности концентрирует внимание только на объекте и выносит за скобки всё, что относится к субъекту этой науки и средствам его деятельности.
2. Эпоха неклассической науки. Здесь рациональность рассматривается в контексте идеи относительности объекта к средствам и операциям деятельности, поскольку последние выступают условием получения истинного знания об объекте.
3. Эпоха постнеклассической науки. Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесённость знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.
Под влиянием научно-технического прогресса возникли новые концепции рациональности, в значительной степени вбирающие в снятом виде идеи предыдущих. Наиболее распространённая концепция рациональности принадлежит М. Веберу. Он подходит к пониманию рациональности как некой правильности, как соответствию поведения эмпирическим правилам. Согласно С. Тулмину, рациональность представляет собой логическое обоснование этических норм, способов деятельности или процедур научного исследования. Эволюция науки выступает как последовательная смена типов рациональности. Представители Московской философско-математической школы XIX века полагали, что необходим синтез опыта, слова и математики. Идеалом является точное знание и основанное на нём действие. Всё это, по их мнению, и означает «истинный рационализм» (философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей).
Чем же вызван на рубеже веков такой глубокий интерес к проблеме рациональности? По выражению известного французского философа А. Бергсона: «…жизнь выступает из берегов рассудка». Источниками знаний являются такие формы бытия, как наука, искусство, религия. Наука рациональна, искусство – это эмоции и чувства, религия – духовность. Согласно законам нелинейной динамики познание включает гармонию между «рацио», «эмоцио» и «интуицио», так как мышление осуществляется одновременно понятиями, образами и символами. Такая устойчивая системная триада, включающая аналитическое, качественное и субстанциальное начало, дает целостное познание мира. В рациональном познании работают научные методы, в эмоциональном действуют чувства, в интуитивном - дух. Таким образом, познание внешнего мира включает три взаимосвязанных компонента: восприятие ощущений, получаемых от наших органов чувств, в результате создаются чувственно-наглядные образы природных объектов и явлений; рассудок (человеческий разум); интуиция, вера.
В настоящее время техногенная цивилизация и феномен рациональности вступают в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научного поиска. Данное положение предполагает рассматривать рациональность учебно-воспитательного процесса в единстве с гуманистическими ориентирами образования как приоритетными в его развитии. Известный философ А.А. Новиков пишет: «Разумно, рационально только то, что человечно, гуманно, духовно. Подлинно рациональный, действительно разумный путь человеческого развития – это не только глубоко продуманный и рассчитано сбалансированный, но, прежде всего, нравственный путь». В этом высказывании достаточно чётко отражены гуманистические и нравственные аспекты рациональности, что соответствует помыслам современного развития общества.
Один из основателей квантовой механики Гейзенберг писал: «Значения всех понятий и слов, образующиеся посредством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены… Поэтому только путем рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине». Логика человеческих расчетов нарушается все время. Так, в микрокосмосе детерминизм становится неопределенностью и неустойчивостью (принцип Гейзенберга). Обычная логика не действует при замене одной системы понятий другой (например, замена классической физики Ньютона квантовой физикой).
Интуиция позволяет проникнуть
в сущность познаваемого. Великий
ученый и философ Э.Мах
История науки показывает, что в научном познании наблюдение и эксперимент, а также рациональное мышление сочетается с необъяснимыми прозрениями и даже снами (например, открытие структуры бензола, Периодической таблицы элементов Д.И. Менделеева).
К
понятию интуиция близко
Вера и интуиция, присущие сердцу, связаны с духовным опытом личности. То, что ум не в состоянии просчитать или логически вывести, дух может прочувствовать, пережить, предугадать. Подлинная наука возможна только в согласии рассудка и сердца, когда ум сочетается с нравственным совершенствованием сердца. Разумнее, рациональнее вера – нежели неверие. О единстве рационального и духовного говорили многие учёные и мыслители. Ум – око души, но не сила её; сила души – в сердце (Люк де Вовенарг). Великодушное сердце – лучший вдохновитель разума (Александр Бестужев).
Таким
образом, духовность меняет вектор рациональности.
Она обнаруживает резервы личностного
развития, открывая человеку заключённые
в вещах умения и знания людей. В ходе освоения
человеком этих резервов духовность перестраивается
сама: цельность внутреннего мира личности
обеспечивается теперь не его замкнутостью,
а его открытостью к практике, к деятельности
других людей, к общению с ними. Такая направленность
духа обеспечивает интенсивность и динамизм
«внутренней» жизни человека. Происходит
«одушевление» рациональности и рационализация
духовности.
Информация о работе Рациональность и духовность в предметной дидактике