Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:56, доклад
Проблема воспитания детей, не имеющих родителей, в современном обществе стоит очень остро. И ее решение зависит не только от того обеспечены ли эти дети материально, созданы ли для них комфортные условия проживания в детских домах, приютах или интернатах, но и от того подготовлены ли они к самостоятельной жизни, к выполнению социальных ролей в обществе.
Появившись на свет, малыш сразу попадает в мир социальных отношений – отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, гражданина, друга, коллеги, жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Среда, в которой живет, растет, развивается ребенок, оказывает существенное влияние на освоение им социальных ролей
Проблемы ролевой социализации детей-сирот
А.А.Гришкова
Майкоп
Проблема воспитания детей, не имеющих родителей, в современном обществе стоит очень остро. И ее решение зависит не только от того обеспечены ли эти дети материально, созданы ли для них комфортные условия проживания в детских домах, приютах или интернатах, но и от того подготовлены ли они к самостоятельной жизни, к выполнению социальных ролей в обществе.
Появившись на свет, малыш сразу попадает в мир социальных отношений – отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей. Это роль семьянина, политика, гражданина, друга, коллеги, жителя села, города и т.д. Осваивая эти роли, человек социализируется, становится личностью. Среда, в которой живет, растет, развивается ребенок, оказывает существенное влияние на освоение им социальных ролей. От того, в каких отношениях с окружающей средой он находится, зависит какой станет личность, какие ценности будут ею интернализированы, какие социальные установки сформированы, какой социальный опыт будет усвоен.
Дети, живущие в семье с родителями, бабушками, дедушками, общаясь с родственниками, друзьями семьи, впитывают с молоком матери присущие семье традиции, нормы взаимоотношений, усваивают особенности быта, приучаются к нормам и образу жизни, принятым в семье. Представления ребенка о том, как он должен вести себя, относится к тем или иным жизненным событиям формируются у него на основе реальных жизненных наблюдений, в процессе взаимодействия с агента социализации, восприятия произведений искусства, освоения продуктов материальной культуры, под влияние средств массовой информации и других источников (Ю.М. Резник, 2003).
Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации имеют иную иерархию, чем для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи, ограничен и состав агентов социализации. Для него наиболее значимыми агентами социализации выступают коллектив, сверстники, воспитатели детского дома и т.д. В результате ограниченного круга общения и взаимодействия, процесс освоения социальных ролей не происходит естественным путем, что осложняет их социальную адаптацию в будущем. Поэтому у детей-сирот необходимо целенаправленно и последовательно формировать представления о той или иной социальной роли.
Под социальной ролью понимается объективное предназначение человека в жизни, продиктованное социальным генезисом. В социальной роли человек проявляется целостно, синергетически, в единстве чувств, сознания, отношения и поведения (Н.М. Таланчук, 1996). Такие представления у детей – сирот часто бывают искажены. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок создает свой образ реализации той или иной роли, который не всегда совпадает с реальностью.
Отсутствие естественных для ребенка-сироты контактов (семья, друзья, соседи и т.п.) приводит к тому, что образ той либо иной социальной роли создается у него на основе противоречивой информации, получаемой им из разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка-сироты о социальных ролях являются средства массовой информации и мнения сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзионный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей членов семьи, но и других ролей. Все это формирует у детей, воспитывающихся в социальных приютах и детских домах, ложное представление о своей социальной роли как сироты. В результате эта роль очень часто реализуется ими в течение всей их жизни (Ф.Бридж, 2008). Важно подчеркнуть, что речь идет не об отдельных ролях или их случайном наборе, а о системе социальных ролей. Система социальных ролей определяется, в свою очередь, системой социумов и их ценностей (Н.М. Таланчук, 1996).
Дети попадают в сиротские учреждения в результате различных жизненных обстоятельств. Одна категория детей - это те, которые никогда не видели своих родителей. В этом случае доминирующее влияние на освоение и формирование ими социальных ролей оказывают только окружающие их люди: воспитатели, воспитанники, сверстники и т.д.
Другая категория - дети, которые потеряли родителей. У этих детей имеется определенный, иногда совсем небольшой, опыт взаимоотношений в семье, что позволяет им сохранять к ней добрые отношения, воспоминания иногда излишне идеализируя все, что с ней связано.
К третьей категории относятся дети, родители которых живы, но лишены родительских прав. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут в ней. Дети понимают всю сложность жизни в такой семье, в которой условия не допустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, желание вернуться к ним, создают особые условия, при которых они ищут оправдания поведению своих родителей, что приводит к формированию искаженного впечатления об окружающих людях. Эти дети стремятся побывать в семье, несмотря на то, что с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой - они ощущают, что у них есть все-таки родители, то есть те люди, которые хотя бы словом могут выразить свое отношение к ним.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. Именно не возможность воспроизведения семьи и семейных ролей в детском доме составляет основную проблему при организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях интернатного типа. К сожалению приходится констатировать, что детей-сирот, выпускников образовательных учреждений, подготавливают к выполнению отдельных социальных ролей, а не их системы. В результате, дети практически не готовы или плохо готовы к выполнению эгосферных ролей (Я-сфера), которые, в конечном счете, “выражают меру самостоятельности и жизнеспособности” человека (Н.М. Таланчук, 1996).
Особую трудность для воспитателей представляет работа, направленная на усвоение ребенком-сиротой роли семьянина: отца, матери, мужа, жены, создание условий для неискаженного представления о семье: взаимоотношениях, обязанностях, ответственности каждого члена. Но и освоение других ролей – процесс не легкий. Отношение заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны стать основными средствами воспитания, обеспечивающими процесс становления социальности ребенка в таком образовательно-воспитательном учреждении.
Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет им окружающий социум и готовности ребенка к этим отношениям.
В связи с ограниченностью социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, которые приняты в социальном окружении ребенка, регулирующем требования к нему, и в значительной степени, влияющие на формирование его личности. Воспитанник детского дома воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в данном типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве одной из таких норм выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в определенной степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для их адекватного социального развития.
Трудности социализации могут быть связаны и с тем, что внутри социума наблюдается "размытость" образов ролевого поведения (например, стираются границы между представлениями об уверенности и агрессивном поведении, между мужским и женским образом жизни).
Это происходит в связи с тем, что сама организация жизнедеятельности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребенка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей, что отмечалось учеными еще в 80-х годах прошлого столетия.
Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют "быть сиротой", т.е. надеяться на покровительство, обладают "выученной беспомощностью", не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
Наиболее серьезным следствием сиротства, по мнению Е.А.Ануфриева (1984), является утрата "базового доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др., что в свою очередь сдерживает процесс становления субъектности личности, достижения ею социальной зрелости.
Таким образом, в учреждениях интернатного типа должны быть созданы условия позволяющие повысить эффективность освоения детьми-сиротами реальных социальных ролей, что позволило бы им проявлять социальную активность, адекватно воспринимать социальную реальность, сознательно конструировать свою жизнь. Решение проблем воспитания детей-сирот, проживающих в условиях учреждений интернатного типа, должны стать приоритетными для научно-педагогической общественности.
Сведения об авторах
ФИО (полностью) |
Гришкова Анастасия Александровна |
Место работы (без сокращений) |
ГОУ СПО МГГТК А |
Ученая степень, Ученое звание |
аспирант
кафедры педагогики и |
Должность |
социальный педагог |
Почтовый адрес с индексом (куда отправить сборник) |
|
Телефоны |
8 - 9284269266 |
,
Информация о работе Проблемы ролевой социализации детей-сирот