Проблемные ситуации как один из эффективных методов в обучении говорению на ИЯ в средней школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 17:27, реферат

Краткое описание

Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.

Файлы: 1 файл

тезис проблемное обучение.docx

— 24.30 Кб (Скачать)

Проблемные ситуации как один из эффективных  методов в  обучении говорению на ИЯ в средней школе.

 

Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные  блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком. Только личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная  и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике, стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка.

Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок, положительными моментами которого могут стать активизация  развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной  лишь памятью».

Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Психическое существует, прежде всего, как процесс и вне процесса его нет. Само мышление -это процесс непрерывного взаимодействия человека с объектом познания и включает анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Внешние воздействия на результаты процесса мышления определяются, преломляясь через внутренние условия мышления: мотивацию, личностные особенности субъекта, ценностные ориентации и установки, способности, прошлый опыт. Следовательно, чтобы организовать собственную мыслительную деятельность школьника, надо создать и соответствующие внешние условия.[1]

      Психологи  признают, что начало и источник  творческого мышления — это  проблемная ситуация. Она вызывает  познавательную потребность как  внутреннее условие. Через познавательную  потребность преподаватель может  управлять процессом усвоения  учащимися новых знаний.[2]

Современная концепция обучения иностранным языкам имеет гуманистическую направленность, отражающую индивидуальный подход к обучаемым, самостоятельную работу в процессе обучения, максимальную реализацию творческих замыслов преподавателя. Методическим стандартом в настоящее время является коммуникативно-направленный метод обучения иностранным языкам. Ситуативность -один из важнейших принципов коммуникативно-ориентированного обучения. Следовательно, процесс обучения должен иметь ситуативную основу с целью усиления мотивов говорить, читать, слушать или писать на иностранном языке.

Ситуативность как принцип означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. В связи с этим целью обучения следует считать не язык, что уместно при филологическом образовании в специальном ВУЗе, и не речь, как «способ формирования и формулирования мысли» (Н. А. Зимняя), и даже не просто речевую деятельность - говорение, чтение, аудирование или письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения. Применительно к говорению это означает, что оно совместно с паралингвистикой (мимика, жесты) и праксемикой (движение, позы) служит средством осуществления устной формы общения. Сказанное определяет важнейшее исходное положение: обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках речевых ситуаций, нельзя.[3]

Важным принципом коммуникативного метода обучения является создание так называемого естественного учебного общения. Рассматривая среднюю школу, мы должны учитывать все приоритеты данного звена, индивидуализируя общение в соответствии с возрастом учащихся. На данном этапе развитие общения со сверстниками приводит к необходимости овладения разными средствами общения, в первую очередь речевыми. Следовательно, стоит учитывать необходимость осуществления целенаправленной деятельности по развитию коммуникативных навыков.

Средний школьный возраст (11-15 лет) является связующим звеном между периодом детства и периодом взрослости. Данный период, согласно Леонтьеву является самым сложным в жизни школьника. Основной особенностью данного возраста является взросление ребенка, изменение его взглядов на окружающий мир и приоритетов, формирование нового отношения к личностной, учебной, познавательной и развлекательной сферам.[4, c.83]Появляется мотивация к учению. У школьников наблюдаются изменения в развитии памяти. Она приобретает отдельный и логический характер. Таким образом, учебная деятельность характеризуется стремлением к саморазвитию и самообразованию. На данном этапе ребенок имеет стремление выразить свое мнение и владеть обстоятельствами и ситуацией, в результате использования ситуативности мы даем ученику возможность осуществить данные действия.

По мнению Леонтьева, данный период является наилучшим для развития навыков говорения, так как ведущей деятельностью становится личностное общение. [4]

Возникает высокая внутренняя мотивация и интерес к обучаемым взглядам, мнениям, особенностям характера, темперамента, для проявления фантазии, выдумки, юмора и других личностных свойств. В результате речевая деятельность на английском языке становится личностно-значимой.

Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под активизацией имеют ввиду эффективное использование тех приемов и методов обучения, которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач.

Понятие проблемная ситуация принадлежит теории проблемного обучения, основы которой были заложены в трудах А.М. Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера и др.

Под проблемной ситуацией будем понимать «особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризующийся таким психическим состоянием, возникающим у субъекта при выполнении им задания, которое требует найти новые, ранее неизвестные субъекту знания и способы действий» [5]. Проблемная ситуация выражается в затруднении определения целей, условий, средств (или способов) деятельности и возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности [6].

Причиной возникновения проблемных ситуаций является наличие противоречий между объективной действительностью и знаниями о ней. Наличие противоречия в составе объекта ставит обучаемого в положение неопределенности, толкает на активный поиск способа разрешения возникшей проблемы.

Вне зависимости от метода, представленного педагогами, все ученые сходятся на основных параметрах обучения говорению. Таковыми параметрами являются следующие:

1) Обучение говорению  начинается с изучения и становления  звуков, букв, формирования таких  навыков как грамматические, лексические  и произносительные, навыки аудирования.

2) На начальном этапе  процесс приобретения перечисленных  выше навыков проходит совместно  и параллельно. Отделение какой-либо  части невозможно, так как последствием может стать неправильное или отсутствие сформированности любого из навыков, в том числе, пройденного.

3) Изучение любой структуры  начинается с новых слов, объяснения  грамматических и лексических  правил.

4) Для запоминания структур  необходимо повторение их учениками  за учителем или диктором, а  затем дальнейшая их отработка.

Научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную ситуацию на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника, пришли к выводу ведущие учителя-практики.

      Эффективность  проблемного обучения доказана  многочисленными исследованиями  в 70-х — начале 80-х годов по  разным учебным предметам и  практикой как в школе, так и в вузе. Вместе с тем ведущие исследователи этого вопроса (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и др.) предупреждают от универсализации проблемного обучения. Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный̆ и творческий потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Из сказанного можно заключить, что решение проблемных ситуаций в учебном процессе создает необходимые условия для приобретения учащимися новых повышенных интеллектуальных и психологических качеств личности. Создавая на занятии цепь проблемных ситуаций, преподаватель решает задачу поступательного движения от простого к более сложному, от низшего к высшему, задачу совершенствования и развития личности учащегося [7]. Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников.

В заключении можно выразить, что проблемное обучение это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности; в процессе решения таких задач учащимися в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это-формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

 

1.Выготский Л. С. Мышление и речь. – Собр. соч. М., Педагогика, 1982,т. 2, с. 305.

2.' Основные направления  исследований психологии мышления  а капиталистических странах / Под ред. Е. В. Шороховой. М., Наука, 1966, с. 41.

3. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985.

4.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во МГУ, 1981,с. 312.

5. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: «Педагогика», 1972. – 208 с.

6. Краева, Л.И. Современные  педагогические технологии / Л.И. Краева, Т.А. Грузнова, Н.Д. Мартынец. – Сыктывкар, 1999. – 93 с.

7. Шашков, В.И. Педагогическая технология в учебном процессе / В.И. Шашков. – Н. Новгород, 1998. – 108 с.

 

 

 

 


Информация о работе Проблемные ситуации как один из эффективных методов в обучении говорению на ИЯ в средней школе