Профилактическая работа по нравственному, правовому воспитанию обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на разных ступеня

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 16:56, доклад

Краткое описание

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Файлы: 1 файл

Проф.работа по нравственному, правовому воспитанию обучающихся.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Доклад на тему:

Профилактическая работа по нравственному, правовому воспитанию обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на разных ступенях обучения.

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    2013-2014г.

 

Введение

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

 В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:

  • необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения
  • степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина. 
     Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

  Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.

В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в 1-м классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.

Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности подростка отводится детской организации. В организации  работы в коррекционной школе следует исходить из концепции Л.С. Выгодского о социальной коррекции личности аномального ребенка. За период существования различных детских организаций определились многообразные формы деятельности учащихся школьного возраста. Это сборы, общешкольные  линейки, летние оздоровительные лагеря, походы, военно-спортивная игра «Зарница». То, что в процессе урока воспринимается как учебный материал, требующий «заучивания», в системе внеклассной работы, облекаясь в игровые формы, становится для умственно отсталых учащихся ситуативно оправданной нормой поведения. Очень показательно в этом плане использование применительно к условиям коррекционной школы элементов военно-спортивной игры «Зарница». В ролевой игре они учатся соблюдать определенные правила поведения, выполнять «приказы» старших, действовать строго в соответствии с полученной инструкцией и т. д. Понятие о таких моральных качествах, необходимых каждому человеку, как воинский долг, воинская дисциплина, товарищеская взаимопомощь, в игре становится для учащихся более доступным, а полученные на уроках знания находят конкретное подкрепление.

Значительная роль в деле правового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы отводится работе школы и общественности с семьей. Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода. В разобщенности влияний, в несогласованности методов заключена главная причина многих неудач в воспитании детей и подростков.

Особо важно обеспечить в организации внеучебной деятельности школьников преемственность между школьными и внешкольными методами воспитательной работы. Вся эта деятельность должна быть организована по принципу «школа — центр и организатор воспитательной работы».

Опыт показывает, что наличие знаний у школьников с нарушением интеллекта далеко не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям поведение. Поэтому большую роль в осмыслении учащимися прав и обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с умственно отсталыми подростками учителю требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких детей и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.

 

В своей работе я, как воспитатель, ориентируюсь на партнерство, сотрудничество, содружество. В ходе взаимодействия даю возможность высказать свою точку зрения, в классе идет диалог, стараюсь отдавать инициативу детям, не повторять их ответы, “литературно” обрабатывая их мысль, ориентирую на методическое соавторство. Ребенок имеет право на ошибки, так как ошибка рассматривается как новый вопрос для класса. Воспитывая, не требую невозможного и не сокрушаюсь о непоправимом! Применяя этот стиль отношений, я избегаю “сюсюканий”, инфантилизации процесса общения. Исключаю как малоперспективную модель авторитета силы, безграничной власти, диктата, а также насмешки, снисходительности, разрушительного злорадства и др.

 

Для построения продуктивных отношений детей друг с другом, формирования коллектива, познания состояний “вместе”, резонанса ощущений самочувствия души, рождения дружбы, товарищества, братства, референтности коллектива организую систематическую содержательную воспитательную работу, предполагаю использование в учебной и внеклассной работе форм общения в диадах, триадах, групповых, классных форм и т.д.; помогаю в поиске друга, реализации симпатий детей; использую игровые, театрализации-импровизации, деловые игры, обучающие многим социальным навыкам, сотрудничеству. В своей работе обращаю внимание на подбор материала, рассчитанного на развитие творчества, использование личного опыта, вариантов правильных ответов детей,целенаправленно концентрирую внимание и интерес детей к внутреннему миру другого - его мыслям, знаниям, формам деятельности, учу видеть состояние товарища, воспитываю терпимость, дружелюбие, умение открыто, но интеллигентно выражать свои чувства. Считаю важным научить детей входить в положение другого, думать о том влиянии, как их поведение или слова могут оказать на товарища. В этом плане большое значение имеют наблюдения, рассматривание рисунков, фотографий. Организация детей в защиту экологии за чистоту города, водоемов, организация походов детей по историческим местам, организация спортивных мероприятий, посвященных "Дню здоровья", спартакиада "Быстрее, выше, сильнее". Беседы: "Я и семья", так же "Я и сверстники", "Я и школа", "Я и полиция". 

Особую роль я отвожу занятиям чтения, где дети вместе со мною поднимаются до понимания добра и зла, терпимости, дружбы. При прослушивании рассказов, сказок, стихов ребенок получает необходимые элементы человекознания. Вспомогательными средствами обучения общению являются рисование, музыка, движение.

 

Считаю важно научить ребенка постигать самого себя, сравнивать себя с собой вчерашним, увидеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности, манеры поведения, узнать черты характера. Например, Наиль - мальчик неряшливый, несобранный, у него недостаточно сформированы простейшие навыки самообслуживания. Проводя индивидуальную беседу, стараюсь показать ему, что его внешний облик  непривлекателен для других и требует улучшения.

    

       Педагогический процесс коррекционного воспитания должен характеризоваться ярко выраженной развивающейся тенденцией. Необходимое условие и источник развития – трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.

 

         Напрмер, во время организации ОПТ (генеральная  уборка) и я, как воспитатель, и  дети столкнулись с такой проблемой - практически полным отсутствием  трудовых навыков: дети не умели  мыть полы, парты, выжимать тряпку. Сразу было видно, что детей в семье к такому труду не приучают.

         Сейчас  мы преодолели эту трудность, и выполненная детьми посильная  работа доставляет детям  чувство  удовлетворения.

 

         Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни. Занятие должно обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать занятие или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если при любом виде деятельности царит духовная общность  между воспитателем и детьми.

         Данные  педагогические требования я  стараюсь выполнять ежедневно. После  обеда у меня всегда остается 10 минут времени для непринужденной  беседы с детьми о родителях, о доме, об их желаниях.

        Эти  беседы дают детям положительный  заряд на последующие режимные  моменты: самоподготовку, занятие по  интересам и т.д.

    В нашей школе  ежемесячно проводятся заседания "Совета профилактики школы", где рассматриваются персональные дела учащихся, нарушителя порядка, осуществляется контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, состоящих на профилактическом учете в школе и в ПДН, рассматриваются конкретные поведенческие ситуации.

           В профилактике правонарушении имеет место заседания КДН.

           В плане профилактики правонарушений особое место занимает

организация досуговой  деятельности, занятость учащихся в секциях

и клубах, как в школе, так и вне ее. Учащиеся школы активно вовлекаются во внеклассную досуговую деятельность.

          Правовое воспитание учащихся - проведены беседы, а так же проводились индивидуальные беседы о правилах поведения школьников, их

соблюдению, режиме обучения.

           Работа с семьёй. Постоянно под контролем классного рук, воспитателя

семьи неблагополучные и те учащиеся и их родители, которые состоят

на учёте. С ними проводится индивидуальная работа ,беседы.

           Дни здоровья и спортивные соревнования, проводимые в школе в это

время являются важной формой работы за здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Б.П. Пузанов, «Правовое обучение и воспитание учащихся                                       старших классов вспомогательной школы»

2. Т. В. Кислицына,  Организация нравственно-правового обучения и воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

3. «Профилактика противоправного поведения школьников»: пособие для педагогов общеобразовательных  учреждений / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009

 


 



Информация о работе Профилактическая работа по нравственному, правовому воспитанию обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на разных ступеня