Профессиональное просвещение как направление профориентационный работы

Автор: Маришка Соловьева, 22 Октября 2010 в 22:38, реферат

Краткое описание

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

марина.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

     Чтобы работа педагога ДО по профпросвещению  имела положительные результаты, она должна проводиться умело  и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых  страна и общество испытывают недостаток, педагогу ДО нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться педагогу ДО в работе по профпросвещению, – связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы педагога ДО в этой области можно выразить так [4, c. 98]:

  • профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
  • в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
  • профессиональное просвещение школьников должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
  • ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

     Урок  – основная организационная форма  учебно-воспитательного процесса в  школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению. Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

     Значительное  место в работе педагога ДО по профпросвещению  занимают беседы. Их можно посвящать  ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся [20, c. 28].

     Ознакомление  учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

     1. Общие сведения о профессии:

     Краткая характеристика отрасли народного  хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и  перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

     2. Производственное содержание профессии:

     Место и роль профессии в научно-техническом  прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

     3. Условия работы и требования профессии к человеку:

     Санитарно-гигиенические  условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

     4. Система подготовки к профессии:

     Пути  получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии. 

     4. Профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования 

     В широком смысле слова профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

     Можно выделить три этапа в работе педагога ДО по профконсультации [7, c. 98]:

     1. Подготовительная  профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

     2. Цель завершающей  профконсультации  – оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8–11 классах проводят педагоги ДО совместно с учителями школы.

     3. Уточняющая профконсультация  нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

     На  каждом из этих этапов профконсультация школьников педагогом ДО носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача педагога ДО состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

     На  втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

     Для проведения психолого-педагогической консультации педагоги ДО используют данные предварительной профдиагностики  личности школьников. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.

     Отдельные профессии предъявляют повышенные требования к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеванию.

     В том случае, если после сопоставления  медицинского и психолого-педагогического  обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему [9, c. 20].

     Третий  этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе – помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью педагога ДО учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

     Профессиональная  консультация для учащихся по форме  проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной. 

     5. Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования 

     Для простоты и удобства все основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО можно представить  в виде таблицы (табл. 1). Чтобы лучше  понять сущность каждого принципа, выделяются «золотая середина» (сам принцип) и «крайности», между которыми этот принцип находится. Главная проблема понимания и реализации этого принципа – не доводить принцип до крайности, не извращать его. 

     Таблица 1. Основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО

Крайности «Золотая  середина» Крайности
1. Узкая  специализация 1. Многообразие форм и методов работы 1. Хаос, бессистемность, следование методическим модам
2. Морализаторство 2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов 2. Безнравственность
3. Идеализация предшествующего опыта 3. Преемственность в работе, сохранение лучших традиций 3. Отрицание предшествующего опыта
4. Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши проблемы 4. Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе 4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы
5. Самоизоляция 5. Профессиональное содружество 5. Потеря профессионального самоощущения
6. Пессимизм, отчаяние 6. Вера в успех, в свои возможности 6. Излишня самоуверенность
7. Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом 7. Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость 7. Утеря специфики принципов
 

     6. Заключение

     Подготовка  подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности педагога дополнительного образования.

     Роль  педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагог дополнительного образования помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

     И в то же время профессиональная ориентация содействует рациональному распределению  трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями  личности и потребностями народного  хозяйства в кадрах определенных профессий.

     Профессиональная  ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема. 

 

      Содержание 

1.    Введение

2. Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования

3.   Профессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного образования

4. Профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования

5. Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования

Информация о работе Профессиональное просвещение как направление профориентационный работы