Автор: Маришка Соловьева, 22 Октября 2010 в 22:38, реферат
Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.
нет
Чтобы
работа педагога ДО по профпросвещению
имела положительные
Урок
– основная организационная форма
учебно-воспитательного
Значительное место в работе педагога ДО по профпросвещению занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся [20, c. 28].
Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии:
Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2. Производственное содержание профессии:
Место
и роль профессии в научно-
3. Условия работы и требования профессии к человеку:
Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии:
Пути
получения профессии, курсы, техникумы,
вузы; связь профессиональной подготовки
с учебой и трудовой деятельностью
в школе; уровень и объем профессиональных
знаний, умений и навыков, необходимых
для получения начального квалификационного
разряда по данной профессии; перспективы
профессионального роста; где можно продолжить
ознакомление с профессией; что читать
о профессии.
4.
Профессиональная консультация
учащихся педагогом
дополнительного образования
В широком смысле слова профконсультация – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Можно выделить три этапа в работе педагога ДО по профконсультации [7, c. 98]:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации – оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8–11 классах проводят педагоги ДО совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
На каждом из этих этапов профконсультация школьников педагогом ДО носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача педагога ДО состоит в том, чтобы направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.
Для
проведения психолого-педагогической
консультации педагоги ДО используют
данные предварительной
Отдельные
профессии предъявляют
В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора профессии и рекомендовать ему другую профессию. При этом нежелательно сделать так, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему [9, c. 20].
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе – помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью педагога ДО учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.
Профессиональная
консультация для учащихся по форме
проведения может быть коллективной,
групповой и индивидуальной.
5.
Основные организационные
принципы профориентационной
работы педагога дополнительного
образования
Для
простоты и удобства все основные
организационные принципы профориентационной
работы педагога ДО можно представить
в виде таблицы (табл. 1). Чтобы лучше
понять сущность каждого принципа,
выделяются «золотая середина» (сам принцип)
и «крайности», между которыми этот принцип
находится. Главная проблема понимания
и реализации этого принципа – не доводить
принцип до крайности, не извращать его.
Таблица 1. Основные организационные принципы профориентационной работы педагога ДО
Крайности | «Золотая середина» | Крайности |
1. Узкая специализация | 1. Многообразие форм и методов работы | 1. Хаос, бессистемность, следование методическим модам |
2. Морализаторство | 2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов | 2. Безнравственность |
3. Идеализация предшествующего опыта | 3. Преемственность в работе, сохранение лучших традиций | 3. Отрицание предшествующего опыта |
4. Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши проблемы | 4. Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе | 4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы |
5. Самоизоляция | 5. Профессиональное содружество | 5. Потеря профессионального самоощущения |
6. Пессимизм, отчаяние | 6. Вера в успех, в свои возможности | 6. Излишня самоуверенность |
7. Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом | 7. Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость | 7. Утеря специфики принципов |
6. Заключение
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности педагога дополнительного образования.
Роль педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагог дополнительного образования помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.
И
в то же время профессиональная ориентация
содействует рациональному
Профессиональная
ориентация – это государственная по
масштабам, экономическая по результатам,
социальная по содержанию, педагогическая
по методам сложная многогранная проблема.
Содержание
1. Введение
3. Профессиональное просвещение школьников педагогом дополнительного образования
4. Профессиональная консультация учащихся педагогом дополнительного образования
5. Основные организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного образования
Информация о работе Профессиональное просвещение как направление профориентационный работы