Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:24, реферат
Целью: настоящего реферата является сбор литературных данных по теме «Развивающее обучение (60-е-90-е гг. ХХв)».
Задачи:
Выявить технологии организации развивающих видов деятельности
школьников, современные подходы к теории личностно-развивающего обучения;
Рассмотреть соотношение обучения и развития в педагогике, уровни развития ребенка;
Выделить концепции развивающего обучения;
Охарактеризовать основные концепции развивающего обучения.
Указанный механизм раскрыт в концепции мотивации достижений, объясняющей активность обучения. В ней интерпретирована связь между побуждением успеха (избегания неудачи) и трудностью самой задачи. При решении любой задачи активизируется соответствующая потребность, которая включает определенную диспозицию мотива достижения успеха и мотива избегания неудачи. Побуждение к деятельности определенного уровня зависит от субъективной вероятности успеха. В процессе обучения ученик воспринимает цель деятельности в виде "нормативного уровня", характеризующегося качественными и количественными параметрами, соотнося ее со своими возможностями, оценкой ситуации, субъективной вероятностью достичь успеха и избежать неудачи. В результате формируется личный стандарт исполнения деятельности, или уровень притязаний, включающий субъективные качественные и количественные характеристики, которым должен, по мнению ученика, удовлетворять будущий результат его деятельности. В итоге формируется потребность достижений, т.е. предрасположенность к принятию в будущей деятельности максимально высокого личного уровня исполнения. Чем выше потребность достижений, тем более сложные задания будет выбирать ученик. Потребность достижений выступает центральным психическим регулятором учебной деятельности и стержнем внутренней мотивации.
Другой важный психологический механизм, обеспечивающий научение, раскрыт в концепции самоактуализации А. Маслоу. В данной концепции раскрыт феномен самоактуализации, обусловленный активностью у человека мотива личностного роста. Чем более интересную и творческую деятельность осуществляет ученик, тем более удовлетворяется его мотив роста (т.е. стремление человека повысить свои знания, продуктивность), но в отличие от других потребностей в данном случае удовлетворение ведет не к насыщению потребности, а к увеличению мотивации. Таким образом, "включение" мотива роста создает устойчивую мотивацию на обучение.
В значительной степени формирование мотивационных установок у ребенка в учебном процессе обусловлено поведением педагога, стилем его управления. Его задача - формировать у ученика веру в свои силы и, как следствие, - максимально высокую потребность достижения, что в значительной степени обусловливает самостоятельность и самоорганизацию личности ребенка. Учитель должен максимально обеспечить интерес урока и соответственно мотивацию учеников.
В результате психологических исследований была выделена группа учебно-познавательных мотивов, т.е. специфических мотивов, направленных на усвоение научной информации и учебных навыков. Учебно:познавательные мотивы имеют определенную динамику формирования. Выделяются, по крайней мере, три уровня их развития:
Важнейшим моментом в развитии мотивации является переход с одного уровня на другой. А.К. Маркова охарактеризовала взаимосвязь динамики мотивации с возрастом школьников:
Учебно-познавательные мотивы выступают как личностные новообразования процесса обучения. Учебные программы, способы и формы должны соответствовать уровню учебно-познавательных мотивов и способствовать превращению их в устойчивые мотивы самообразования и саморазвития.
Современная
психология дает богатый материал для
научного обоснования процесса обучения.
Целый ряд феноменов обучения
раскрыт в концепциях когнитивной
психологии, например, в теории сценариев
(скриптов), которая заключается в том,
что учащийся усваивает информацию в виде
стереотипных организованных единиц (скриптов),
отражающих формальнологическую последовательность
событий. Однако, заучивая и осваивая информацию,
ученик "создает" новые сценарии
последовательностей, которые
затем играют роль регуляторов его поведения.
Таким образом, создается новое для субъекта
знание, которое становится внутренним
мотивом деятельности учения.
7.Замков Л. В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.
8.Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.
9.Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1990.
11.Зинченко В. П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М., 1994.
12Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
13.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 1977.
14.Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.
15.Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. - М., 1989.
16.Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее образование. - М., 1981.
17.Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999
18.Возрастная и педагогическая психология. 2-е изд. / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
19.Выготский Л.С. Детская психология. Ч. 2: Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. М., 1984. Т. 4.
20.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
21.Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
22Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
23.Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. С. 9-97.
24.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии //Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1981.
25.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение // Психологические основы развивающего обучения. М., 1996.
26.Субботина Л.Ю. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. //Педагогическая психология. С. 361-368.
Информация о работе Психологические основы развивающего обучения