Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:45, реферат
Сегодня в качестве основы для взаимодействия семьи с образовательным учреждением все чаще выступает индивидуальный подход к каждому ребенку, сочетающий внимательное отношение к личности с уважением и верой в его доброе начало. Многие родители понимают, что развитие ребенка будет благоприятнее, если отношения с ним носят партнерский характер, если проявляется внимание к нуждам и интересам ребенка, если уважается его воля, а ее ограничения распространяются лишь на жизненно важные и принципиальные моменты.
По данным диагностического опроса подростков, проводимого Ульяновским областным центром профориентации в 2007 г., 62% респондентов хотят научиться управлять своей жизнью для достижения успеха, 48% из них готовы принять помощь педагогов. Позиция педагогов и родителей по этому вопросу высвечивается в результате социологических опросов педагогов школ и учреждений дополнительного образования детей, проводившихся центром профориентации в 2007 г. Среди педагогов – 65% респондентов делегируют основную нагрузку в воспитании детей родителям. Родители, в свою очередь, хотят счастья своим детям, но 80% из числа опрошенных испытывают трудности в воспитании своего ребенка и готовы получить помощь от педагогов. При этом категорически отвергают лекции и «круглые столы» как форму получения знаний о воспитании детей.
Кафедрой педагогики профессионального образования и социальной деятельности Ульяновского государственного университета разработана Программа психолого-педагогического сопровождения взаимодействия педагогов с семьей в социальном становлении детей и подростков, включающая следующие темы: «Профилактика антисоциального поведения подростков»; «Охрана прав несовершеннолетних»; «Воспитание детей в проблемных семьях: конфликтные семьи; семьи с детьми-инвалидами; семьи, имеющие детей на опеке и попечительстве»; «Психолого-педагогическая помощь родителям «трудных» подростков»; «Самопознание и творческое самоопределение подростков»; «Организация семейного досуга подростков»; «Развитие познавательных процессов у подростков»; «Формирование у подростков здорового образа жизни»; «Работа с родителями учащихся, имеющих ослабленное здоровье»; «Формирование в семье культуры общения подростка»: «Подготовка подростка к службе в Вооруженных силах Российской Федерации»; «Ребенок обучается на дому: возможности, проблемы, решения»; «Школа будущих родителей».
Конструктивное взаимодействие педагогов, родителей и обучающихся в ходе реализации Программы психолого-педагогического сопровождения взаимодействия педагогов с семьей в социальном становлении детей и подростков позволяет не только усилить адаптационное воздействие процесса подготовки обучающихся к будущей социальной, профессиональной, личной и семейной жизни детей и влиять на их успешное социальное становление, но также снять напряжение в общении с родителями при решении сложных проблем, формировать объективную потребность социального партнерства.
Понимание
системной природы процесса организации
взаимодействия педагогов с семьей создаёт
реальные предпосылки для эффективного
управления им. Современный подход к критериям
оценки эффективности управленческой
деятельности основывается на расширении
и уточнении функций управления, которые
включают: информационно-аналитическую;
мотивационно-целевую; планово-прогностическую;
организационно-
Необходимость методического обеспечения процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьей как институтов социализации личности сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность является одним из условий эффективности и одним из средств достижения качества деятельности и её результатов. Оценивая эффективность методического обеспечения процесса взаимодействия образовательного учреждения с семьей, необходимо выделить такие его разновидности, как: информационно-методическое, нормативно-методическое, технологическое, программное. Методическое обеспечение – это целая система, координирующая и интегрирующая такие сферы, как деятельность, общение и самопознание в образовательном учреждении, включающая в себя апробирование и внедрение в педагогическую практику эффективных моделей, методик и технологий, подсистему информирования, просвещения и обучения преподавателей и родителей, совместный анализ качества деятельности и её результатов, отслеживание и систематическое снятие показателей, система наблюдения и изучения деятельности по социальному становлению детей (мониторинг), обобщение и распространение эффективного опыта психолого-педагогического сопровождения процесса повышения педагогической культуры родителей.
В организации деятельности педагогического коллектива по психолого-педагогическому просвещению родителей можно выделить четыре этапа: этап предварительной работы с педагогами, ведущими просветительскую работу; этап психолого-педагогической диагностики, определяемый образовательные потребности родителей; этап непосредственного обучения (психолого-педагогического просвещения); этап анализа результатов мониторинга психолого-педагогического сопровождения взаимодействия педагогов с семьей.
Необходимым условием для осуществления мониторинга является разработка критериев эффективности взаимодействия педагогов с семьей: критерия повышения педагогической культуры и критерия удовлетворенности родителей качеством психолого-педагогического сопровождения.
Динамику критерия сформированности педагогической культуры родителей можно проследить при помощи примерной схемы анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся, разработанной в ходе исследования. Предложенная схема отражает такие аспекты, как: общая характеристика, типовое состояние семьи, стиль семейного воспитания, нарушение семейного воспитания, отношение к школе, особенности семейного воспитания; развитие познавательных интересов ребенка, оказание помощи в учении, организации домашнего и учебного труда, осознание родителями недостатков в воспитании своих детей, оказание помощи педагогу в организации учебно-воспитательной работы; недостатки семейного воспитания; причины недостатков и т.д.; переоценка воспитательных возможностей семьи; другие причины. Критерий повышения педагогической культуры родителей в исследовании оценивался с помощью методики «PARI» (Е. Шеффер и Р. Белла, адаптация Нещерет Т. В.), предназначенной для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Методика «PARI» позволила педагогам и психологам оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни, составить «портрет семьи». Результаты диагностики показали существенное повышение уровня культуры детско-родительских отношений в результате реализации Программы психолого-педагогического сопровождения взаимодействия педагогов с семьей. Количество родителей-респондентов с первым, самым высоким уровнем педагогической культуры, возросло в ходе экспериментального исследования почти в два раза, а количество родителей-респондентов с низким уровнем – уменьшилось в 2,2 раза. Количество респондентов со средним уровнем увеличилось в 1,4 раза за счет перехода их на средний уровень с низкого.
Динамику удовлетворенности родителей качеством психолого-педагогического сопровождения мы проследили с помощью методики «Удовлетворенность родителей успешностью функционирования образовательного учреждения по работе с детьми» А. В. Петровского. 83% родителей-респондентов в высшей степени удовлетворены качеством психолого-педагогического сопровождения, 17% родителей, участвующих в тестировании, положительно оценивают работу по взаимодействию образовательного учреждения с семьей. Родителей-респондентов с низким уровнем оценки данной работы – нет.
Педагогическая практика в образовательных учреждениях г. Ульяновска убедительно свидетельствует об успешности организованного психолого-педагогического просвещения как фактора развития педагогической культуры родителей.
Информация о работе Психолого-педагогическая культура родителей