Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:53, дипломная работа
Актуальность: Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях. Жизненное самоопределение проявляется в первую очередь в осознании смысла и цели жизни. Видный отечественный ученый-психолог Н.И. Шевандрин отмечает, что смысл жизни – это значение жизни для конкретного человека, это осознание своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание, это осознание того, для чего человек живет. Цель жизни – это осознаваемый конечный результат, к которому человек стремится в своей жизнедеятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Традиционно под самоопределением личности понимают сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях. Жизненное самоопределение проявляется в первую очередь в осознании смысла и цели жизни. Видный отечественный ученый-психолог Н.И. Шевандрин отмечает, что смысл жизни – это значение жизни для конкретного человека, это осознание своей жизни как цельного процесса, имеющего направленность, преемственность и содержание, это осознание того, для чего человек живет. Цель жизни – это осознаваемый конечный результат, к которому человек стремится в своей жизнедеятельности. [19, 267]
Профессиональное становление личности должно начинаться еще со школьной скамьи, где подрастающий человек всерьез задумывается о будущей своей деятельности, определяя этим, круг своих интересов и объем знаний, необходимых для достижения цели. Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии.
Однако нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, молодой человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Кроме того, педагогу и школьному психологу следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию.
Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их способностей, интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно спланировать учебный процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, его отношением к труду также дают возможность педагогу составить определенное мнение о личности школьника. В то же время более пластичные, латентные или скрытые формы изучения интеллектуально-личностных характеристик могут оказаться неиспользованными, тогда как нередко именно они способствуют выявлению той или иной направленности личности, предопределяющей ее развитие и профессиональное становление.
Это и определило проблему нашего исследования.
Цель работы: оптимизировать формы и методы подготовки старших школьников к серьезной трудовой деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс подготовки старших школьников к осознанному и наиболее удачному выбору будущей профессии.
Предметом исследования является совершенствование содержания, форм и методов профориентационной деятельности педагогов и психологов в процессе подготовки школьников к вступлению в трудовую деятельность.
Все это и определило следующие задачи исследования:
- проверить
критерии эффективности
- определить
пути и средства
- экспериментально проверить усовершенствованные приемы и методы работы со старшими школьниками по подготовке их к выбору будущей профессии путем тестирования и анкетирования.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, изучение опыта школьных практических психологов учителей старших классов по данной проблематике, анкетирование, эксперимент.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что представленные результаты и методические рекомендации могут быть использованы студентами педагогических вузов и студентами психологических факультетов в их будущей работе со старшими школьниками в профориентационной сфере.
Новизна данной дипломной работы заключается в выявлении сущности, специфики, содержания, форм, методов организации профориентационной работы в старших классах и создание на этой основе системы воспитательных мероприятий.
Гипотеза исследования – профориентационная работа в старших классах будет более эффективна, если:
На защиту выносятся:
Структура ВКР- работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, в тексте имеются рисунки и таблицы.
Информация о работе Профориентация во внекласной работе учителя математики