Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:02, контрольная работа
Германия не только первой в истории педагогики начала профессиональную подготовку учителей для общеобразовательной школы, когда открылась первая в Европе учительская семинария, но и первой (1812) открыла курсы подготовки учителей общеобразовательной школы при Берлинской королевской школе глухонемых для обучения детей с особыми образовательными потребностями. В России подготовка педагогов-дефектологов (сурдопедагогов и логопедов) началась в С.-Петербурге в 1898 г. также с открытия постоянно действующих годичных курсов.
. Профессиональная деятельность
и личность педагога
системы специального образования
«Чем ниже уровень психического
развития ребенка, тем выше должен быть
уровень образования учителя», — писал в начале ХХ в. известный
немецкий педагог-дефектолог П. Шуман.
Германия не только
первой в истории педагогики начала профессиональную
подготовку учителей для общеобразовательной
школы, когда открылась первая в Европе
учительская семинария, но и первой (1812)
открыла курсы подготовки учителей общеобразовательной
школы при Берлинской королевской школе
глухонемых для обучения детей с особыми
образовательными потребностями. В России
подготовка педагогов-дефектологов (сурдопедагогов
и логопедов) началась в С.-Петербурге
в 1898 г. также с открытия постоянно действующих
годичных курсов. Но прежде понадобилось
боле двух столетий практической педагогической
деятельности энтузиастов, среди которых
были не только педагоги, но и врачи, лингвисты,
священнослужители, чтобы стала понятной
необходимость дополнительной, Специальной
профессиональной подготовки учителя,
обучающего ребенка с отклонением в развитии.
Сегодня многие высшие
учебные заведения предлагают программы
профессиональной подготовки педагогов-дефектологов
и специальных психологов. Так, в США действует
национальная система (сеть) подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
учителей для специального образования,
насчитывающая более 230 программ. В западноевропейской
системе педагогического образования
помимо программ подготовки специальных
психологов и педагогов в университетах
существует обязательная подготовка учителя
общеобразовательной школы по специальной
педагогике (минимальный курс — 100—120 часов), которую
должен пройти каждый будущий учитель.
В России к концу
ХХ в. насчитывалось около 30 подразделений
(факультетов, кафедр) в педагогических
университетах, предлагавших программы
подготовки в основном по двум специальностям
«логопедия» и «олигофренопедагогика»
с преобладанием специальности «логопедия».
Одновременно
в системе специального образования России
работают более 200 тыс. педагогов, из которых
(кроме столичных городов) лишь около 10%
имеют образование педагога-дефектолога
(для сравнения: в европейских странах
и США 95—98% работающих с детьми с особыми
образовательными потребностями имеют
диплом педагога-дефектолога).
Как и обычные
дети, ребенок с особыми образовательными
потребностями имеет право на получение
квалифицированной педагогической помощи,
которую может оказывать только специально
подготовленный педагог-дефектолог. Для
успешной педагогической деятельности
в структуре специального образования
абсолютно недостаточно обычной педагогической
подготовки.
Профессиональная деятельность
педагога-дефектолога выходит за рамки
традиционной учительской деятельности,
тесно взаимодействуя и переплетаясь
с различными видами социально-педагогической,
реабилитационной, консультативно-
Современное
педагогическое образование содержит
широкий спектр соответствующих педагогических
специальностей:
тифлопедагогика — с получением квалификации
педагога слепых и слабовидящих (тифлопедагог);
сурдопедагогика — с получением квалификации
педагога глухих и слабослышащих (сурдопедагог);
олигофренопедагогика — с получением квалификации
педагога для работы с лицами, имеющими
различные виды и формы нарушений умственного
развития от незначительных до самых тяжелых
(олигофренопедагог);
логопедия — с получением квалификации
логопеда;
специальная дошкольная педагогика — с квалификацией педагога
для работы с детьми дошкольного возраста
с отклонениями в развитии.
Для обеспечения
лиц с ограниченными возможностями здоровья
и жизнедеятельности психологическим
сопровождением готовятся психологи по
специальности специальная психология.
В педагогических
колледжах можно получить специальность
воспитателя дошкольного или школьного
(школы-интерната) специального образовательного
учреждения для детей с особыми образовательными
потребностями.
Приобретение
этих педагогических специальностей позволяет
работать с разными категориями лиц, имеющими
отклонения в развитии в пределах данной
типологической группы, начиная с дошкольного
возраста и заканчивая социально-педагогической
работой со взрослыми. Многочисленные
специализации в рамках той или иной специальности
позволяют оказывать квалифицированную
коррекционно-педагогическую помощь детям
и взрослым с комбинированными нарушениями.
Педагоги-дефектологи
работают в специальных образовательных
учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях
профессионального образования), в психолого-медико-социальных,
реабилитационных, консультативно-диагностических
центрах, психолого-медико-
Особенно возрастает
потребность у образовательных учреждений
общего назначения в специальных психологах
и педагогах-дефектологах в условиях развития
интеграции и дифференцированного подхода
к обучающимся в массовом образовательном
учреждении. Для педагога-дефектолога
(особенно олигофренопедагога) в силу
специфики его профессионального образования
не составляет труда компетентно организовать
процесс обучения и воспитания детей в
классах коррекционно-развивающего и
компенсирующего обучения, особенно тогда,
когда учитель массовой школы сам испытывает
затруднения в обучении детей с признаками
школьной дезадаптации. Педагог-дефектолог
получает для этого глубокое и разностороннее
образование. Системообразующим критерием
комплекса научных и практических знаний
педагога-дефектолога выступает антропологический
принцип. Этот принцип определяет отбор
и интеграцию всех необходимых знаний
о человеке и его социализации в норме,
а затем и при отклонениях в развитии в
контексте специальной педагогики, с последующей
внутридисциплинарной конкретизацией
применительно к той или иной специальной
предметной области (например, олигофренопедагогика,
сурдопедагогика и т.д.), самые общие представления
о которых изложены в разделах I и III настоящей
книги.
Педагог-дефектолог — это человек с особым
складом души, деятельный, инициативный,
энергичный, уверенный в успешном результате
своей профессиональной деятельности,
доброжелательный и тактичный. Для него
характерна гуманная оценка роли человека
в современном мире, в том числе и человека
с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Профессиональное
мировоззрение педагога-дефектолога является
результатом осмысления и личностной
оценки процессов, происходящих в социальной
и духовной жизни и влияющих на место и
роль людей с особыми образовательными
потребностями в жизни общества.
Оптимизм профессионала
проявляется в его социально активном
отношении и к субъекту педагогического
воздействия (ребенку или взрослому с
ограниченными возможностями), и к нормальному
большинству общества — среде, в которую должны
включаться воспитанники педагога-дефектолога,
и к себе самому как активной личности
и решающему фактору положительных перемен
в жизни людей с проблемами.
Профессиональный опыт педагога-дефектолога
обеспечивает ему квалифицированную профессиональную
деятельность в различных коллективах,
социальных группах — учащихся, воспитанников и их родителей,
студентов, коллег, молодежных групп, конфессиональных
и общественных (в том числе родительских)
организаций, обществ, объединений и др.
Сферами профессиональной,
деловой компетенции педагога-дефектолога
являются: профилактическая работа, педагогическая
диагностика и консультирование, специальное
педагогическое просвещение, участие
в психологической и психотерапевтической
помощи, образовательная и социально-педагогическая
деятельность, организация и руководство
образованием, преподавание в вузе или
среднем специальном педагогическом учебном
заведении, научно-исследовательская
деятельность в области специальной педагогики.
Педагог-дефектолог
никогда не ограничивается рамками своих
должностных обязанностей. Сфера его профессиональной
деятельности такова, что ему часто приходится
быть инициатором и активным участником
социальных акций милосердия, благотворительности,
защиты прав лиц с ограниченными возможностями
жизнедеятельности.
Педагог-дефектолог
учится всю жизнь. Он развивает и совершенствует
свой профессиональный опыт и щедро делится
им с коллегами, единомышленниками, родителями
детей с ограниченными возможностями.
Профессиональная
деятельность педагога-дефектолога относится
к числу тех, которые сопряжены с профессиональными
вредностями, оказывающими отрицательное
влияние на состояние здоровья. В связи
с этим существуют противопоказания к
данному виду труда для тех, кто имеет
отклонения в состоянии здоровья и значительное
несоответствие личной психограммы профессиональной
психограмме педагога-дефектолога. Труд
педагога-дефектолога предъявляет повышенные
требования к состоянию здоровья органов
зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой
и иммунной систем.
Необходимы физическая
выносливость, высокая сопротивляемость
инфекционным заболеваниям, устойчивое
психическое здоровье; при наличии нарушения
слуха должна быть обеспечена его полная
компенсация в социальном плане (речь,
мышление, общение). Специалистам и, безусловно
логопедам, необходимо иметь правильную
речь и бездефектное произношение звуков.
Важнейшие черты
профессионального характера педагога-дефектолога — доброта, ответственность,
оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность,
увлеченность своей работой, верность
жизненным интересам людей с ограниченными возможностями
жизнедеятельности, уважение и любовь
к своим воспитанникам, профессиональная
честность и порядочность.
Немного найдется
профессий, результаты деятельности в
которых приравнивались
бы к чуду. Когда, словно по волшебству,
отступают трагизм и безысходность жизненной
перспективы для ребенка и его семьи, когда
ребенок может жить нормальной детской
жизнью — играть и учиться, общаться
с родителями и дружить со сверстниками,
выступать на школьной сцене, мастерить
и рисовать, готовиться быть взрослым,
нужным своей стране человеком.
Профессиональная
деятельность педагога-дефектолога сродни
тому чуду, о котором написано в Новом
Завете:
«Привели к Нему глухого
косноязычного и просили Его возложить
на него руку.
Иисус, отведши
его в сторону от народа, вложил персты
свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка
его;
И воззрев
на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа»,
то есть «отверзись».
И тотчас
отверзся у него слух, и разрешились узы
его языка, и стал говорить чисто...
И чрезвычайно
дивились и говорили: все хорошо делает:
И глухих делает
слышащими и немых — говорящими» (Новый Завет
//От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).