Путешествие в мир физики для шестиклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:09, реферат

Краткое описание

. Вы знаете, что в нашей школе проходит неделя физики, - науки о самых общих законах природы и одновременно одной из самых увлекательных наук. Вам предстоит изучать её только в следующем году, а вот, ученики 11-го класса изучают эту науку уже 5-ый год. И они решили приоткрыть для вас дверь в увлекательный и загадочный мир физики, показать важность физических знаний для каждого из нас.

Оглавление

I. Вступительное слово учителя физики.
II. Тематическая демонстрация занимательных опытов и их объяснение.
III. Обзор книг по физике и статей журнала “Юный техник”.
IV. Викторина.
V. Подведение итогов. Награждение победителей.

Файлы: 1 файл

Викторина по физике.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Экскурсия в мир физики для  шестиклассников. 
 
 

Цели: выявить  донаучные знания школьников, “окунуть”  в среду науки (новые незнакомые слова, приборы), развить их любознательность, показать им огромные возможности физики, заставить с нетерпением ждать  встречи с этим школьным предметом.  

ПЛАН 

I. Вступительное  слово учителя физики. 

II. Тематическая  демонстрация занимательных опытов  и их объяснение. 

III. Обзор книг  по физике и статей журнала  “Юный техник”. 

IV. Викторина. 

V. Подведение  итогов. Награждение победителей. 
 

I. Вы знаете, что в нашей школе проходит  неделя физики, - науки о самых  общих законах природы и одновременно  одной из самых увлекательных  наук. Вам предстоит изучать её  только в следующем году, а  вот, ученики 11-го класса изучают  эту науку уже 5-ый год. И они решили приоткрыть для вас дверь в увлекательный и загадочный мир физики, показать важность физических знаний для каждого из нас. 

Садясь в поезд, автомобиль, нажимая кнопку электрического звонка, включая электрическую лампу  или телевизор, наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряжённых лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин и только в сказках мечтали о различных волшебствах: гуслях-самогудах, коврах-самолётах, топорах-саморубах… 

И вот сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон, радиоприёмник. Электропила и бензопила валят лес лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолёты летают по небу. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Всё это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки и, прежде всего, физики. 

Физика - одна из самых древних наук. В 4 в. до н.э. древнегреческий  учёный Аристотель назвал так науку  о самых общих законах природы. В переводе на русский язык слово “физика” и означает “природа”. В русский язык это слово ввёл в 18 веке наш учёный М.В.Ломоносов. 

Знания физики нужны не только изобретателям и  учёным. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Ведь физика объясняет, как мы дышим и двигаемся, почему бьётся наше сердце, почему идёт дождь, дует ветер, откуда берётся энергия Солнца и т.д. Но впереди ещё много нерешённых задач. Может быть, их удастся решить вам, но для этого надо овладеть знаниями по физике. А теперь слово одиннадцатиклассникам. 

II.  Хотя вы, ребята, ещё не изучали физику, но со многими физическими  явлениями вы знакомились в  курсе природоведения, географии.  Сейчас мы вам покажем опыты,  а вы попытайтесь объяснить  их на основе имеющихся у  вас знаний. После демонстрации всех опытов мы проведём викторину, поэтому внимательно смотрите и слушайте. 

1. В стакан  налита обычная вода. Накроем  его листком бумаги и перевернём  вверх дном. Почему вода не  выливается (ведь она давит на  лист сверху)? 
 

Все тела на поверхности Земли окружены воздухом. Он только кажется нам невесомым. На самом деле атмосфера давит на поверхность Земли и нас с вами, причём, с очень не малой силой. Это явление называется атмосферным давлением. Вода из стакана не выливается, потому что снизу на неё действует сила атмосферного давления. 

2. Можно ли  бутылку из под молока поместить очищенное сваренное вкрутую куриное яйцо, чтобы оно осталось целым? В этом нам поможет атмосферное давление. Зажжём бумагу и бросим её в бутылку. Ставим на горлышко яйцо. Смотрите, что происходит: бумага погасла, яйцо провалилось в бутылку.* 

В бутылке находился  горячий воздух и  дым. Потом, когда  огонь погас, воздух стал охлаждаться  и сжиматься, а  атмосферное давление затолкнуло яйцо в  бутылку. Можно подобрать любую стеклянную бутылку с размером горлышка чуть меньше диаметра яйца. Вместо бумаги можно взять ватку, смоченную спиртом. 
 

3. Перед вами  три одинаковых стакана с водой.  Опустим в них по одной картофелине.  В 1-ом стакане картофелина  потонула, во 2-ом - плавает внутри, в 3-ем - плавает на поверхности. Почему? 

 

В первом стакане обычная  пресная вода, во втором - солёная, в  третьем - очень солёная. Чем больше соли растворено в воде, тем больше выталкивающая сила, действующая на погруженное  в неё тело. Если плотность жидкости меньше плотности тела, то тело тонет, если плотность жидкости равна плотности тела, то тело будет плавать внутри, если же плотность жидкости больше плотности тела, то тело будет всплывать. На Земле есть Мёртвое море, в котором вода такая солёная, что человек может лежать на воде, даже не двигая руками и ногами. 
 

 

4. А вот палочка,  которую можно сделать волшебной.  Для этого нужно потереть её  шерстяной тряпочкой. Поднесём  к демонстрационной линейке, установленной  на подставке из электрической лампочки. Мы видим, как деревянная линейка пришла в движение, она стремится к “волшебной” палочке. Природа этого явления - электрическая. При натирании палочки из эбонита шерстью она получила электрический заряд. Электрические заряды взаимодействуют друг с другом - притягиваются и отталкиваются. Подробнее с этим явлением вы познакомитесь в 8 классе. 

5. Мы знаем,  что вода кипит при нагревании. А можно ли заставить её  кипеть, охлаждая? Доведём до кипения  воду в стеклянной колбе, закроем  плотно пробкой, перевернём вверх дном. Вода уже не кипит. Польём колбу холодной водой (или положим снег). Вода в колбе закипела. 

При охлаждении колбы  воздух в ней стал сжиматься, его давление на поверхность жидкости уменьшилось. А при  пониженном давлении воздуха температура  кипения уменьшается. Например, высоко в  горах, где атмосферное  давление меньше, вода кипит не при 100 °С, а при 90-80 °С. Подробно с процессом кипения вы познакомитесь в 10 классе. 

6. Смочим кусок  ткани (носовой платок) некоторой  жидкостью и поднесём горящую  спичку… Пламя уже погасло,  а платок остался целым и  невредимым и, к тому же, сухим.  

Секрет  в том, что платок был смочен раствором спирта в воде. Вся энергия, выделяемая при горении спирта, ушла на испарение воды, её не хватило на то, чтобы загорелась ткань. 

7. Сможете ли  вы вынуть из башни, сложенной  из шашек, нижнюю шашку, не  прикасаясь ко всем остальным  и, чтобы башня не разрушилась? Попробуйте!  

 

А сделать это очень  просто. Нужно резко  ударить линейкой по нижней шашке… Она  вылетела из-под башни, а башня осталась целой. Результат этого опыта объясняется явлением инерции. Чтобы сдвинуть с места тело, необходимо всегда некоторое на него воздействие. Если продолжительность воздействия очень коротка, то тело не успевает изменить свою скорость. Это одно из проявлений инерции. 
 

8. Вот перед  вами красивая белая роза. Накроем  её стеклянным колпаком. Смотрите - роза стала красной! Объяснить это превращение вы сможете в следующем году, когда начнёте изучать физику.

 

  Изготовить из  фильтровальной бумаги  розу, приделать стебелёк  из проволоки,  который оклеить  бумагой, прикрепить  к нему бумажные  листочки и покрасить зелёной краской. Пропитать лепестки розы раствором фенолфталеина. Фенолфталеин очень плохо растворяется в воде, но это не важно. Будем наносить кисточкой фенолфталеиновую гущу, распределяя по лепесткам. Загодя перед демонстрацией необходимо смочить лепестки розы водой с помощью кисточки или пульверизатора. Перед накрытием розы колоколом воздушного насоса надо одним-двумя движениями смазать внутреннюю его поверхность ваткой с нашатырным спиртом. Эту красивую демонстрацию можно использовать в 7-ом классе при изучении диффузии. 

III. Итак, ребята, вы посмотрели внимательно опыты,  послушали их объяснение. И я  надеюсь, вас заинтересовала физика?…  Тем, кто хочет ещё больше  узнать о физических явлениях, применении физики в жизни,  технике, я хочу посоветовать  прочитать следующие книги. (Рекомендуются книги, имеющиеся в наличии в школьной библиотеке, соответствующие возрасту учащихся. Например, “Физика для малышей”, Л,Л,Сикорук, Педагогика, 1983 г. Статьи в журнале “Юный техник”.) 

IV. А сейчас, приглашаем вас принять участие в викторине. 
 
 

1. Что означает  слово “физика”? (Природа) 

2. Кто назвал  так науку о природе? (Аристотель), (в 4 в до н.э.) 

3. Как появилось  это слово в русском языке?  (Благодаря Ломоносову) 

4. Получится  ли опыт с перевёрнутым стаканом  с водой на Луне? Почему? (Нет. Там нет атмосферы) 

5. Где легче  плавать - в море или в реке? (В море. Там вода солёная, и вода сильнее выталкивает пловца) 

6. Можно ли  высоко в горах, например в  Гималаях, сварить вкрутую яйца  в открытом котелке? (Нет) 

7. Почему сухие дрова горят лучше, чем сырые? (При горении сырых дров часть тепла будет идти на испарение воды) 

8. В какое  время суток тень самая длинная,  самая короткая? (Вечером или утром, в полдень) 

9. Как вынуть  лист бумаги из под стакана  с водой, не прикасаясь к стакану и не разбив его? (Резким движением выдернуть лист из под стакана) 

10. Летела стрела, упала в лебеду, ищу - не  найду.  (Молния)    

                                                                                   

11. Золотая птичка  вечером в дом влетает - весь дом освещает. (Эл. лампочка) 

                  

12. Крылом не  машет, а крылатую птицу обгоняет. (Самолёт) 

13. Он в голове  у легкомысленного человека. Его  советуют искать в поле. На  него бросают слова и деньги. (Ветер) 

14. Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу. Днём она не видна. (Млечный путь) 

15. На рояль  я не похожий, но педаль имею  тоже. Кто не трус и не трусиха,  прокачу того я лихо. У меня  мотора нет, я зовусь… (Велосипед) 

16. Смело в  небе проплывает, обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? … (Самолёт) 

17. К дальним  сёлам, городам кто идёт по  городам? Светлое величество, Это… 

(Электричество) 

18. Я горячее  храню, я холодное храню. Я  и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос) 

19. В кармане моём - замечательный друг: он знает, где север и знает, где юг. Качается стрелка туда и сюда, укажет вам север и юг без труда. (Компас)

 
 

20. Без ног  и без крыльев оно, быстро  летит, не догонишь его. (Время)       

 
 

21. Стоит на  крыше верхолаз и ловит новости для нас. (Антенна) 

22. В поле лестница  лежит, дом по лестнице бежит.  (Поезд) 

 

23. Без разгона  ввысь взлетает, стрекозу напоминает. Отправляется в полёт наш весёлый… (Вертолёт) 

24. Чудо-птица,  алый хвост, полетела в стаю  звёзд. (Ракета)

25. Какой конь  землю пашет, а сена не ест? (Трактор)  
 

26. У песочных ям, у горы крутой стоит великан с железной рукой. (Экскаватор)

 

27. Покружилась  звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

 
 

28. Что за чудо-красота! Расписные ворота появились на пути. В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Информация о работе Путешествие в мир физики для шестиклассников