Рациональность и духовность в предметной дидактике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:42, реферат

Краткое описание

Использование накопленного отечественной педагогикой опыта в борьбе за высокую духовность и нравственность крайне необходимо в современных условиях, когда реально выросла опасность вырождения человечества в «зверочеловечество», связанная с тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных, а рыночная идеология, ориентированная на сиюминутный успех, внедряясь в интеллектуальную жизнь, способна, по мнению академика Н.Н. Моисеева, «… ввергнуть всё общество в мир абсурда».

Файлы: 1 файл

Рациональность и духовность в предметной дидактике.doc

— 48.50 Кб (Скачать)
 

        Рациональность  и духовность в  предметной дидактике

                                                             С.А. Волкова,

                            Институт содержания и методов обучения РАО,

    Калужский государственный  университет им. К.Э. Циолковского 

Важным  признаком современного образования  является смещение вектора, определяющего  социальные, коллективные и другие ожидания, по направлению к человеку. Если говорить о духовно-нравственных процессах, то характерное для них  обращение к внутреннему миру личности проявляется, прежде всего в том, что мы стали задавать острые вопросы самим себе. Изменились не только условия жизни, изменилось в целом социальное пространство существования и функционирования человека, изменилась система его отношений, изменился он сам.

     Использование  накопленного отечественной педагогикой  опыта в борьбе за высокую  духовность и нравственность  крайне необходимо в современных условиях, когда реально выросла опасность вырождения человечества в «зверочеловечество», связанная с тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных, а рыночная идеология, ориентированная на сиюминутный успех, внедряясь в интеллектуальную жизнь, способна, по мнению академика Н.Н. Моисеева, «… ввергнуть всё общество в мир абсурда».

     Реальность жизни заставляет нас осмысливать тот факт, что существующая консервативная система образования даёт серьёзные сбои, а модернизация как очередной этап её реформирования, не достигла своих целей. При этом общество оказалось не готово к определению путей, средств, механизмов для решения сложных задач формирования молодого поколения с учётом новейших научных данных.

          Высокие требования общества  и рынка труда к образованности  и профессионализму, к фундаментальным  качествам личности человека, а именно, способности гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в условиях смены технологий производства и других причин, диктуют необходимость пересмотра прежних представлений об образованности и общей культуре подрастающего поколения.  Система образования ответственна за то, чтобы не сбылось пророчество известного психолога А.Н. Леонтьева о наступлении эры «обнищания души при обогащении информацией». С другой стороны, радикальные социальные преобразования, независимо от причин, их порождающих, невозможны без смены мировоззренческих позиций. Важно точно определить основные знания, «фундамент» компетенций, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться либо к самостоятельной жизни, либо к получению высшего образования. Таким образом, акцент дидактико-методических воздействий должен быть сделан на овладение самым фундаментальным, сущностным, конструктивным и «долгоживущим» содержанием, лежащим в основе качественного образования и научного миропонимания человека, которые базируются, прежде всего, на его знаниях, интеллекте, интеллектуальной деятельности.

      Нам представляется, что разрешить противоречие между новым мышлением и «старой» философией поможет методология научной рациональности, обусловленная новыми научными открытиями, допускающими, в частности, значимость интуиции, иррационального мышления.

     Под рациональностью в самом общем значении мы понимаем систему замкнутых и самодостаточных правил, норм и эталонов, стандартов и алгоритмов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей. Самодостаточность и замкнутость означают, что участники данной системы, принимающие и понимающие данную рациональность, считают, что этим обеспечивается достижение тех или иных осознанных или бессознательных целей без привлечения других правил, эталонов и норм. Это не исключает того, что в процессе развития, связанного с изменением целей, осуществляется определённая коррекция принятой рациональности. При этом в ней сохраняется некоторое достаточно устойчивое, стабильное ядро, которое не подвергается или почти не подвергается изменениям и модификации. Оно обеспечивает её функционирование и развитие при сохранении самоидентичности. Выделение фундаментального ядра содержания общего образования как    важной составной части концепции стандартов нового поколения фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, в том числе естественнонаучного цикла, выступая при этом в качестве примера научной рациональности.

     Обратимся к истории становления и развития идей рациональности.

В последнее  десятилетие феномен рациональности не только актуализировался, но и стал тем «гвоздём», вокруг которого в  настоящее время концентрируется  философская мысль. Начиная с эпохи классицизма и далее, феномен рациональности всегда был в центре внимания философов и представителей конкретных наук, в частности естествознания. Рационализм возник, прежде всего, в сфере науки, научной деятельности. В XVII – XVIII веках наука завоевала право на формирование самостоятельной целостной картины человека и природы как результата объективного исследования мира. Ценность науки и научной рациональности была в шкале приоритетов и рассматривалась в качестве одной из ценностей человеческой жизнедеятельности. Рационализм этой эпохи исходил из убеждения, что разум мыслит бытие, что «природа – мастерская, а человек в ней работник».

В эпоху Просвещения  сложилось три типа научной рациональности, которые соответствовали трём крупным этапам эволюции науки, сменявшим друг друга в рамках развития техногенной цивилизации:

1. Эпоха классической науки. В её рамках классический тип рациональности концентрирует внимание только на объекте и выносит за скобки всё, что относится к субъекту этой науки и средствам его деятельности.

2. Эпоха неклассической науки. Здесь рациональность рассматривается в контексте идеи относительности объекта к средствам и операциям деятельности, поскольку последние выступают условием получения истинного знания об объекте.

3. Эпоха постнеклассической науки. Постнеклассическая рациональность учитывает соотнесённость знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.

Под влиянием научно-технического прогресса возникли новые концепции рациональности, в значительной степени вбирающие в снятом виде идеи предыдущих. Наиболее распространённая концепция рациональности принадлежит М. Веберу. Он подходит к пониманию рациональности как некой правильности, как соответствию поведения эмпирическим правилам. Согласно С. Тулмину, рациональность представляет собой логическое обоснование этических норм, способов деятельности или процедур научного исследования. Эволюция науки выступает как последовательная смена типов рациональности. Представители Московской философско-математической школы XIX века полагали, что необходим синтез опыта, слова и математики. Идеалом является точное знание и основанное на нём действие. Всё это, по их мнению, и означает «истинный рационализм» (философское направление, полагающее разум основой познания и поведения людей).

     Чем же вызван на рубеже веков такой глубокий интерес к проблеме рациональности? По выражению известного французского философа А. Бергсона: «…жизнь выступает из берегов рассудка». Источниками знаний являются такие формы бытия, как наука, искусство, религия. Наука рациональна, искусство – это эмоции и чувства, религия – духовность. Согласно законам нелинейной динамики познание  включает гармонию  между «рацио», «эмоцио» и  «интуицио», так как   мышление осуществляется  одновременно понятиями, образами и символами. Такая устойчивая системная триада, включающая аналитическое, качественное и субстанциальное начало,  дает целостное  познание мира. В рациональном познании работают научные методы, в эмоциональном действуют  чувства,  в интуитивном - дух.           Таким образом, познание внешнего мира включает три взаимосвязанных компонента: восприятие ощущений, получаемых от наших органов чувств,  в результате создаются чувственно-наглядные образы природных  объектов и явлений;  рассудок (человеческий разум);  интуиция, вера.

    В  настоящее время техногенная  цивилизация и феномен рациональности вступают в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научного поиска. Данное положение предполагает рассматривать рациональность учебно-воспитательного процесса в единстве с гуманистическими ориентирами образования как приоритетными в его развитии. Известный философ А.А. Новиков пишет: «Разумно, рационально только то, что человечно, гуманно, духовно. Подлинно рациональный, действительно разумный путь человеческого развития – это не только глубоко продуманный и рассчитано сбалансированный, но, прежде всего, нравственный путь». В этом высказывании достаточно чётко отражены гуманистические и нравственные аспекты рациональности, что соответствует помыслам современного развития общества.

     Один из основателей квантовой механики Гейзенберг писал: «Значения всех понятий  и слов, образующиеся посредством взаимодействия между миром  и нами самими, не  могут быть точно определены… Поэтому только путем рационального мышления никогда нельзя прийти к абсолютной истине». Логика человеческих расчетов нарушается все время. Так, в микрокосмосе детерминизм становится неопределенностью и неустойчивостью (принцип Гейзенберга).    Обычная логика не действует при замене одной системы понятий другой (например,  замена классической физики Ньютона  квантовой физикой).  

      Интуиция позволяет проникнуть  в сущность познаваемого. Великий  ученый и философ  Э.Мах считает, что «в основе всякого познания  лежит интуиция, которая может относиться как к чувственно-ощущаемому, так и  наглядно-представляемому и потенциально наглядному, т.е. абстрактному». Интуиция  основана  на ассоциациях, аналогиях. К ней прибегают, когда исходной информации недостаточно для принятия решения или когда сам алгоритм допускает разветвления и, следовательно, неоднозначен. Интуиция  преобладает в реальной жизни, искусстве,   гуманитарных науках  и играет большую роль в естественных науках. В.И. Вернадский писал, что интуиция, вдохновение, воображение, является основой величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся на факты и логику. Интуитивное озарение иногда не согласуется с наличием конкретных фактов.

История науки  показывает, что в научном познании наблюдение и эксперимент, а также  рациональное мышление сочетается с  необъяснимыми прозрениями и даже снами (например,  открытие структуры бензола, Периодической таблицы элементов Д.И. Менделеева).

     К  понятию интуиция близко примыкает понятие веры.  Она представляет собой такое внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо без посредства органов чувств или логического хода мысли. Вера  есть некий целостный жизненный опыт, некое миросозерцание и система действий. Вера - акт познания синтетический, она вовлекает в свой процесс  человека целиком: волю,  мысль,  слово,  дело. Святитель Василий Великий писал, что в науках вера предшествует знанию. Вера в научном познании  предполагает   реальность  мира, закономерность его устройства и познаваемость человеком,   наличие  категорий знания (цель, качество, количество, время, пространство и др.). Последующий процесс  познания предмета веры  расширяет знание и укрепляет веру в правильности избранного пути, соединяя, таким образом, веру и знание в единое целое. Целое знание открывается только в его истории. Поэтому утверждение, что наука разрешает все вопросы, может быть основано на вере в силу науки, в научный метод, но эта вера не допускает опытной проверки. Поэтому формирование целостного мировоззрения  невозможно без веры.

     Вера  и интуиция,  присущие сердцу,   связаны  с духовным опытом  личности.    То, что ум не  в состоянии   просчитать или  логически вывести,   дух может  прочувствовать, пережить, предугадать.   Подлинная наука возможна только в согласии рассудка и сердца, когда ум  сочетается с нравственным совершенствованием сердца. Разумнее, рациональнее вера – нежели неверие. О единстве рационального и духовного говорили многие учёные и мыслители. Ум – око души, но не сила её; сила души – в сердце (Люк де Вовенарг). Великодушное сердце – лучший вдохновитель разума (Александр Бестужев).

     Таким образом, духовность меняет вектор рациональности. Она обнаруживает резервы личностного развития, открывая человеку заключённые в вещах умения и знания людей. В ходе освоения человеком этих резервов духовность перестраивается сама: цельность внутреннего мира личности обеспечивается теперь не его замкнутостью, а его открытостью к практике, к деятельности других людей, к общению с ними. Такая направленность духа обеспечивает интенсивность и динамизм «внутренней» жизни человека. Происходит «одушевление» рациональности и рационализация духовности. 
 
 
 

 

Информация о работе Рациональность и духовность в предметной дидактике