Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:25, реферат

Краткое описание

Ребёнок в возрасте от 3 до 6 лет делает удивительные скачки в своём развитии. Он удивляет своих родителей проявлениями своего характера, сообразительностью, умственными способностями, логикой и многими другими вещами. Малыши становятся настоящими «почемучками». Они впитывают знания и становятся маленькими исследователями окружающего мира. Это удивительный возраст, когда ребёнок может делать первые шаги в новую жизнь. Это может быть детский сад, группы занятий с детьми, кружки, спортивные секции и пр.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 18.81 Кб (Скачать)

Психологические особенности дошкольного  возраста (3-6 лет)

Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения  и деятельности людей.

Возраст 3-4 года характеризуется самоутверждением («Я сам», «Я сам знаю»; иногда это  превращается в нарциссизм: восхваляет себя). Возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость. Ребенок нередко обзывает взрослых. Играет сам по себе (это предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры). Этап 5-6 лет отличается целым рядом  признаков.  

Среди них:

♦ Гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к ним — критический возраст для формирования способности любить другого человека.

♦ Установление отношений со сверстниками, совместные игры (сюжетно-ролевые, по правилам), включение в отношения лидерство/подчинение, которые существуют среди детей, «игры-соревнования».

♦ Развитие способностей к конструкторским играм, практического мышления.

♦ Развитие способностей к рисованию, музыкальных (понимание музыки, умение петь, танцевать), творчества.

♦ Эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами.

♦ Синкретизм мышления: проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с другом и с целым; он не способен установить связи между разными деталями ситуации, путает причины и следствия.

♦ Мышление ребенка характеризуется анимизмом (он проецирует свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки).

♦ Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным).

♦ Интерес к сказкам (они выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей).

♦ Становление воли, произвольности действий.

♦ Любознательность (в 4-5 лет дети — «почемучки»),

♦ Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному). Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний благодаря воображаемой ситуации). Активизируется изобразительная деятельность ребенка (детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния). Между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности заметно явное соотношение. (Л. С. Выготский рассматривает рисунок ребенка как своеобразную речь, средство осмысления и выражения своих переживаний и знаний.)

♦ Появляется способность вступать в диалоги с другими людьми (к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка). Формируется и эгоцентрическая речь (она сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия), которая затем перерастает во внутреннюю.

♦ Ребенок начинает оперировать понятиями (в 3-5 лет слова, как ярлыки, заменяющие предметы или действия; к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия).

♦ Развивается мышление на дооперациональном уровне (Пиаже), происходит постепенный переход к операциональному уровню.

♦ Появляется интерес к половым органам, к рождению детей. Это фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года). Складывается и преодолевается эдипов комплекс (в 5-6 лет), формируется совесть — цензор моральных суждений.

♦ Первые проявления инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.

В этот период отмечается множество новшеств:

♦ У ребенка впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. (Пиаже показал, что в этом возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все окружающее ребенка, в том числе и явления природы, — результат деятельности людей: «Луну сделали космонавты».) Складываются первичные морально-этические понятия (что такое хорошо и что такое плохо).

♦ Рождается соподчинение мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям).

♦ Становление произвольного поведения (стремление управлять собой и своими поступками).

♦ Проявление личного сознания (самооценки). Ребенок начинает понимать, что может не все, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

♦ Готовится к школе, что проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения. Это результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель его психического, умственного, эмоционального и социального развития.

♦ Обнаруживается произвольность поведения: умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам.

♦ Появляется мотивация к учебе (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость.

♦ В интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, формирование основного словарного запаса, развитие речи и наглядно-образного мышления; наличие фонематического слуха, способностей к обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительно-двигательная координация (способность управлять движениями руки и пальцев).

♦ В личностной и социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.

♦ В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого — потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает.

Развитие  малыша от 3 до 6 лет 

Ребёнок в возрасте от 3 до 6 лет делает удивительные скачки в своём развитии. Он удивляет своих  родителей проявлениями своего характера, сообразительностью, умственными способностями, логикой и многими другими  вещами. Малыши становятся настоящими «почемучками». Они впитывают знания и становятся маленькими исследователями  окружающего мира. Это удивительный возраст, когда ребёнок может  делать первые шаги в новую жизнь. Это может быть детский сад, группы занятий с детьми, кружки, спортивные секции и пр.

Физическое  развитие ребёнка  от 3 до 6 лет

Средние показатели развития ребёнка:

Возраст Рост  мальчиков Рост  девочек Масса тела мальчиков Масса тела девочек
3 года 95,5 –  99,1 см 90,1 –  97,5 см 12,6 –  16,9 кг 12,5 –  16,0 кг
4 года 97,1 –  107,4 см 98,8 –  107,6 см 14,5 –  20,1 кг 15,1 –  19,9 кг
5 лет 103,9 –  114,8 см 104,4 –  114,2 см 16,5 –  21,0 кг 16,0 –  22,7 кг
6 лет 110,3 –  121,2 см 109,3 –  122,1 см 18,7 –  24,5 кг 17,7 –  25,1 кг
 

Развитие  речи ребёнка от 3 до 6 лет 

В этом возрасте совершенствуется, как развитие собственной  активной речи, так и понимание  речи взрослых. Часто у детей дошкольного  возраста есть одна особенность –  они не могут до конца выслушать  собеседника. Многие родители иногда сталкиваются с подобной проблемой, особенно в  процессе воспитания и непосредственно  во время индивидуальных занятий. Малышу иногда так хочется выразить своё мнение, что часто просто не может это контролировать. Не волнуйтесь, равенство в общении хорошо осознаётся во время разговоров со сверстниками. Когда ребёнок больше общается с детьми своего возраста, они практически учат друга друг друга говорить и самое главное слушать. В процессе диалогического общения ребёнку часто необходима помощь, поэтому старайтесь подсказывать ребёнку, как правильно выразить свою мысль. Дефицит диалогического общения со сверстниками и взрослыми может принести трудности в будущем т. к. это часто влияет на возможности строить диалог. Не забывайте чаще разговаривать с малышом.

Умственные  способности ребёнка  от 3 до 6 лет 

Ребёнок любит  и хочет учиться, он начинает думать! Каждым родителям важно понимать, что этот возраст прекрасно подходит для умственного развития своего ребёнка, но также важно не переусердствовать. Адекватные по времени занятия принесут огромную пользу, а вот их избыток  может отрицательно повлиять на психику  ребёнка и самое главное вызовет  у него нежелание учиться. Очень  интересно как дети начинают фантазировать. Это обычно происходит ближе к  возрасту 5 лет. Малыш может сам  строить идеи, например, по поводу происхождения  Земли или удивить вас какой-то своей гипотезой. Ребёнку важно  упорядочить и объяснить то, что  он знает. Развитие мышления, конечно  прочно связано с развитием речи. Объясняя что-то ребенку, не забывайте  по возможности подкреплять объяснения практическим опытом. Основной вид  мышления в этом возрасте – образный.  

 

Информация о работе Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет)