Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 17:48, реферат
Каждое речевое высказывание, каждый акт порождения или восприятия речи многосторонне обусловлен. С одной стороны, имеется целый ряд факторов, влияющих на то, какое содержание будет выражено в высказывании (говоря о содержании, мы имеем в виду не только семантику, но и такие особенности высказывания, как его модальность и т. д.). Это факторы, прежде всего психологические. С
Понятие речевой деятельности
Рецепция и продуцирование
Память и виды памяти
Мотивация
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Факультет иностранных языков
Кафедра «Лингводидактики и межкультурной коммуникации»
Реферат по «Теории обучения иностранным языкам» на тему:
«Психолингвистические основы обучения иностранным языкам»
Выполнила: студентка 5 курса группы 5.1.
Сергеева А.В..
Проверила: доцент,Михайлова А.Е.
Москва, 2011
Содержание:
I Понятие речевой деятельности
Каждое
речевое высказывание, каждый акт
порождения или восприятия речи многосторонне
обусловлен. С одной стороны, имеется
целый ряд факторов, влияющих на
то, какое содержание будет выражено
в высказывании (говоря о содержании,
мы имеем в виду не только семантику,
но и такие особенности
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т. е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.
Мне бы хотелось остановиться на понятии деятельности вообще, как оно выступает в работах школы Л. С. Выготского. Деятельность определяется здесь как «сложная совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем данной деятельности, т. е. тем, в чем конкретизуется та или иная потребность субъекта». Из этого определения ясен целенаправленный характер деятельности: она предполагает некую заранее поставленную цель (она же при успешности акта деятельности является ее результатом) и мотив, обусловливающий постановку и достижение данной цели.
Вторая
отличительная черта
"Мыслит не мышление, мыслит человек", - писал в одной из своих работ великий психолог Л.С. Выготский. Так же точно пишет не рука, говорит не язык, слушает не ухо. Человек как целостный субъект психической деятельности, как личность использует свои речевые (в широком смысле) навыки и умения в жизни для решения встающих перед ним проблем. И быть, скажем, грамотным нужно не столько для того, чтобы получить аттестат зрелости, сколько для того, чтобы стать полноценным человеком среди других людей, реализоваться полностью.
К основным видам речевой деятельности относятся:
Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.
II Рецепция и продуцирование
По направленности осуществляемой человеком речевой деятельности на прием или выдачу речевого сообщения виды РД определяются как рецептивные (т. е. основанные на процессах восприятия, «рецепции») и продуктивные. Посредством продуктивных видов РД (говорение, письмо) человек осуществляет создание и выдачу речевого сообщения. Посредством рецептивных видов РД (слушание, чтение) осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения. Эти две пары видов РД отличаются между собой по способам их психофизиологической организации. При осуществлении рецептивных видов РД функционируют прежде всего слуховой и зрительный анализаторы, в продуктивных же – задействованы в основном речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Соответственно, рецептивные виды РД во многом определяются состоянием и особенностями слухового и зрительного восприятия, а продуктивные – состоянием и уровнем развития двигательной сферы.
'Рецептивные' и 'продуктивные навыки' – языковые знания и навыки, необходимые для распознания сообщения и для порождения высказывания соответственно. Для понимания информации в тексте и на слух необходимо знание большего языкового материала по сравнению с продуцированием сообщений. Поэтому весь языковой материал (лексический, грамматический) усваивается рецептивно, т.е. с целью понимания звучащей речи и речи в графике, и часть его – продуктивно, т.е. для порождения речевых высказываний.
Рецептивные умения:
1. Понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации.
2. Понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные лексические единицы и языковые средства.
3. Извлекать из прочитанного нужный факт или событие.
4. Прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением в парной или групповой работе.
Продуктивные умения:
1. Использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения.
2. На основе текста писать реферат или небольшой доклад для выступления в классе.
3. Участвовать в проектной работе по известной теме.
III Память и виды памяти
По мнению АА. Леонтьева, речевая память человека не является пассивным хранилищем сведений о языке. Это динамическая (подвижная) функциональная система. Кроме того, существует постоянное взаимодействие между процессом приобретения речевого опыта и его продуктом. Другими словами, получая новую информацию речевого плана, человек не только перерабатывает ее, но и перестраивает всю систему своего речевого опыта. Это позволяет считать речевую деятельность достаточно сложной самоорганизующейся системой. В центре внимания психолингвистики находится именно организация и механизмы речевой деятельности и поведения человека, а также особенности их становления и функционирования.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является
важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.
Существует несколько основных подходов в классификации памяти:
Классификация видов памяти
по характеру психической
Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.
IV Мотивация
Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.
Согласно Л.И. Божович, мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность».
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность.
Учебная мотивация побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений.
Учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.
Необходимым условием для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности является возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.
В методике принято выделять следующие уровни самостоятельной работы:
1) воспроизводящий (копирующий);
2) полутворческий;
3) творческий.
Воспроизводящий уровень самостоятельной
работы очень важен при изучении
иностранного языка, поскольку он лежит
в основе других её уровней, и он
«ответствен» за формирование произносительно-лексико-
Список использованной литературы:
Информация о работе Психолингвистические основы обучения иностранным языкам