Психогимнастика и психодрама

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.

Оглавление

1. Психогимнатиска. Содержание психогимнастики.
2. Формы психодрамы.
3. Фазы психодрамы.
4. Задачи техник.
Вывод.

Файлы: 1 файл

Психокоррекция.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

    протагонист вступает в сеанс, не будучи готовым  к ролевой игре. Здесь задача режиссера- максимально реализовать стадию разогрева для достижения обычных для нее целей. Используются вербальные и невербальные приемы.

   Ненаправленный  разогрев может быть сфокусированным и специфическим. В этом случае протагонист входит в сеанс, будучи готовым иметь дело с определенной темой. Нет необходимости тщательно проходить стадию разогрева, но это не значит, что режиссер может немедленно перейти к стадии действия. Следует провести короткий разогрев, так как такие протагонисты часто перевозбуждены и требуется некоторый период для их "остывания". Затем начинается действие. В других случаях протагонист вступает в сеанс подготовленным к участию в ролевой игре, но определенная тема не называется. Во втором случае ключи для начала сцены действия надо подобрать, и это должен сделать режиссер.

   Во  время разминки члены группы выполняют ряд несложных упражнений, облегчающих в дальнейшем исполнение определенных ролей в психодраме. Во время разминки участники психологически и физически раскрепощаются, снимают излишнюю напряженность и тревожность, настраиваются на игровые роли. Разминка может проводиться в виде словесных или телесных упражнений или в форме комбинации тех и других. Ее задачи: стимулирование спонтанности участников, ослабление страха, тревоги и беспокойства, снятие защиты, создание соответствующей эмоциональной атмосферы.

   Для решения этих задач используются различные вспомогательные приемы: дискуссии, живые скульптуры, импровизации, разыгрывание сказок, фантастических ситуаций и т.д.

   С помощью разминки в группе создается  атмосфера, побуждающая участников действовать спонтанно и идти на риск для создания чувства доверия и безопасности.

   Разминка  особенно полезна в тех случаях, когда члены группы сопротивляются исследованию предложенной им темы и  стесняются первыми брать на себя роль протагониста. Она помогает участникам настроиться на занятие, познакомиться друг с другом, снижает уровень их тревожности. Разминка может быть вербальной или невербальной.

   Невербальные  разминки косвенно помогают участникам преодолевать свое сопротивление открытому разговору о чувствах и проблемах. Физические действия служат целям активизации участников. Для того чтобы помочь им вспомнить детские впечатления, которые могут иметь отношения к воспроизведенным в психодраме конфликтам, предлагается такое упражнение: членам группы раздают карандаши и бумагу и просят, чтобы каждый своей, обязательно "нерабочей" рукой написал о своих впечатлениях, относящихся к тому времени, когда он только учился писать. Каракули, выходящие из-под непривычной к письму руки, могут расслабить действие взрослой психологической защиты.

   После разминки начинается подготовка психодраматического  действия. Кто-либо из членов группы рассказывает о своей жизненной проблеме, касающейся сферы человеческих отношений, такой, какую он хотел бы решить в группе "здесь и теперь".

   Эта проблема становится основной темой  или сюжетом психодрамы. Рассказчик обрисовывает суть проблемы, называет ее реальных участников в жизни, характеризует  их, описывает их поведение в проблемной ситуации, включая и собственное. Затем между членами группы, согласившимися стать участниками психодрамы, распределяются роли тех людей, которые в жизни участвуют в проблемной ситуации и между которыми складываются непростые взаимоотношения. В распределении ролей участвует сам автор проблемы. Для исполнения каждой роли он подбирает тех, кто более всего подходит по своим внешним данным и поведению.

   Иногда  тема выбирается исходя из предварительного знакомства с членами группы или  обстоятельств, которые выявились  в ходе разминки. Когда специфика  ситуации становится ясной, протагониста просят, чтобы он рассказал ситуацию достаточно подробно, а потом разыграл ее.

   Протагонист обставляет сцену с помощью подручных  средств так, чтобы она максимально  соответствовала воспроизводимому событию. Для этого в помещении, где разыгрывается психодрама, должен быть богатый выбор возможностей. В классическом варианте стулья в помещении расставляются так, как это делается для зрителей в театре. Лучше, чтобы это было подобие амфитеатра (с полукруглой многоярусной сценой), имеющее частично отгороженное пространство и балкон.

   2-я  фаза психодрамы представляет собой собственно психодраматическое действие, когда импровизированно воссоздаются и проигрываются в ролях реальные проблемные жизненные ситуации.

   Чаще  всего автор проблемы играет роль самого себя. Проблемная ситуация проигрывается с разных сторон и различными способами для того, чтобы лучше понять и осознать суть самой проблемы, найти наиболее разумный способ ее решения. В ходе психодраматического действия клиент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства.

отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить  эти процессы помогает целый рад  приемов: "зеркало", "двойники", другие "Я", "монолог", "диалог", "построение будущего", "проба  реальности" и др.

     3-я  фаза - обсуждение, или интерпретация, - является завершающей. Когда действие закончено, протагонист и остальные члены группы приступают к его анализу. Начинается он обычно с высказываний клиентов, не принимавших непосредственного участия в психодраматическом действии: о своих впечатлениях, о собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникли у них во время разыгрывания ролевых ситуаций. Здесь также предоставляется обратная связь протагонисту, происходят анализ и интерпретация психодраматического действия, затем высказываются вспомогательные "Я", которые говорят о своих чувствах, о своем видении ситуации, о тех переживаниях, которые возникли у них во время разворачивания психодраматического действия. Затем слово предоставляется протагонисту, и завершает обсуждение психолог со своим видением проблем клиента. Сначала участникам предлагается рассказать о чувствах, которые вызвала у них психодрама, о том, какое отношение, на их взгляд, она может иметь к каждому из них. После обсуждения эмоциональных реакций члены группы переходят к более конкретному обсуждению психодраматического действия, чтобы помочь протагонисту извлечь из него пользу.

     Фаза  обсуждения обычно состоит из двух частей: ролевой обратной связи; идентификационной  обратной связи.

     В ролевой обратной связи партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями. Благодаря вербальной фиксации чувств, пережитым им в разных ролях, протагонист видит себя и свое поведение совершенно в другом ракурсе, чем если бы он вспоминал или рассказывал о случившемся только со своей позиции.

     В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение. Например, обычно молчаливый участник группы просит слова и сообщает, сколь сильна была его идентификация с протагонистом в детской сцене. В его детстве случилось нечто подобное, только ревновал он не к своему младшему брату, а к старшей сестре, которую выделял среди них двоих отец. Однажды он не смог больше смотреть, как ее балуют, и тоже убежал из дома. После того как этот участник группы закончил описание своей идентификации с протагонистом, другой участник группы рассказывает о своем сильном переживании в детской сцене.

     Идентификация также является важной информацией  об участниках группы. Отчет об идентификационном  переживании может облегчить  зажатому человеку выход его собственной проблематики. Кроме того, психосоматические реакции, достаточно часто возникающие у зрителей в фазе игры, при идентификационной обратной связи быстро исчезают. В выраженных случаях затруднения симптомоносителей должны быть проработаны в психодраме. Как только собственная, зачастую давно минувшая, идентификационно-специфическая конфликтная ситуация проигрывается и у протагониста происходит катарсис, психосоматические нарушения сменяются чувством освобождения и разрядки.

     На  этой стадии решаются следующие задачи:

·     де-ролинг - выход из роли, которую протагонист играл во время действия, происходит в форме короткой дискуссии, процесса выражения чувств и обмена ими со стороны протагониста и получения обратной связи;

·    эмоциональная стабильность - как часть процесса выхода из роли рассматривается восстановление эмоциональной стабильности после окончания действия;

·    комфортное состояние - этому ощущению способствует понимание того, что кто-то старается разделить с тобой твои сложности. Зачастую просто способность объективно оценить свою ситуацию сама по себе усиливает ощущение комфортности. В крайнем случае, режиссер должен помочь протагонисту понять, что его трудности не так уж необычны, что многие люди сталкиваются с подобными или еще более сложными проблемами;

·    способность понимать себя - увеличение в клиенте способности понимать себя, свое поведение, свое воздействие на окружающих - эту задачу режиссера выделяет подавляющее большинство участников психодраматических сеансов. Обычно это проходит в ходе интерпретации, даваемой режиссером.

     Основным  правилом стадии обсуждения служит отсутствие действия. Используются словесные приемы, такие как обмен чувствами, обсуждение или анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Задачи  техник

    Задачи  психодрамы:

    1. Творческое  переосмысление собственных проблем и конфликтов.

    2. Выработка  более глубокого и адекватного  самопонимания клиентом.

    3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.

      Психогимнастика включает в себя три части, характеризующиеся самостоятельными задачами и собственными методическими приемами:

    1.      Подготовительную.

    2.      Пантомимическую.

    3.      Заключительную.

      Задача  «Психогимнастики» состоит в том, чтобы развить и откорректировать различные стороны психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы), – ребенка и обыкновенного, и имеющего психические отклонения.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Выводы 

   Психогимнастика как невербальный метод групповой  работы предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимики; позволяет клиентам проявлять себя и общаться без помощи слов. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого - познание и изменение личности клиента.

   В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: СФЕРА, 2002 Г. 510 С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психогимнастика и психодрама