Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 07:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании.
Объект исследования – воспитание школьников.
Предмет исследования – методы и средства семейного воспитания, методы взаимодействия семьи и школы.
Задачи:
- изучить теоретические основы данной проблемы;
- раскрыть основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания;
- исследовать психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы: рассмотреть педагогическую поддержку в воспитании, и изучить роль классного руководителя в воспитании школьника
Введение
Глава I: Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1 Понятие семейного воспитания
1.2 Содержание воспитания
1.3 Методы и формы семейного воспитания
1.4 Педагогическая поддержка семьи
1.5 Взаимодействие семьи и школы
Глава II: Практические методики диагностики семейного воспитания
2.1 Методика идентификации детей с родителями (опросник А. И. Зарова)
2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»
2.3 Опросник «Мера заботы»
Заключение
Список использованной литературы
Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом. Как строить педагогический диалог? Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребёнок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Когда ребёнок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Ещё важно соблюсти равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – всегда активный субъект самовоспитания. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
Помимо диалога
для внушения ребёнку ощущения родительской
любви необходимо выполнять еще
одно чрезвычайно важное правило. На
психологическом языке эта
Дистанция, которая
стала преобладающей во взаимоотношениях
с ребёнком в семье, непосредственно
зависит от того, какое место занимает
деятельность воспитания во всей сложной,
неоднозначной, подчас внутренне противоречивой
системе различных мотивов
1.2 Содержание воспитания
Содержание воспитания
в семье обусловливается
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительской заботы.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.
Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени.
Но для этого
нужно долго и упорно трудиться
на ниве воспитания. Для родителей
семейное воспитание — процесс сознательного
формирования физических и духовных
качеств детей. Каждый отец и каждая
мать должны хорошо понимать, что они
хотят воспитать в своем
Семейное воспитание
в педагогике понимается как управляемая
система взаимоотношений
В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном
типе отношений родителей к ребенку
А.С. Макаренко выделял две
2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными.
Попустительский
тип отношения А.С. Макаренко называет
«авторитетом любви». Суть его заключается
в потакании ребенку, в погоне
за детской привязанностью путем
проявления чрезмерной ласки, вседозволенности.
В своем стремлении завоевать
ребенка родители не замечают, что
воспитывают эгоиста, человека лицемерного,
расчетливого, умеющего «подыгрываться»
к людям. Это, можно сказать, социально
опасный способ отношений с детьми.
Педагогов, проявляющих такое
3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.
Дети видят
в родителях образец
1.3 Методы и формы семейного воспитания
Методы воспитания
детей в семье — это пути
(способы), с помощью которых
• влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности,
• выбор методов
зависит от педагогической культуры
родителей: понимания цели воспитания,
родительской роли, представлений о
ценностях, стиля отношений в
семье и.т. д. Поэтому методы семейного
воспитания несут на себе яркий отпечаток
личности родителей и неотделимы
от них. Сколько родителей — столько
разновидностей методов. Например, убеждение
у одних родителей — мягкое
внушение, у других - угроза, крик. Когда
в семье отношения с детьми
близкие, теплые, дружеские, главный
метод — поощрение. При холодных,
отчужденных отношениях, естественно,
превалируют строгость и
Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.
Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.
Выбор и применение
методов родительского
1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Многие родители не знают, какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. По данным социологических исследований (1997), 86% юных правонарушителей ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.
2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.
3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.
4. Педагогическая
культура родителей оказывает решающее
влияние на выбор методов, средств, форм
воспитания. Замечено издавна, что в семьях
педагогов, образованных людей дети всегда
лучше воспитаны. Следовательно, учить
педагогику, овладевать секретами воспитательного
воздействия вовсе не роскошь, а практическая
необходимость.[14, с. 204] «Педагогические
знания родителей особенно важны в тот
период, когда отец и мать являются единственными
воспитателями своего ребенка... В возрасте
от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная
жизнь детей в решающей мере зависит от...
элементарной педагогической культуры
матери и отца, которая выражается в мудром
понимании сложнейших душевных движений
развивающегося человека», — писал ВЛ.
Сухомлинский.[17, с. 22]
Информация о работе Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы