Профессиональная компетентность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:14, лекция

Краткое описание

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности

Файлы: 1 файл

Термин проф-компетентность.doc

— 70.00 Кб (Скачать)
  1. Учитель начинает видеть, что его не понимают
  2. Учитель видит, что именно не понимают. 
  3. Учитель осознает, почему его не понимают. 
  4. Учитель видит , что нужно сделать, и делает так, чтобы его поняли. 
  5. Учитель способен добиться понимания за минимальное время. 
  6. Добиваясь понимания за минимальное время, учитель одновременно развивает творческие возможности учащихся.

Рассмотрим классификацию, разработанную И.А. Зимней.

Компетенции

Содержание  компетенции

Социокультурная компетенция

  • межкультурное взаимодействие;
  • языковое и речевое развитие, овладение культурой родного и иностранного языков;

Компетенция личностного  самосовершенствования и саморазвития

  • самосовершенствование, саморегулирование и саморазвитие;
  • социальная, личностная и деятельностная рефлексия;

Информационно-технологическая  компетенция

  • овладение компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации;
  • применение современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности учителя иностранного языка

Таким образом, компетентность учителя – это  синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Нормальная  организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил: 
первое
– определение целей урока; 
второе – уточнение типа урока; 
третье – уточнение вида урока; 
четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями; 
пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

Цель  обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний.

Цель  воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

– воспитание патриотизма; 
– воспитание интернационализма; 
– воспитание гуманности; 
– воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду; 
– воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; 
– воспитание дисциплинированности; 
– воспитание эстетических взглядов.

Цель  развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся:

интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

Типы уроков:

первый  тип – уроки изучения нового учебного материала; 
второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков; 
третий тип – уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; 
четвертый тип – комбинированные уроки; 
пятый тип – уроки контрольные (уроки учета и оценки знаний и умений)

В своей практической деятельности мы можем пользоваться такими видами уроков, как:

а) урок-лекция; 
б) урок-беседа; 
в) киноурок; 
г) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 
д) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 
е) ) урок практических работ; 
з) урок-экскурсия, виртуальная экскурсия; 
и) урок-семинар; 
к) дидактическая игра; 
л) анализ ситуаций; 
м) устный опрос; 
н) письменный опрос; 
о) контрольная работа; 
п) зачет.

Четвертое правило – это  выбор методов  и приемов обучения. В рамках теории развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого), принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречия в учебном процессе и предмете). К таким методам относятся:

  1. Метод монологического изложения (монологический метод).
  2. Метод диалогического изложения (диалогический метод).
  3. Метод эвристической беседы (эвристический метод).
  4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод).
  5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод).
  6. Метод программированных исследований (программированный метод).

Следующее правило организации  урока – это  определение структуры  урока. Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. Поскольку в основе структуры традиционного урока лежит цель деятельности только самого преподавателя (опросить, объяснить, закрепить и дать учащимся задание), то не возникает достаточных условий для реализации идей и принципов развивающего обучения. Главное – традиционная структура урока не дает преподавателю возможности применять разнообразные формы, методы и средства обучения.

Известно, что  всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации новых знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:

  1. Актуализация прежних знаний.
  2. Формирование новых понятий и способов действия.
  3. Формирование умений и навыков.

Чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить  уроки в интересной форме. А это достигается  применением интересных средств обучения, созданных самим преподавателем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно-познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов.

Информация о работе Профессиональная компетентность