Работа классного руководителя с родителями

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Описание всех аспектов работы с родителями школьников, теория подкреплена практикой

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Работа классного руководителя с родителями. 6

1.1. Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника…..6

1.2. Основные функции деятельности классного руководителя и способы
его общения с родителями……………………………………………………..9
1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного
руководителя с родителями.................................................................................13


Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями 18

2.1. Организация и методы исследования 18

2.2. Анализ результатов исследования……………………………………20

2.3. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями……………………...24

Заключение. 26

Литература. 28

Приложения 1 30

Приложения 2 33

Файлы: 1 файл

курсач по педагогике.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

     4.Психолого-педагогическое  просвещение должно рассматриваться как  обязательное и принимать форму всеобуча родителей.

     5.Психолого-педагогическое  просвещение должно сочетать  теоретическую подготовку родителей  с практической направленностью  всех занятий, нацеленностью всех  форм и методов работы на  раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение родителей методам активного воздействия на психику ребенка.

     6.Каждое  занятие должно сопровождаться  ярким, убедительно раскрытым  с психологической и педагогической  точки зрения показом методов,  средств и приемов воспитания в той или иной семье, имеющей устойчивые положительные воспитательные результаты [6, с.68-71].

     Вовлечение  родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности [10, с.30].

     Еще одна функция работы школы и классного  руководителя с родителями – это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого-педагогической помощи учащимся (одаренным, проявляющим интерес к каким-либо формам внеурочной деятельности и т.д.). Другое направление заботы классного руководителя – это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

     Последняя функция работы школы с родителями – это взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса, школьными Советами, Советами по месту жительства и т.д. В их компетенцию входит:

     – помощи школе и классам в проведении воспитательной работы с учащимися;

     –  коллегиальное решение отдельных  вопросов жизни школы;

     –  связь с административными и  правоохранительными органами;

     –  участие в работе с родителями учащихся (проведение родительских собраний, конференций; оказание материальной помощи и правовое воздействие на родителей) [10, с.31-32].

     Таким образом, можно сказать, что данные функции способствуют  созданию нормальной воспитывающей среды  для организации школьного воспитательного  процесса.

     Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет следующие способы взаимодействия:

    • организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
    • организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
    • использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
    • разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
    • создание родительского клубы или центра в школе;
    • проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
    • уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности родителей [16, с.81].

         Таким образом, можно сказать,  что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.  
 
 
 
 

1.3. Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями

     Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145].  

     Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с классным руководителем или педагогическим коллективом. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию [6, с.82]. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы  к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в  воспитании [2, с.64-65].

          Перечислим наиболее распространённые  коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

    Родительское  собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива [8, с.117]. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [18, с.202-203]. Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:

    1. Родительское собрание должно  просвещать родителей, а не  констатировать ошибки и неудачи  детей в учебе.

    2.    Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

    3. Собрание должно носить как  теоретический, так и практический  характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

    4. Собрание не должно заниматься  обсуждением и осуждением личностей  учащихся [16, с.71].

    Т.А. Стефановская выделяет следующие виды родительских собраний:

    – собрания-беседы на воспитательные темы

    – собрания по обмену опытом воспитания детей в семье

    – собрания-консультации

    – собрания в форме круглого стола [14, 144].

    Каждое  родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания школьников. Например, о воспитании у детей сознательного отношения к учению можно провести собрание на темы: «Как помочь детям хорошо учиться», «Организация учебного труда школьника дома». На собрании обсуждаются вопросы здоровья детей, их рационального питания, организации труда и отдыха[13, с.403].

    Родительский  лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.  Тематика лекций должна быть разнообразной ,интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа» и т.д.

    Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

    Диспут  – размышление  по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

    Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

    Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Классный руководитель и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Классный руководитель проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей, привлекая учителей, специалистов, например по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения [7, 145-148]. Основным содержанием работы классного руководителя является работа с родительским комитетом, педагогическое просвещение родителей, привлечение родителей  к совместной работе по проведению праздников, дежурству по школе вместе с учащимися, по организации соревнований и т.д.

    Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д. [11, с.86].

    Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка.

    Коллективные  и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя [7, 150-156].

    Вступая на путь взаимодействия с родителями, педагоги начинают глубже осмысливать  свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой  учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей [12, с.46].

    Положительным результатом сотрудничества для  педагогов становится повышение  уважения со стороны родителей и  общества в целом, улучшение межличностных  взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей результатом взаимодействия становится лучшее отношении к школе, к учёбе, развитие учебных знаний и умений, успешное социальное положение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Практическое изучение взаимодействия учителя с родителями

2.1. Организация  и методы исследования

     С целью изучения деятельности классного  руководителя нами было проведено исследование в шестом классе средней общеобразовательной школы № 47 города Омска, чтобы выявит процесс деятельности классного руководителя с родителями.

         Данное исследование проводилось в 6а  классе, в котором насчитывается 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков. В исследовании приняло участие 10 человек (родители).

Информация о работе Работа классного руководителя с родителями